Ждать до завтра — заблужденье, Не лишай себя отрад: Днесь изведать наслажденье Торопись и стар и млад. Пусть, лаская слух и взгляд, Праздник длится бесконечно. Нравится —живи беспечно: В день грядущий веры нет.
(Там же, с. 82.)
м* Brunschvicq L L'experience humaine. Paris, 1922, p. 446. 2** Poincare H. La science et 1'hypothese, p. 141 (рус. перевод: Пуанкаре А. О науке. М., 1990).
25' Brunschvicq L Op. cit., p. 450.
26 Афоризм Протагора «мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют», известен в передаче Платона (Теэтет, 152 а). См.: Платон. Собрание сочине-ний:В4т.М., 1993,т.2,с.203.0 Фрасимахе см.ниже,прим. 10кглаве28. Что касается Крития, который, по словам Секста Эмпирика (Против ученых, IX, 54), «принадлежал к числу безбожников, поскольку он говорил, что древние законодатели сочинили бога в качестве некоего надсмотрщика за хорошими поступками и за прегрешениями людей, чтобы никто тайно не обижал ближнего, остерегаясь наказания богов» (Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. М., 1975, т. 1, с. 253), — то он в этом списке фигурирует явно по ошибке (или случайной описке) П.А. Сорокина. На его месте должен быть другой софист — Кратил, доведший учение Гераклита о всеобщей текучести до абсурда: «Кратил... пришел к мнению, что не следует ничего высказывать [утверждать], и только шевелил пальцем, а также упрекал Гераклита за то, что тот сказал "нельзя дважды войти в одну и ту же реку", поскольку сам полагал, что нельзя войти даже один раз» (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, ч. I, с. 210).
27 Tempora mutantur et nos mutanur in illis (лат.) — времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Стихотворная строка, приписываемая поэтом немецкого Ренессанса Матвеем Борбонием (Mathias Borbonius. Delicial poetarum Germanorum. Франкфурт, 1912, т. I, с. 685) франкскому императору Лотарю I (IX в.).
Tempus fugit (лат. } — время бежит. Цитата из «Георгик» Вергилия (III, 284): Sed fugit interea, fugit irreparabile tempus (Между тем бежит, бежит безвозвратное время).
Tempus edax rerum (лат.) — всепожирающее время. Цитата из «Метаморфоз» Овидия (XV, 232 ел.):
Плачет и Тиндара дочь, старушечьи видя морщины,
В зеркале; ради чего, — вопрошает, — похищена дважды?
Время — снедатель вещей — и ты, о завистница старость,
Комментарии к с. 400-401 987
Все разрушаете вы; уязвленное времени зубом, Уничтожаете все постепенною медленной смертью.
(перевод С. Шервинского).
2ft* Macdonell АЛ. A History of Sanscrit Literature. 1900, p. 11. 291 Pargiter F.E. Ancient Indian Historical Tradition. London, 1922, p. 67,63, 30 История «механических» часов в Европе, как и всякая история, имеет свою мифологическую часть и часть вполне достоверную. Первое упоминание о механических часах содержится в византийской антологии конца VI в. Одни историки приписывают изобретение механических часов Пацификусу из Вероны (нач. ГХ в.), другие — монаху Герберту (впоследствии папа Сильвестр II), якобы в 996 г. сделавшему первые гиревые башенные часы для г. Магдебурга, которые не были механическими часами в современном понимании. В пользу монаха Герберта высказывается, в частности, О. Шпенглер, который придает этому событию глубоко символическое значение. «Среди народов Запада, — пишет Шпенглер, — именно немцам выпало н а долю изобрести механические часы, зловещий символ убегающего времени, чей днем и ночью звучащий с бесчисленных башен над Западной Европой бой есть, возможно, самое неслыханное выражение того, на что вообще способно историческое мироощущение. [Аббат Герберт (он же папа Сильвестр II), друг императора Отгона III, изобрел около 1000 года, стало быть, с началом романского стиля и крестового движения, этих первых симптомов новой души, конструкцию часов с боем и колесами. В Германии же появились около 1200 года первые башенные часы и несколько позже карманные часы. Нужно отметить знаменательную связь измерения времени с постройками религиозного культа.] Ничего равного этому не встречается нам в лишенных отпечатка времени античных ландшафтах и городах. Вплоть до Перикла дневное время измеряли только по длине тени, и впервые с Аристотеля получает hora значение —вавилонское —"часа". До этого не существовало вообще точного подразделения дня. Водяные и солнечъ |е часы были в самую раннюю эпоху изобретены в Вавилоне и Египте, i:-t тмшь Платон ввел в Афинах фактически используемую в качестве часог; форму клепсидры [ водяные часы], а еще позднее переняли солнечные часы просто как несущественный инструмент обихода, который, впрочем, нисколько не повлиял на античное жизнечувствие» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории, М., 1993, т. 1,с. 142-143).
Достоверно известно, что простые по конструкции механические башенные часы были построены в Милане в 1335 г. В 1348-1364 гг. Донди в Италии создал часы, которые наряду с отсчетом времени воспроизводили движения Солнца, Луны и пяти планет; в 1354 г. были установлены часы Страсбургского собора с курантами, календарем и движущимися фигурками. В России первые башенные часы были сделаны в 1404 г. в Московском Кремле монахом Лазарем Сербиным.
Подробнее см.: Константинов А.И., Флеер А.Г. Время. М., 1964.
9S8 Комментарии к с. 401-402
31 Ср. с мнением О. Шпенглера: «История Западной Европы есть поволенная судьба, индийская история — это судьба, выпавшая на долю. В античном существовании не играют никакой роли года, в индийском едва ли не десятилетия; для нас уже час, уже минута, уже секунда полны значения. О трагической напряженности исторических кризисов, когда даже мгновение действует гнетущим образом, как в августовские дни 1914 года, ни грек, ни индус не могли бы иметь представления. Но такие же кризисы глубокие люди Запада способны переживать и в самих себе, подлинный же эллин — никогда. Над нашим ландшафтом с тысяч и тысяч башен денно и нощно раздается бой часов, постоянно связующий будущее с прошедшим и растворяющий мимолетный момент "античного" настоящего в каких-то чудовищных соотношениях. Эпоха, отмечающая рождение этой культуры, время саксонских императоров, стала также свидетельницей изобретения механических часов. Западный человек немыслим без тщательнейшего изменения времени — эта хронология происходящего вполне отвечает нашей неслыханной потребности в археологии, т. е. сохранении, раскапывании, коллекционировании всего происшедшего. Эпоха барокко интенсифицировала готический символ башенных часов, доведя их до гротескного символа карманных часов, постоянно сопровождающих отдельного человека». «Нужно почувствовать себя на месте грека, —представляет Шпенглер, —который в друг познакомился бы с этим обычаем» (Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993, т. 1, с. 292).
32 Афоризм «время — деньги» («time is money») принадлежит Б. Франклину и находится в его сочинении «Совет молодому купцу».
Б развитие своей мысли Франклин пишет: «Если жизнь тебе люба, то не расточай времени, ибо оно есть сущность жизни... Как много времени тратим мы без нужды на сон и не думаем, что спящая лиса не ловит дичи и что в могиле мы будем спать достаточно долго...
Если же время для меня драгоценнейшая из всех вещей, то расточительность во времени должна быть самой большой из всех видов расточительности... Потерянное время никогда нельзя вновь найти, и то, что мы называем "довольно времени", всегда слишком кратко...
Не растрачивай никогда времени и денег, но делай всегда из обоих возможно лучшее употребление» (Цит. по: Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории развития современного экономического человека. М., 1994, с. 93-94). См. также: Американские просветители. Избранные произведения: В 2 т. М., 1968, т. 1, с. 89-90. " См. прим. 27 к главе 1.
34 Словечко «хит» (hit), перекочевавшее к нам из английского языка и, по-видимому, прочно у нас обосновавшееся, означает «удар», «толчок», «попадание», а в расширительном смысле — успех; спектакль, концерт, фильм, имеющий большой успех, нашумевшая пьеса, книга, популярная песенка, и вместе с тем — «популярный исполнитель», «любимец публики».
35 Переоценка всех ценностей — выражение и название одной из книг Ф. Ницше (в рус. переводе: «Переоценка всего ценного»).
Комментарии к с. 402-409 989
36 Из тех социологов, кто в XIX в. писал о моде, в первую очередь следует назвать Г. Спенсера, У.Г. Самнера, Г. Тарда. Подробнее см.: Гофман А.Б. Мода и люди. М., 1996.
37 Согласно «закону народонаселения» Т.Р, Мальтуса, рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а рост жизненных средств — в прогрессии арифметической, что приводит к превышению численности населения над объемом жизненных благ, который ликвидируется в результате распространения эпидемий, голода и войн. См.: Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. СПб., 1868.
38 См. прим. 33 к главе 13.