Комментарии к с. 319
Самые крупные войны эпохи Реформации — Крестьянская война в Германиив 1524-1526 гг. и Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. «Религиозными войнами» во Франции называют войны между католиками и гугенотами во второй половине XVI в. Наиболее известный и трагический эпизод этих войн — Варфоломеевская ночь (1572 г.), во время которой в Париже была устроена массовая резня гугенотов. В мае 1576 г. часть католического духовенства и дворянства объединилась в Католическую лигу, созданную для борьбы с гугенотами (главой Лиги стал герцог Генрих Гиз); в конце 1576 г. Католическая лига фактически распалась и была восстановлена лишь в 1585 г. под названием Парижской лиги, которая в свою очередь просуществовала до 1594 г. и была распущена после вступления в Париж Генриха IV (перешедшего в католичество).
25 Дата «после 1860 г.» может быть уточнена и конкретизирована. В 1865 г. вышла в свет книга О. Либмана «Кант и эпигоны» («Kant und Epigonen»), в которой впервые был провозглашен лозунг «Назад к Канту!» Призыв О. Либмана был услышан: вскоре были основаны Баденская и Марбургская школы неокантианства, превратившегося в самое влиятельное философское течение конца XIX — начала XX в. Таким образом, датой рождения неокантианства можно считать именно 1865 г.
26 Философско-мифологическую концепцию «божественного безумия» (или «неистовства» — греч. mania) Платон разработал в диалоге «Федр». «...Величайшее для нас благо возникает от неистовства, правда, когда оно уделяется нам как божий дар. Прорицательница в Дельфах и жрица в Додоне в состоянии неистовства сделали много хорошего для Эллады... а будучи в здравом рассудке, — мало или вовсе ничего». «Божественное неистовство, исходящее от четырех богов, мы разделили на четыре части: вдохновенное прорицание мы возвели к Аполлону, посвящение в таинства — к Дионису, творческое неистовство — к музам, четвертую же часть к Афродите и Эроту...» (Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. М., 1993, т. 2, с. 153,175: Федр, 244 а-Ь; 265 Ь).
27 См. прим. 11 к главе 2.
28 Намек ка известное изречение церковного историка Цезаря Баро-ния «Philosophia апсШа theologiae» (философия — служанка богословия).
2* См. прим. 48 к главе 9.
30 Имеется в виду надпись на стене-, появившаяся во время пира, устроенного халдейским царем Валтасаром: «Мене, текел, упарасин» (исчислено, взвешено и разделено)» возвещавшая конец его царствования и царства (Дан. 5,5-31).
31 Принцип неопределенности В. Гейзенберга — фундаментальное положение квантовой теории, утверждающее, что любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых координаты ее центра инерции и импульс одновременно принимают вполне определенные, точные значения. См.: Гейденберг В., Шредингер Э., Дирак П. Современная квантовая механика. М.-Л., 1934.
32 Перечислены основные философские направления XX в. (о чем красноречиво свидетельствует типичная для нашего времени приставка «нео»).
Экзистенциализм (от позднелат. existentia — существование) — философия существования, возникшая накануне Первой мировой войны в России (Л. Шестов, Н. Бердяев), после Первой мировой войны в Германии (М- Хайдегтер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, С. де Бовуар и др.).
Интуитивизм — направление в философии, рассматривающее интуицию в качестве единственно достоверного способа познания (в России — Н.О.Лосский; во Франции —А.Бергсон).
Мнтегрализм — философское направление, к которому причислял себя и сам П.А. Сорокин. Одним из крупнейших интегралистов XX в. был индийский мыслитель Ауробиндо Гхош (1872-1950); свою статью в сборнике, посвященном Ауробиндо, Сорокин озаглавил «Интегральная йога Шри Ауробиндо». В ней, в частности, говорится: «Интегральная йога Шри Ауробиндо — это попытка дать синтез всех главных йог и их философских учений. Она стремится интегрировать в одну систему их важнейшие элементы, равно как и все ценное в западной науке и религии» (The Integral Philosophy of Sri Aurobindo. A Commemorative Symposium. London, 1960, p. 205; цит. по: Литман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985, с. 141). См. также: SorokinP. Integralism Is My Philosophy// This Is My Philosophy. New York, 1957 (рус. перевод: Сорокин П.А. Моя философия — интегрализм // Социологические исследования. 1991, №10, с. 134-139).
Под неомистицизмом П.А. Сорокин подразумевает такие «модные» в начале XX в. учения, как теософия и антропософия (Е. Блаватская, Р. Штей-нер и др.), и таких философов, как У. Джеймс, Симона Вайль, А. Бергсон и др. Об оккультизме XX в. подробнее см.: Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? Критические очерки. М., 1984.
Неореализм — философское направление, возникшее в Ве-икобрита-нии и США в начале XX в. после публикации статьи Дж, Я КГура «Опровержение идеализма» (1903) и «Программы и первой платформы шести реалистов» (1910; Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт, У. Монт^по, У. Питкин, Э. Спеллинг) и их книги «Новый реализм» (1912). Будучи реакцией на субъективный и абсолютный идеализм, неореализм подчеркивает существование «объекта», отличного от опыта, а в гносеологии развивает концепцию «непосредственного познания», формулируя теорию «имманентности независимого», согласно которой объект может непосредственно «входить» в сознание, в то же время не будучи зависимым от него в отношении своего существования и природы. Подробнее см.: Богомолов А.С. Философия англо-американского неореализма. М., 1962.
Нестомизм — философская школа, исходящая из учения Фомы Ак-винского (учение которого называется «томизмом» — по латинской форме его имени Thomas); с 1879 г. получила официальное признание