Комментарии к с. 383-385

Главным элементом в этом откровении является то, что две первич­ные сущности, обе добровольно (хотя и в соответствии, очевидно, с их собственной природой), выбрали: одна — добро, другая — зло. Этот акт и служит прообразом аналогичного выбора, который должен сделать каж­дый человек в своей жизни. Именно этот выбор привел присущий двум духам антагонизм к активному противоборству, которое выразилось, по решению, принятому Ахура-маздой, в борьбе "творения" и "антитворе­ния", или, как сказал пророк, к созданию "бытия" и "небытия" (то есть смерти), ибо Ахура-Мазда в своем всеведении уже знал, что раз уж он стал творцом и создал мир, то Злой Дух должен напасть на него, ибо мир этот — благ, и он станет ареной двух сил. В конце концов Ахура-Мазда выиграет великую битву и сможет уничтожить зло и достичь того, чтобы мир стал целиком благим навсегда» (БойсМ. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988, с. 29-30). См. также: Авеста. Избранные гимны из Ви-девдата.М.,1993,с.5).

9 В работе «Процесс и реальность» А.Н. Уайтхед писал: «Без сомнения, если мы вернемся к изначальному и целостному опыту, не искаженному никакими теоретическими тонкостями, т. е. к тому опыту, прояснение которого является окончательной целью философии, то "становление (flux) вещей" окажется исходным обобщением, вокруг которого мы должны построить нашу философскую систему» (Уайтхед А.Н. Избранные рабо­ты по философии. М., 1990, с. 293).

10 Aeternitas и aevum (лат.} —вечность, tempus —время (год, час, время года, прошлое, настоящее и будущее и т. д.).

По Платону («Тимей», 37 d-e), время есть «движущееся подобие веч­ности». Причем aevum — это «вечность» как некая целостная самозам­кнутая структура (греч. «зон», рус. «век»), в отличие от «вечности», не имеющей ни конца, ни начала, и от «хроноса», tempus'a — абстрактно­го, количественно-измерительного, объективного и аморфного времени. Подробнее см. статью А.В. Лебедева «Зон» в «Философском энциклопе­дическом словаре» (М., 1983, с. 801-802).

11 О перипатетиках см. прим. 4 к главе 14.

12 «Возникновение и уничтожение» — категории, которым Аристо­тель посвятил специальный трактат. См.: Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1981, т. 3, с. 379-440.

в Jus civile (лат.} —гражданское право; jus 0.шпШт(лйт.) —право квиритов, тоже, что и гражданское право («квириты» — древнее назва­ние римских граждан); jus honorarium — пассивное избирательное пра­во; jus naturale —естественное право; jus aequilas —справедливое право.

14 Физиократы (от греч. physis — природа и kratos — сила, власть, господство) — представители одного из направлений классической бур­жуазной политэкономии, возникшего во Франции в середине XVIII в. Ос­нователь направления — Ф. Кенэ, видные представители —А.Р.Тюрго, В. Мирабо, П. Дюпон де Немур и др. Единственно производительный труд, по учению физиократов, — земледельческий; деньги сами по себе «бес­плодны», единственная их функция — служить средством обращения.

Комментарии к с. 385-396 985

«Физиократом» следует, по-видимому, считать и Евгения Онегина, который, как известно,

...Был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.

Хотя А.С. Пушкин ссылается здесь на Адама Смита, В.В. Набоков, «чтобы понять иронию пушкинской строфы» (1, VII), советует «обра­титься к предшествовавшей Смиту физиократической школе». Далее Набоков приводит ключевую цитату из «Физиократии» Ф. Кенэ: «Зем­ля — единственный источник богатства, и сельское хозяйство —един­ственная область промышленности, которая дает чистый продукт, пре­вышающий затраты производства» (Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998, с. 119-120).

15 L'ordre naturel (фр.) — естественный порядок; le drolt naturel (фр.} —естественное право; ledroitlegitime((£p.) —легитимное (зако­нодательное) право.

16 См. выше, прим. 6.

17 См. прим. 2 к главе 4.

18 См. прим. 7 к главе 2.

19 По Гераклиту, «этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающий и мерно угасающий».

В передаче Диогена Лаэртского (IX, 8): «Космос один. Рождается он из огня и снова сгорает дотла через определенные периоды времени, попере­менно в течение совокупной вечности».

«Ибо Мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной» (Фрагменты ранних греческих философов Д., 1989, ч. I,

с. 217,218,239).

20 Конация (Conation) — психологический термин, означающий спо­собность к волевому движению.

21 См. прим. 8 к главе 2.

22 Цитата из стихотворения Лоренцо Медичи «Вакхическая песня»:

Помни, кто во цвете лет, -Юн не будешь бесконечно: В день грядущий веры нет.

(Европейские поэты Возрождения. М., 1974, с. 81; перевод Евг. Солоно-

вича.)

Последние две строки — рефрен всей «песни». Особенно показателен (для характеристики морали «Carpe diem») ее предпоследний куплет:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: