'" Написана в сотрудничестве с Н.О. Лосским и И.И. Лапшиным.
2 О «сингуляризме» см. прим. 22 к главе 1.
3 Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — философское направление, изучающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм ХХв. —«неореализм»,окоторомсм.прим.32кглаве13).В средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании.
4 Универсалия (от лат. universalis — общий) — общее понятие
(«идея»).
5 Идея Платона — идеальная сущность, лишенная телесности и являющаяся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; идеи составляют особый идеальный мир, который венчает Идея Блага. Материальные предметы, или «вещи», по учению Платона, «причастны» идеям. Всесторонний анализ «идеи. Платон дан в книге А.Ф. Лосева «Очерки античного символизма и мифологии» (М.,
|
|
1993).
«Форма», по Аристотелю, — это суть бытия, суцность или первая сущность. Форма вечна и неизменна; из сочетания формы и материи образуются вещи. Вещи преходящи, тогда как материя и формы вечны. Подробнее см.: ЧанышевА.Н. Аристотель. М., 1981, с. 42-43.
Ум (Nouc,) в системе Плотина — это «идея идей», определяющая совершенство всего сущего (см.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 682). Следует отметить, что отождествление «логоса» (слова) и «нуса» (ума), вообще говоря, неправомерно (и вообще и относительно Плотина в частности). «Логос есть... отпрыск ума в самостоятельной части души: он нисходит в материю» (там же, с. 391). См. также: Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918, с. 179-226.
990 Комментарии к с. 409-420
6 Ante rem (лат.) — до вещей; in re (дат.) — в вещи; post rem (лат.) —после вещей.
7 Концептуализм (от лат. conceptus —понятие) —философское учение, которое, не приписывая общим понятия («универсалиям») самостоятельной реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. В средневековой философии представителем концептуализма был П. Абеляр, в Новое время — Дж. Локк, который объяснял происхождение универсалий деятельностью «разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимся к ним названиями...» (ЛоккДж. Избранные философские произведения. М, 1960, т. 1, с. 414).
|
|
8 Номинализм (от лат. nomen —имя, наименование) —учение, отрицающее онтологическое знание универсалий, т. е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.
9 Rerum natura, extra nos et praetor nos (лат.) — природа вещей, вне нас и до нас.
10 Universalia sunt nomina (лат.) — универсалии суть имена.
11 Таксономия (от греч. taxis — расположение, строй, порядок и nomos — закон) — теория классификации и систематизации сложно-организованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т. д.). Понятие таксономии впервые возникло в биологии; термин предложен в 1813 г. швейцарским ботаником О. Декандо-лем, разработавшим классификацию растений. В течение длительного времени термин «таксономия» в биологии обычно употребляли как синоним «систематики».
12 См. прим. 48 к главе 9.
13 Согласно Г. Спенсеру, эволюция представляет собой интеграцию материи и рассеяние (дезинтеграцию) движения, т. е. переход от рассеянного состояния материи к концентрированному, сопровождающийся также дифференциацией, т. е. переходом от состояния неопределенной несвязной однородности материи к определенной структурной разнородности. Подробнее см.: История теоретической социологии. М., 1997, т. 2: Социология XIX века, с. 228-269.
14 У. Оккам, действительно, считается родоначальником и крупнейшим представителем средневекового номинализма. «Если бы, — считает Оккам, — "человечность" была особой вещью, отличной от конкретных людей, и вместе с тем их сущностью, то в таком случае одна и та же постоянная вещь находилась бы во многих предметах. Получилось бы, что одно и то же постоянное и нумерически единое присутствует в различных местах, что ложно. Аналогично тогда одно и то же постоянно осуждалось бы в Иуде и прославлялось в Христе, и даже нечто было бы и осуждаемо и прославляемо в Христе, что абсурдно. Аналогично тогда Бог не смог бы устранить отдельного индивида, не уничтожая заодно всех
Комментарии к с. 423-436 991
индивидов того же рода» (Summa totius logicae. II, с. 2). В другом своем сочинении он пишет: «Универсальное не является какой-либо реальной вещью, обладающей предметным бытием в душе или вне души. Оно обладает лишь объективным бытием в душе, является примером фикции и обладает тем же родом бытия в отношении предметной сферы. Фикции лишены предметного бытия в душе, ибо в противном случае они были бы реальными вещами, и, следовательно, пришлось бы объявить химеру и кентавра действительно существующими предметами. Фикции, следовательно, суть сущности, имеющие лишь объектальное бытие. Аналогичным образом предложения, силлогизмы и тому подобное, о чем трактует логика, лишены предметного бытия, но обладают лишь объектальным бытием, так что их бытие состоит в том, что они являются предметом познания» (Commentarii, sive Quaestiones, in quattuor Sententiarum libros, I, 2, d. 2, q. 8, F). Обе цитаты даны по; Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. М., 1978, с. 107-108,113-114.