веков. Сост. Б.И. Пуришев и P.O. Шор. М., 1953, с. 294-305; Роман о Лисе. М., 1987 (перевод А.Г. Наймана); История хитрого плута Лиса Рейнарда. СПб., 2004 (прозаическая версия «Романа о Лисе»).
12 Фаблио, фабльо — короткая стихотворная комическая или сатирическая повесть в городской литературе Франции XII — нач. XIV вв. См.: Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 1971.
33 «Роман о Розе» («Roman de la Rose») — памятник французской средневековой литературы. В первой части поэмы, написанной в 20-е гг. XIII в. Гильомом де Лоррисом, в форме аллегорического сновидения автора рассказывается о любви поэта к Розе, олицетворяющей и идеальную женственность и божественную благодать; наравне с Розой фигурируют персонифицированные пороки и добродетели. Вторая часть поэмы написана ок. 1260 г. клириком Жаном де Меном, выступающим за свободную любовь, разум, равенство людей и сатирически изображающим нравы своей эпохи. Фрагменты «Романа о Розе» в русском переводе опубликованы в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков. Сост. Б.И. Пуришев и Р. О. Шор. М., 1953.
|
|
34 Жесты, chansons de gestes (букв.: песни о деяниях) — французский героический эпос, циклы поэм на исторические сюжеты (до нас дошло около 90), которые сложились на рубеже XI-XII вв.
35 Против (лат.).
36 Делай что хочешь (фр.). В романе Ф. Рабле описана Телемская обитель, устав которой состоял только из одного правила: «Делай что хочешь» (отсюда название обители: по греч. «телема» — желание). См.: Рабле Ф.Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973,с. 134.
37 Мария Французская (Marie de France) — французская поэтесса 2-й половины XII в. Жила в Англии при дворе короля Генриха II Плантагене-та. Писала на норманнском диалекте французского языка; автор двенадцати «Ле» (lais), своеобразных поэтических новелл куртуазного жанра, сборника оригинальных и п-феводных басен, дидактического сочинения «Чистилище святого Патрикз». «Элидюк» и «Фрэн» (оба Яе» названы именами героев: Элидюк —влюбленный рыцарь, Фрзн ---девочка-подкидыш, найденная под ясенем [по фр.: frene]) — два из написанных ею «ле». Подробнее о ней см.: Смирнов А. Из истории зачадноевропейской литературы. М.-Л., 1965, с. 88-111 (статья «Ле Марии Французской и анонимные ле»; изложение и анализ «Ле», упомянутых П.А. Сорокиным, на с. 100-102).
38 В оригинале — economic mentality, что в данном случае вполне соответствует «экономизму» в том смысле, какой придавал этому термину С.Н. Булгаков. По Булгакову, «аксиома экономизма» заключается в утверждении: «Жизнь есть процесс прежде всего хозяйственный» (Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990, с. 8).
39 Крестьянин Гельмбрехт — главный герой одноименной стихотворной сатиры («Meier Gelmbrecht») баварского поэтаXIII в. Вернера Садовника, в которой изображается нравственное падение и злоключения кре-
|
|
Комментарии к с. 254-269
стьянского парня из богатой семьи, презревшего свое состояние и вздумавшего стать рыцарем. Рус. перевод: Вернер Садовник. Крестьянин Гель-мбрехт. М., 1971. «Поп Амис» — поэма современника Вернера Садовника Штрикера, в которой веселые истории объединены личностью их героя.
40 В оригинале — «bourgeois literature», но перевести это как «буржуазная литература» в данном случае было бы неправильно. Это именно городская, точнее даже, мещанская литература, но поскольку первое понятие слишком общее, а второе слишком русское (и к тому же имеет негативный оттенок), я решил остановиться на варианте «бюргерская литература». Ср. также рассуждения В.В. Кожинова в его исследовании «Происхождение романа» {М., 1963, с. 62).
41 См. прим. 3 к главе 3.
42 См. прим. 8 к главе 2.
43 Слова, заключенные в квадратные скобки, пропущены в оригинале (явно по небрежности, допущенной при подготовке сокращенного издания). Восстановлены по полному тексту «Социальной и культурной динамики» (vol. I, p. 637).
44 Соти (фр. sotie, от sot — глупый) — комедийно-сатирический жанр французского театра XV-XVI вв., возникший на основе средневековых шутовских представлений. Соти создавались и разыгрывались любительскими театральными обществами, из которых наиболее известно «Беззаботные ребята» (Париж). В конце XVI в. было запрещено.
45 Постепенно увеличивая силу; возрастая (итал.).
46" Courthope WJ. A History of English Poetry. New York, 1895, vol. II, p. 29.
47'Ibid., p. 319-320.
48* Van Tieghem P. Precis d'histoire Htterature de 1'Europe depuis la Renaissance. Paris, 1925, p. 36.
49 На первый взгляд помещение «Дон Кихота» в конце длинного списка «плутовских романов» может показаться своего рода «издержкой классификации», поскольку роман Сервантеса, задуманный вначале действительно как отчасти плутовской, а отчасти пародийный — по своему значению и глубине намного превосходит границы своего собственного жанра. Здесь достаточно напомнить мнение Ф.М. Достоевского о «Дон Кихоте», высказанное им в мартовском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г.: «Во всем мире нет глубже и сильнее этого сочинения» (Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1981, т. 22, с. 92), и тем не менее с «формальной» точки зрения «Дон Кихот», действительно «плутовской роман», но... (это многозначительное «но» принадлежит Достоевскому). Подробнее см.: Айхенвальд Ю. Дон Кихот на русской почве. Москва-Минск, 1996, т. 1-2; Кожинов В. Происхождение романа. М., 1963, с. 136-168 (глава «Первый этап истории жанра. Плутовские романы и "Дон Кихот" Сервантеса»).
50" Тенденция, совершенно очевидная и в мультипликационных фильмах, в которых она вульгаризирована до поп plus ultra [последних пределов!.
Комментарии к с. 272-287
51 «Готический роман» (романы «ужасов и тайн») — литературный жанр предромантизма, созданный в Англии в конце XVIII в.
52' Dromel J. La loi des revolutions, les generations, les nationalites, les dynastis, les religions. Paris, 1862.
531 Zola E. Le roraan experimental [Экспериментальный роман]. Paris, 1880, p. 87.
541 David-Sauvageot A. Op.cit, p. 7-11.
55 Картины нравов (фр.).
56* Saintsbury G. Op. cit., vol. II, p. 11.
57 «Искусство стихосложения», «О поэте», «Поэтика», «Стихотворные правила» (лат,, итал.).
58 См. выше, прим. 16.
59 «Нападки» Л.Н. Толстого на Шекспира содержатся в его критическом очерке «О Шекспире и его драме». Конечный вывод Толстого состоит в том, что «ничтожные и безнравственные произведения Шекспира... имеющие целью только развлечение и забаву зрителей, никак не могут быть учителями жизни...» (Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х тт. М., 1983, т. XV, с. 315).
60 О футуризме, символизме и сюрреализме см. прим. 13,38 и 49 к главе 9. «Манифест сюрреализма» (1924), написанный Андре Бретоном (1896-1966), см. в книге: Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986, с. 40-73.
|
|
61 См. прим. 18 к главе 9.
ГЛАВА 13
'" Глава написана в сотрудничестве с Н.О. Лосским и И.И. Лапшиным.
2 Мана — на языке народов Меланезии и Полинезии, гдеупотребля-ется и откуда заимствовано это слово, — невидимая сверхъестественная сила, носителями которой могут быть люди, животные и пух я; действия маны проявляются в успехе и неуспехе людей на различных поприщах.
3 В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, что, кома Иисус Христос впервые после воскресения предстал перед своими учениками, апостол Фома отсутствовал и не захотел верить их рассказу: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Когда Христос явился во второй раз, он сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20,27). После того как Фома поверил, Христос назвал других своих учеников блаженными, «невидевшими и уверовавшими» (Ин. 20,29).
4 Верификация (позднелат. verificatio — доказательство, подтверждение) — понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обо-
Комментарии к с. 287-296
значения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
у См.: Августин Бл. О граде Божием. Кн. XV1-XVIII.
6 Аподиктический (от греч. apodeiktikos —убедительный) —философский термин, обозначающий высшую степень логической достоверности знания и характеризующий непреложную необходимость содержания тех или иных суждений и высказываний; Аристотель, который впервые исследовал аподиктические суждения, отличал от них суждения «диалектические», т. е. вероятностные, указывающие на возможность противоположного тому, что в них утверждается.
7 Бихевиоризм (от англ, behavior —поведение) —ведущее направление в американской психологии конца XIX — нач. XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул-реакция». Родоначальниками бихевиоризма являются Э. Торндайк и Дж.Б. Уот-сон; большое влияние на формирование научных основ бихевиоризма оказали работы В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.
|
|
8" К этому типу источников относятся, например, определенным образом интерпретированные диалоги Платона, «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» Фомы Аквинского, «Пролегомены» Ибн-Хальду-на и др.
9 Социология знания (нем.) — как относительно самостоятельная отрасль исследований начала формироваться в 20-е гг. XX в. (работы М. Шелера и К. Манхейма в Германии, а также П. Сорокина, Ф. Знанец-кого, Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Чайлда, Ч. Миллса, В. Старка, П. Бергера, Т. Лукмана в США и др.). Сам П.А. Сорокин в числе основателей социологии знания называет К. Манхейма, М. Шелера и В. Цигенфуса, причем по поводу первого он замечает, что «автор дает слишком марксистскую интерпретацию социологии науки».
10 При подготовке сокращенного издания «Динамики» упомянутая П.А. Сорокиным таблица была опущена. Здесь она восстановлена и помещена в конце книге как «Приложение к главе 13».
"' DarmstaedterL. Handbuch zur Geschichte der Naturwissenschaften und der Technik. Berlin, 1908.
12 «Врач! Исцели самого себя» (Лк. 4,23).
13 Фидеизм (от лат. fides —вера) —утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение.
Критицизм — направление в философии XIX-XX вв., опирающееся на идеи И. Канта, согласно которому настоящая, «критическая» философия вообще не может быть онтологией, учением о бытии, а способна лишь исследовать возможности и границы познания.