Комментарии к с. 397-399

Ждать до завтра — заблужденье, Не лишай себя отрад: Днесь изведать наслажденье Торопись и стар и млад. Пусть, лаская слух и взгляд, Праздник длится бесконечно. Нравится —живи беспечно: В день грядущий веры нет.

(Там же, с. 82.)

м* Brunschvicq L L'experience humaine. Paris, 1922, p. 446. 2** Poincare H. La science et 1'hypothese, p. 141 (рус. перевод: Пуанкаре А. О науке. М., 1990).

25' Brunschvicq L Op. cit., p. 450.

26 Афоризм Протагора «мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют», извес­тен в передаче Платона (Теэтет, 152 а). См.: Платон. Собрание сочине-ний:В4т.М., 1993,т.2,с.203.0 Фрасимахе см.ниже,прим. 10кглаве28. Что касается Крития, который, по словам Секста Эмпирика (Против ученых, IX, 54), «принадлежал к числу безбожников, поскольку он гово­рил, что древние законодатели сочинили бога в качестве некоего надсмот­рщика за хорошими поступками и за прегрешениями людей, чтобы ник­то тайно не обижал ближнего, остерегаясь наказания богов» (Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. М., 1975, т. 1, с. 253), — то он в этом списке фигурирует явно по ошибке (или случайной описке) П.А. Сорокина. На его месте должен быть другой софист — Кратил, доведший учение Герак­лита о всеобщей текучести до абсурда: «Кратил... пришел к мнению, что не следует ничего высказывать [утверждать], и только шевелил пальцем, а также упрекал Гераклита за то, что тот сказал "нельзя дважды войти в одну и ту же реку", поскольку сам полагал, что нельзя войти даже один раз» (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, ч. I, с. 210).

27 Tempora mutantur et nos mutanur in illis (лат.) — времена меняют­ся, и мы меняемся вместе с ними. Стихотворная строка, приписываемая поэтом немецкого Ренессанса Матвеем Борбонием (Mathias Borbonius. Delicial poetarum Germanorum. Франкфурт, 1912, т. I, с. 685) франкскому императору Лотарю I (IX в.).

Tempus fugit (лат. } — время бежит. Цитата из «Георгик» Вергилия (III, 284): Sed fugit interea, fugit irreparabile tempus (Между тем бежит, бе­жит безвозвратное время).

Tempus edax rerum (лат.) — всепожирающее время. Цитата из «Ме­таморфоз» Овидия (XV, 232 ел.):

Плачет и Тиндара дочь, старушечьи видя морщины,

В зеркале; ради чего, — вопрошает, — похищена дважды?

Время — снедатель вещей — и ты, о завистница старость,

Комментарии к с. 400-401 987

Все разрушаете вы; уязвленное времени зубом, Уничтожаете все постепенною медленной смертью.

(перевод С. Шервинского).

2ft* Macdonell АЛ. A History of Sanscrit Literature. 1900, p. 11. 291 Pargiter F.E. Ancient Indian Historical Tradition. London, 1922, p. 67,63, 30 История «механических» часов в Европе, как и всякая история, име­ет свою мифологическую часть и часть вполне достоверную. Первое упо­минание о механических часах содержится в византийской антологии конца VI в. Одни историки приписывают изобретение механических ча­сов Пацификусу из Вероны (нач. ГХ в.), другие — монаху Герберту (впос­ледствии папа Сильвестр II), якобы в 996 г. сделавшему первые гиревые башенные часы для г. Магдебурга, которые не были механическими часа­ми в современном понимании. В пользу монаха Герберта высказывает­ся, в частности, О. Шпенглер, который придает этому событию глубоко символическое значение. «Среди народов Запада, — пишет Шпенглер, — именно немцам выпало н а долю изобрести механические часы, зловещий символ убегающего времени, чей днем и ночью звучащий с бесчисленных башен над Западной Европой бой есть, возможно, самое неслыханное выражение того, на что вообще способно историческое мироощущение. [Аббат Герберт (он же папа Сильвестр II), друг императора Отгона III, изобрел около 1000 года, стало быть, с началом романского стиля и кре­стового движения, этих первых симптомов новой души, конструкцию часов с боем и колесами. В Германии же появились около 1200 года пер­вые башенные часы и несколько позже карманные часы. Нужно отме­тить знаменательную связь измерения времени с постройками религиоз­ного культа.] Ничего равного этому не встречается нам в лишенных отпечатка времени античных ландшафтах и городах. Вплоть до Перикла дневное время измеряли только по длине тени, и впервые с Аристотеля получает hora значение —вавилонское —"часа". До этого не существо­вало вообще точного подразделения дня. Водяные и солнечъ |е часы были в самую раннюю эпоху изобретены в Вавилоне и Египте, i:-t тмшь Платон ввел в Афинах фактически используемую в качестве часог; форму клеп­сидры [ водяные часы], а еще позднее переняли солнечные часы просто как несущественный инструмент обихода, который, впрочем, нисколько не повлиял на античное жизнечувствие» (Шпенглер О. Закат Европы. Очер­ки морфологии мировой истории, М., 1993, т. 1,с. 142-143).

Достоверно известно, что простые по конструкции механические ба­шенные часы были построены в Милане в 1335 г. В 1348-1364 гг. Донди в Италии создал часы, которые наряду с отсчетом времени воспроизводили движения Солнца, Луны и пяти планет; в 1354 г. были установлены часы Страсбургского собора с курантами, календарем и движущимися фигур­ками. В России первые башенные часы были сделаны в 1404 г. в Москов­ском Кремле монахом Лазарем Сербиным.

Подробнее см.: Константинов А.И., Флеер А.Г. Время. М., 1964.

9S8 Комментарии к с. 401-402

31 Ср. с мнением О. Шпенглера: «История Западной Европы есть по­воленная судьба, индийская историяэто судьба, выпавшая на долю. В античном существовании не играют никакой роли года, в индийском едва ли не десятилетия; для нас уже час, уже минута, уже секунда полны значения. О трагической напряженности исторических кризисов, когда даже мгновение действует гнетущим образом, как в августовские дни 1914 года, ни грек, ни индус не могли бы иметь представления. Но такие же кризисы глубокие люди Запада способны переживать и в самих себе, под­линный же эллин — никогда. Над нашим ландшафтом с тысяч и тысяч башен денно и нощно раздается бой часов, постоянно связующий буду­щее с прошедшим и растворяющий мимолетный момент "античного" настоящего в каких-то чудовищных соотношениях. Эпоха, отмечающая рождение этой культуры, время саксонских императоров, стала также свидетельницей изобретения механических часов. Западный человек не­мыслим без тщательнейшего изменения времени — эта хронология про­исходящего вполне отвечает нашей неслыханной потребности в археоло­гии, т. е. сохранении, раскапывании, коллекционировании всего происшедшего. Эпоха барокко интенсифицировала готический символ ба­шенных часов, доведя их до гротескного символа карманных часов, посто­янно сопровождающих отдельного человека». «Нужно почувствовать себя на месте грека, —представляет Шпенглер, —который в друг познакомился бы с этим обычаем» (Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993, т. 1, с. 292).

32 Афоризм «время — деньги» («time is money») принадлежит Б. Фран­клину и находится в его сочинении «Совет молодому купцу».

Б развитие своей мысли Франклин пишет: «Если жизнь тебе люба, то не расточай времени, ибо оно есть сущность жизни... Как много времени тратим мы без нужды на сон и не думаем, что спящая лиса не ловит дичи и что в могиле мы будем спать достаточно долго...

Если же время для меня драгоценнейшая из всех вещей, то расточи­тельность во времени должна быть самой большой из всех видов расточи­тельности... Потерянное время никогда нельзя вновь найти, и то, что мы называем "довольно времени", всегда слишком кратко...

Не растрачивай никогда времени и денег, но делай всегда из обоих возможно лучшее употребление» (Цит. по: Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории развития современного экономического человека. М., 1994, с. 93-94). См. также: Американские просветители. Избранные произве­дения: В 2 т. М., 1968, т. 1, с. 89-90. " См. прим. 27 к главе 1.

34 Словечко «хит» (hit), перекочевавшее к нам из английского языка и, по-видимому, прочно у нас обосновавшееся, означает «удар», «толчок», «по­падание», а в расширительном смысле — успех; спектакль, концерт, фильм, имеющий большой успех, нашумевшая пьеса, книга, популярная песенка, и вместе с тем — «популярный исполнитель», «любимец публики».

35 Переоценка всех ценностей — выражение и название одной из книг Ф. Ницше (в рус. переводе: «Переоценка всего ценного»).

Комментарии к с. 402-409 989

36 Из тех социологов, кто в XIX в. писал о моде, в первую очередь следу­ет назвать Г. Спенсера, У.Г. Самнера, Г. Тарда. Подробнее см.: Гофман А.Б. Мода и люди. М., 1996.

37 Согласно «закону народонаселения» Т.Р, Мальтуса, рост народона­селения происходит в геометрической прогрессии, а рост жизненных средств — в прогрессии арифметической, что приводит к превышению численности населения над объемом жизненных благ, который ликвиди­руется в результате распространения эпидемий, голода и войн. См.: Маль­тус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. СПб., 1868.

38 См. прим. 33 к главе 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: