Глава 12 новая комедия

1 Констелляция (от лат. con [cum] — вместе и Stella — звезда) — астрономический термин для обозначения созвездия, плеяды. В социо­логии его широко применял Макс Вебер в значении «сцепления» обстоя­тельств, факторов, условий и т. п.

2 У П.А. Сорокина ошибочно — Святополк (Sviatopolk). Былины о Святогоре-богатыре и Микуле Селяниновиче (у которого в суме была «тяга земная», так что даже Святогор не мог ее поднять) см. в сборнике «Героический эпос народов СССР». М., 1975, т. I, с. 31-36.

3 См. прим. 17 к главе 11.

4 Александрийская школа — филологическая школа эпохи эллиниз­ма, образовавшаяся на основе Александрийской библиотеки. Главная заслуга этой школы заключалась в каталогизации этой обширнейшей библиотеки древнего мира и в составлении комментариев к произведени­ям классических авторов. Подробнее см.: ФрейбергЛ. Литературная кри­тика в эпоху александрийской образованности (Древнегреческая литера­турная критика. М., 1975, с. 185-216).

5' David-Sauvageot A. Le reaHsme et le naturalisrae dans la litterature et dans l'art.Paris,1889,p.25. 6> Ibid., p. 24.

7 Общепринятая в современной науке об Античности периодизация истории древнегреческой (аттической) комедии:

Древняя Комедия (приблизительно до 400 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни полиса, затрагивала насущные государственные про­блемы и подвергала критике видных граждан. Главные ее представите­ли — Эвполид, Кратин и Аристофан.

Средняя Комедия отражает упадок демократии в Афинах: главное ме­сто в ней занимают пародийно-мифологические темы и сюжеты, связан­ные с жизнью гетер и параситов. От представителей Средней Комедии — Антифана, Алексида и др. — сохранились лишь скудные фр"*.ленты.

Новая Комедия (приблизительно с 320 до н. э.) черлалл темы и сюже­ты из повседневной жизни; кроме того, использова/шсь и пародийно-ми­фологические темы, затрагивались и политические вопрзси. Возникает определенный круг мотивов (изнасилование, подкидывание ребенка) и типичных фигур (гетера, параситы, рабы). Главные представители Новой Комедии — Менандр, Дифил, Филемон, сицилиец Эпихарм. Подробнее см.: Словарь античности. М, 1992, с. 280-281.

8 Птолемей II Филадельф («любящий сестру») (308-246 дон. э.) — Царь эллинистического Египта (с 285), покровитель науки, искусства и религиозных культов. Около 278 г. до н. э. он женился на своей родной сестре Арсиное, что даже для греческой морали, не возражавшей против браков со сводными сестрами, было исключительным событием. Толпа льстецов (поэтов, теологов, юристов) оправдывала этот брак, ссылаясь на пример священного брака Зевса и Геры и даже сравнивала супругов-

Комментарии к с. 241-243

адельфов (брата и сестру) с богами-адельфами. Подробнее см.: Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М., 1992, с. 236-237; Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990, с. 162.

*' Saintsbury G. A history of criticism. London, 1900, vol. I, p. 29-59. [О «шести Демокритах» сообщает Диоген Лаэртский, последним в списке помещая «уроженца Пергама, прославившегося риторскими речами», которого и имеет в виду Г. Сейнтсбери. См.: Диоген Лаэртский. О жизни, ученияхи изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 37].

10 Платон. Государство 387Ь (Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М„ 1994, т. 3, с. 150).

"" SaintsburyG. Op. cit, p. 76.

12 Пергамская школа, связанная с Пергамской библиотекой, соперни­чала с Александрийской школой и оказала значительное влияние на лин-гво-философское направление в философии Античности.

13 Схолия (греч. scholion — объяснение, толкование) — составлен­ное в Античности или Средние века пояснение к малопонятному тексту. Схолии, возникшие из пояснений к Гомеру, сделанных для учеников афин­ских школ еще в V в. до н. э., появились в большом количестве во време­на расцвета Александрийской школы. До нас дошли схолии к Гомеру, Пиндару, Эсхилу, Софоклу, Еврипиду, Аристофану, Фукидиду, Платону, Аристотелю, Каллимаху, Феокриту и др.

"* Saintsbury G. Op. cit, p. 88.

[Атетеза («устранение») — пропуск отдельных слов, главным обра­зом частиц. Рекапитуляция — повторение главного в заключении речи (лит.); у Сорокина употреблен греческий синоним: anakephalaiosis.

Манеры повествования: гомилетическая — проповедническая; апан-гельтическая —повествовательная; гипостатическая —возвышенная.]

|5' Ibid., vol.1, p. 243.

16 Вот за вином любопытствуют внуки Ромула сытые, что расскажешь ты в дивной поэме... Сбивчивая общая болтовня (лат.) — цитата из первой сатиры Персия. Первая часть цитаты (до отточия) приведена в переводе Ф. Петровского. См.: Римская сатира. М., 1989.

17 См.: Тацит К. Сочинения в 2-х тт. М., 1993, т. I, с. 373-402 (в русском переводе сочинение Тацита называется «Диалог об ораторе»). «...На другой день после публичного чтения Куриацием Матерном своего "Катона", — пишет Тацит, —...толками об этом был полон весь Рим» (Тацит К. Указ, соч., с. 374).

18 Арбитр изящества, законодатель изящного вкуса (лат.). Тацит в «Анналах» (XVI, 18) пишет: «Возвратившись к порочной жизни или, быть может, притворно предаваясь порокам он [Петроний] был принят в тес­ный круг наиболее доверенных приближенных Нерона и сделался в нем законодателем изящного вкуса, так что Нерон стал считать приятным и исполненным пленительной роскоши только то, что было одобрено Пет-ронием» (ТацитК. Указ, соч., с. 319).

Комментарии к с. 244-246 965

19 Цитата из «Сатирикона» Петрония в переводе Б. Ярхо. См.: Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатири­кон. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. М., 1969, с. 237-238.

20 Ср. перевод Ф. Петровского:

Тут кто-нибудь, у кого на плечах лиловая хлена Косноязычно и в нос объявив о чем-нибудь затхлом, Всяких Филлид, Гипсипил и поэтов слезливые басни Цедит сквозь зубы, слова коверкая лепетом нежным.

(Римская сатира. М., 1989, с. 98: Сатира первая).

21 Ср. перевод Ф. Петровского:

Впрочем, несноснее та, что едва за столом поместившись, Хвалит Вергилия, смерти Дидоны дает оправданье, Сопоставляя поэтов друг с другом: Марона на эту Чашу кладет, а сюда на весы полагает Гомера.

(Ювенал. Сатиры. СПб., 1994; II, б, 434-438). У Сорокина ошибочно дана ссылка на Десятую Сатиру.

22 Цитаты из 6-го и 20-го писем Первой книги Плиния Корнелию Та­циту. См.: Письма Плиния Младшего. М., 1984, с. 8,18.

Стиль — бронзовый стержень, заостренный конец которого исполь­зовался для написания текста на дощечку, покрытую воском. Противо­положный конец стиля делался плоским, для того чтобы стирать напи­санное.

23 Цитата из сочинения Лукиана «Как следует писать историю» (§ 8). Ср. перевод С. Толстой: «...У поэзии и поэтических произведений одни задачи и свои особые законы, у истории —другие. Там —полная свобо­да и единый закон — воля поэта, так как он преисполнен божества и находится во власти муз» (Лукиан из Самосаты. Избрани Л проза. М.,

1991,с. 629).

24 Является единственным законом (лат.). Выражение принадлежит Персию. Ср. перевод Ф. Петровского: «Вне себя самого судьи не ищи ты» (Римская сатира. М., 1989, с. 98).

25 Трактат «О возвышенном», созданный неизвестным автором в I в. н. э., приписывают Лонгину ошибочно. Иногда автора этого трактата условно называют Псевдо-Лонгином. Слова, которые цитирует П.А. Со­рокин, — из гл. 44,11. Ср. перевод Н.А. Чистяковой: «...Нет необходимо­сти скрывать то, что наши природные таланты теперь блекнут и вянут из-за той праздности, которая за редким исключением властвует над всеми нами» (О возвышенном. М., 1994, с. 82).

26 В одном из своих писем Иероним Стридонский рассказывает, что услышал во сне упрекающий его голос: «Ты цицеронианец, не христиа­нин», в ответ на что Иероним отвечал (невыполненным им) обещанием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: