Комментарии к с. 313-319

Комментарии к с. 319

Самые крупные войны эпохи Реформации — Крестьянская война в Германиив 1524-1526 гг. и Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. «Религиоз­ными войнами» во Франции называют войны между католиками и гуге­нотами во второй половине XVI в. Наиболее известный и трагический эпизод этих войн — Варфоломеевская ночь (1572 г.), во время которой в Париже была устроена массовая резня гугенотов. В мае 1576 г. часть ка­толического духовенства и дворянства объединилась в Католическую лигу, созданную для борьбы с гугенотами (главой Лиги стал герцог Генрих Гиз); в конце 1576 г. Католическая лига фактически распалась и была восста­новлена лишь в 1585 г. под названием Парижской лиги, которая в свою очередь просуществовала до 1594 г. и была распущена после вступления в Париж Генриха IV (перешедшего в католичество).

25 Дата «после 1860 г.» может быть уточнена и конкретизирована. В 1865 г. вышла в свет книга О. Либмана «Кант и эпигоны» («Kant und Epigonen»), в которой впервые был провозглашен лозунг «Назад к Кан­ту!» Призыв О. Либмана был услышан: вскоре были основаны Баденская и Марбургская школы неокантианства, превратившегося в самое влия­тельное философское течение конца XIX — начала XX в. Таким образом, датой рождения неокантианства можно считать именно 1865 г.

26 Философско-мифологическую концепцию «божественного безу­мия» (или «неистовства» — греч. mania) Платон разработал в диалоге «Федр». «...Величайшее для нас благо возникает от неистовства, правда, когда оно уделяется нам как божий дар. Прорицательница в Дельфах и жрица в Додоне в состоянии неистовства сделали много хорошего для Эллады... а будучи в здравом рассудке, — мало или вовсе ничего». «Боже­ственное неистовство, исходящее от четырех богов, мы разделили на че­тыре части: вдохновенное прорицание мы возвели к Аполлону, посвяще­ние в таинства — к Дионису, творческое неистовство — к музам, четвертую же часть к Афродите и Эроту...» (Платон. Собрание сочине­ний: В 4-х т. М., 1993, т. 2, с. 153,175: Федр, 244 а-Ь; 265 Ь).

27 См. прим. 11 к главе 2.

28 Намек ка известное изречение церковного историка Цезаря Баро-ния «Philosophia апсШа theologiae» (философия — служанка богословия).

2* См. прим. 48 к главе 9.

30 Имеется в виду надпись на стене-, появившаяся во время пира, уст­роенного халдейским царем Валтасаром: «Мене, текел, упарасин» (исчис­лено, взвешено и разделено)» возвещавшая конец его царствования и цар­ства (Дан. 5,5-31).

31 Принцип неопределенности В. Гейзенберга — фундаментальное положение квантовой теории, утверждающее, что любая физическая си­стема не может находиться в состояниях, в которых координаты ее цент­ра инерции и импульс одновременно принимают вполне определенные, точные значения. См.: Гейденберг В., Шредингер Э., Дирак П. Современ­ная квантовая механика. М.-Л., 1934.

32 Перечислены основные философские направления XX в. (о чем крас­норечиво свидетельствует типичная для нашего времени приставка «нео»).

Экзистенциализм (от позднелат. existentia — существование) — фи­лософия существования, возникшая накануне Первой мировой войны в России (Л. Шестов, Н. Бердяев), после Первой мировой войны в Германии (М- Хайдегтер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, С. де Бовуар и др.).

Интуитивизм — направление в философии, рассматривающее ин­туицию в качестве единственно достоверного способа познания (в Рос­сии — Н.О.Лосский; во Франции —А.Бергсон).

Мнтегрализм — философское направление, к которому причислял себя и сам П.А. Сорокин. Одним из крупнейших интегралистов XX в. был индийский мыслитель Ауробиндо Гхош (1872-1950); свою статью в сбор­нике, посвященном Ауробиндо, Сорокин озаглавил «Интегральная йога Шри Ауробиндо». В ней, в частности, говорится: «Интегральная йога Шри Ауробиндо — это попытка дать синтез всех главных йог и их фи­лософских учений. Она стремится интегрировать в одну систему их важ­нейшие элементы, равно как и все ценное в западной науке и религии» (The Integral Philosophy of Sri Aurobindo. A Commemorative Symposium. London, 1960, p. 205; цит. по: Литман А.Д. Современная индийская фило­софия. М., 1985, с. 141). См. также: SorokinP. Integralism Is My Philosophy// This Is My Philosophy. New York, 1957 (рус. перевод: Сорокин П.А. Моя философия — интегрализм // Социологические исследования. 1991, №10, с. 134-139).

Под неомистицизмом П.А. Сорокин подразумевает такие «модные» в начале XX в. учения, как теософия и антропософия (Е. Блаватская, Р. Штей-нер и др.), и таких философов, как У. Джеймс, Симона Вайль, А. Бергсон и др. Об оккультизме XX в. подробнее см.: Гуревич П.С. Возрожден ли мисти­цизм? Критические очерки. М., 1984.

Неореализм — философское направление, возникшее в Ве-икобрита-нии и США в начале XX в. после публикации статьи Дж, Я КГура «Опро­вержение идеализма» (1903) и «Программы и первой платформы шести реалистов» (1910; Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт, У. Монт^по, У. Питкин, Э. Спеллинг) и их книги «Новый реализм» (1912). Будучи реакцией на субъективный и абсолютный идеализм, неореализм подчеркивает суще­ствование «объекта», отличного от опыта, а в гносеологии развивает кон­цепцию «непосредственного познания», формулируя теорию «имманен­тности независимого», согласно которой объект может непосредственно «входить» в сознание, в то же время не будучи зависимым от него в отно­шении своего существования и природы. Подробнее см.: Богомолов А.С. Философия англо-американского неореализма. М., 1962.

Нестомизм — философская школа, исходящая из учения Фомы Ак-винского (учение которого называется «томизмом» — по латинской форме его имени Thomas); с 1879 г. получила официальное признание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: