Главным элементом в этом откровении является то, что две первичные сущности, обе добровольно (хотя и в соответствии, очевидно, с их собственной природой), выбрали: одна — добро, другая — зло. Этот акт и служит прообразом аналогичного выбора, который должен сделать каждый человек в своей жизни. Именно этот выбор привел присущий двум духам антагонизм к активному противоборству, которое выразилось, по решению, принятому Ахура-маздой, в борьбе "творения" и "антитворения", или, как сказал пророк, к созданию "бытия" и "небытия" (то есть смерти), ибо Ахура-Мазда в своем всеведении уже знал, что раз уж он стал творцом и создал мир, то Злой Дух должен напасть на него, ибо мир этот — благ, и он станет ареной двух сил. В конце концов Ахура-Мазда выиграет великую битву и сможет уничтожить зло и достичь того, чтобы мир стал целиком благим навсегда» (БойсМ. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988, с. 29-30). См. также: Авеста. Избранные гимны из Ви-девдата.М.,1993,с.5).
9 В работе «Процесс и реальность» А.Н. Уайтхед писал: «Без сомнения, если мы вернемся к изначальному и целостному опыту, не искаженному никакими теоретическими тонкостями, т. е. к тому опыту, прояснение которого является окончательной целью философии, то "становление (flux) вещей" окажется исходным обобщением, вокруг которого мы должны построить нашу философскую систему» (Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990, с. 293).
|
|
10 Aeternitas и aevum (лат.} —вечность, tempus —время (год, час, время года, прошлое, настоящее и будущее и т. д.).
По Платону («Тимей», 37 d-e), время есть «движущееся подобие вечности». Причем aevum — это «вечность» как некая целостная самозамкнутая структура (греч. «зон», рус. «век»), в отличие от «вечности», не имеющей ни конца, ни начала, и от «хроноса», tempus'a — абстрактного, количественно-измерительного, объективного и аморфного времени. Подробнее см. статью А.В. Лебедева «Зон» в «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1983, с. 801-802).
11 О перипатетиках см. прим. 4 к главе 14.
12 «Возникновение и уничтожение» — категории, которым Аристотель посвятил специальный трактат. См.: Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1981, т. 3, с. 379-440.
в Jus civile (лат.} —гражданское право; jus 0.шпШт(лйт.) —право квиритов, тоже, что и гражданское право («квириты» — древнее название римских граждан); jus honorarium — пассивное избирательное право; jus naturale —естественное право; jus aequilas —справедливое право.
14 Физиократы (от греч. physis — природа и kratos — сила, власть, господство) — представители одного из направлений классической буржуазной политэкономии, возникшего во Франции в середине XVIII в. Основатель направления — Ф. Кенэ, видные представители —А.Р.Тюрго, В. Мирабо, П. Дюпон де Немур и др. Единственно производительный труд, по учению физиократов, — земледельческий; деньги сами по себе «бесплодны», единственная их функция — служить средством обращения.
|
|
Комментарии к с. 385-396 985
«Физиократом» следует, по-видимому, считать и Евгения Онегина, который, как известно,
...Был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.
Хотя А.С. Пушкин ссылается здесь на Адама Смита, В.В. Набоков, «чтобы понять иронию пушкинской строфы» (1, VII), советует «обратиться к предшествовавшей Смиту физиократической школе». Далее Набоков приводит ключевую цитату из «Физиократии» Ф. Кенэ: «Земля — единственный источник богатства, и сельское хозяйство —единственная область промышленности, которая дает чистый продукт, превышающий затраты производства» (Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998, с. 119-120).
15 L'ordre naturel (фр.) — естественный порядок; le drolt naturel (фр.} —естественное право; ledroitlegitime((£p.) —легитимное (законодательное) право.
16 См. выше, прим. 6.
17 См. прим. 2 к главе 4.
18 См. прим. 7 к главе 2.
19 По Гераклиту, «этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающий и мерно угасающий».
В передаче Диогена Лаэртского (IX, 8): «Космос один. Рождается он из огня и снова сгорает дотла через определенные периоды времени, попеременно в течение совокупной вечности».
«Ибо Мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной» (Фрагменты ранних греческих философов Д., 1989, ч. I,
с. 217,218,239).
20 Конация (Conation) — психологический термин, означающий способность к волевому движению.
21 См. прим. 8 к главе 2.
22 Цитата из стихотворения Лоренцо Медичи «Вакхическая песня»:
Помни, кто во цвете лет, -Юн не будешь бесконечно: В день грядущий веры нет.
(Европейские поэты Возрождения. М., 1974, с. 81; перевод Евг. Солоно-
вича.)
Последние две строки — рефрен всей «песни». Особенно показателен (для характеристики морали «Carpe diem») ее предпоследний куплет: