Комментарии к с. 213-217

18 Архонт (греч. — регент) — один из девяти ежегодно избиравших­ся высших должностных лиц в Афинах. Во главе городских властей стоял архонт-эпоним, по имени которого назывался год. Архонт-басилей ис­полнял религиозные функции во время жертвоприношений и праздни­ков. На архонта-полемарха возлагалось командование войсками. Вопросы юрисдикции относились к ведению особой коллегии шести архонтов-фес-мофетов.В Ув.дон. э. должность архонта утратила свое прежнее поли­тическое значение вследствие усиления роли стратегов и замены выборов назначением по жребию.

19 См.: Демосфен. Речи. М., 1994, т. 1, с. 61-131. См. прим. 19 к главе 9.

21 Мелос — по воззрениям древних, соединение музыки, поэзии и ор-хестрики (танцевального искусства). «Мелос состоит из трех элементов: слова, гармонии и ритма» (Платон). В Древней Греции существовало до 15 различных мелодий, связанных с теми или другими национальными

особенностями.

Ямб — один из стихотворных размеров: стихотворная стопа, состоя­щая из краткого и долгого слогов. Вместе с тем ямб — это и литератур­ный жанр, праформами которого были ритуальные поношения, служив­шие на праздниках плодородия магическим средством отвращения зла. У греков со словом «ямб» соединялось представление о шуточном ха­рактере произведения, в то время как в новой литературе ямб является понятием исключительно метрическим. Согласно одному гомеровскому гимну, служанка элевсинского царя Келея, по имени Ямба, рассмешила скорбящую Деметру непристойными шутками.

Подробнее см.: Тахо-Годи А.А. (ред.) Античная литература. М., 1973,

с. 76-80.

22 Монодия — в широком смысле всякая одноголосная мелодия; ос­новывающаяся на одноголосии область музыкальной культуры. В XVI в. одним из создателей монодии был Винченцо Галилей, тонкий знаток древ­негреческой культуры, композитор, лютнист и математик |*тец астроно­ма Галилео Галилея. Создание монодии непосредственж предшествовало возникновению оперы.

' Bourques L, Denereaz A. La musique et la vie interieure. Paris-Lausanne,

1921, p. 85.

24' Combarieu]. Histoire, vol. I, p. 101.

25 См. прим. 27 к главе 1.

26 В данном случае имеется в виду не нью-йоркский небоскреб (см. прим. 25 к главе 10), а расположенный в нем крупнейший концертный зал «Радио сити мюзик-холл».

BourquesL, Denereaz A, Op. cit.,p. 84-85.

28 Гефестион, друг детства Александра Македонского, его сподвижник и начальник телохранителей, умер в 324 г. до н. э. (за год до смерти самого Александра) «от неумеренных выпивок» (по словам Диодора: XVII, 109). Плутарх рассказывает, что «Александр оплакивал его так долго, как не

960 Комментарии к с. 218-219

подобало царю, поставил ему памятник в 12 тысяч талантов и приказал почитать его после смерти, как бога» (Александр, 12).

Подробности, сообщаемые П.А. Сорокиным, содержатся в VII книге «Похода Александра» Арриана: «Александр задумал устроить гимнасти­ческие и мусические состязания, которые были бы гораздо славнее пре­жних и по количеству участников, и по расходам на устройство: подго­товлено было 3000 состязающихся. Говорят, что короткое время спустя они состязались на похоронах Александра» (Арриан. Поход Александра. М., 1993, с. 234).

29< CombarieuJ. Histoire, vol. I, p. 175.

30 См.: Шиний Старший. Естествознание, Об искусстве. М., 1994, с. 137 («Естественная история», XXXVI, 115). По современным подсчетам, одна­ко, в театре Помпея (построенном в Риме на Марсовом поле) было около 10 000 мест (там же, с. 786,266).

3l" CombarieuJ. Histoire, vol. I, p. 177-178.

32 Кратер — у греков сосуд для смешивания жидкостей, преимуще­ственно вина с водой. Кратеры делали из обожженной глины или металла; они имели широкое горло, вместительное тулово (в форме чаши, коло-колаит. п.)идверучки.В данном случае кратеры представляли добычу, взятую греками в Трое.

33 Цитата из письма CXXVII к Марку Марию, написанного в первой половине октября 55 г. до н. э. (Письма Марка Туллия Цицерона. М., 1994,т,1,с.257).

«Клитемнестра» — трагедия поэта Аттия или Невия, «Троянский конь» — трагедия Ливия Андроника. Представления, о которых идет речь в письме Цицерона, происходили при освещении театра, построенною Помпеем, или при освящении храма Венеры Победительницы. Кроме те­атральных представлений, происходили состязания в цирке и бои с дики­ми зверями, дважды в день в течение пяти дней.

34 Ср. с яркой картиной, которую рисует В. Татаркевич: «В импера­торскую эпоху музыка заняла более значительное место в общественной и частной жизни римского общества. Увлечение ею тотчас же приняло колоссальные масштабы. То же самое произошло и в Александрии, где с концертами выступали огромные хоры и оркестры: при жизни Птолемея Филадельфа в дионисийских процессиях принимали участие триста пев­цов и триста кифар. Но Рим превзошел Александрию, в его театрах высту­пали хоры из нескольких сотен человек.

Если раньше римляне только смотрели на танцы рабов, а сами не танце­вали, то уже со времен Гракхов, несмотря на сопротивление традициона­листов, функционировали школы танца и пения. Императоры, зачастую более близкие по своим вкусам к плебсу, чем аристократия, покровитель­ствовали музыке, многие из них умели играть на музыкальных инстру­ментах, а также петь. Кроме того, было распространено мнение, что пе­ние и умение играть на музыкальных инструментах украшает женщин. Из Греции пришла мода слушать музыку во время приема пищи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: