1 Эсхатология (от греч. eschatos — крайний, последний и logos — учение) — в христианстве учение о конце света, которое наступит после второго пришествия Иисуса Христа и окончательной победы над силами
зла.
2 Брахма — первый бог в индуистской троице (Брахма-Вицщу-Шива); творец Вселенной; о фатуме см. прим. 6 к главе 20; о «дао» - -*см. прим. 7 к главе 2 и прим. 4 к главе 16.
3 «Индийской (Hindu) культурой» П.А. Сорокин называет культуру, сформировавшуюся на основе индуистской религии, сторонниками которой до сих пор остается большая часть населения Индии. Поскольку Сорокин говорит везде о «культуре», а не о «религии», мы предпочли перезод «Hindi Culture» как «индийская», а не «индусская» или «индуистская» культура. Следует отметить при этом, что в настоящее время в сравнительных цивилизационных исследованиях вполне утвердился разделительный подход в рассмотрении индийской и буддийской цивилизаций и что Сорокин, судя по контексту, был сторонником такого подхода. Подробнее см.: Старостин B.C., Старостина Ю.П. Ученые Запада, Востока и России о буддийской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия, М., 1998, с. 415-436.
|
|
1000 Комментарии к с. 467-473
4 Вишну — один из второстепенных богов ведического пантеона. Позднее (так называемый эпический период) приобрел значение верховного божества в индуистской троице.
5 Пураны — сборники преданий и сказаний о богах, героях и мудрецах, содержащие разнообразные легенды о далеком прошлом, генеалогию богов, династические списки, рассказы о сотворении Вселенной и повествования о народах, племенах, государствах. Сохранилось 18 главных, наиболее древних пуран («Вишну-пурана» — одна из них) и свыше 70 младших пуран (упапураи), более поздних по времени и часто лишь повторяющихся главные сказания.
6< Vishnu Purana. Trans, by H.H. Wilson. 5 Vols., London, 1864-1877, vol. V, p. 162-163.
7 Мировое (или космическое) яйцо — один из самых древних мифо-поэтических символов. Согласно ведийской космологии, из мирового яйца (Хираньягарбха) возник творец (Праджапати), из него же возник Брахма.
8* Vishnu Purana, vol. I, p. 114.
9'Ibid, vol. V, p. 195-196.
10< Ibid., vol. V, bk. V, chaps. III-IV.
1' Предание «О четырех веках» в древнеиндийской литературе встречается очень часто (в эпосе, пуранах, «Махабхарате» и пр.). Сами названия заимствованы из игры в кости: самое благоприятное расположение костей называлось «крита», затем шли «трета», «двапара», и наихудшее — «кали». Подробнее см.: Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985, с, 148-149,633.
п' Vishnu Purana, vol. V, p. 170-171.
131 Ibid., vol. IV, p. 224-225.
14 В древнекитайской мифологии «Инь» и «Ян» — два духа (или бога), которые родились из бесформенного хаоса и занялись упорядочением мира. Впоследствии они разделились: дух «Ян» стал управлять небом, а дух «Инь» —землей. В китайской философии они превращаются в силы, с помощью которых происходит становление и развитие Вселенной; все сущее делится на противостоящие друг другу начала — темное, женское начало (инь) и светлое, мужское (ян). Например, в книге «Дао дэ цзин» говорится: «Все существа носят в себе инь и ян...» (Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х тт. М., 1972, т. I, с. 128). 15' GranetM. La pensee chinoise. Paris, 1934, p. 124. '*' Forke A. The World Conception of Chinese. London, 1925, p. 110,64, 200-201.
|
|
l7' GranetM. Op. cit., p. 14.
18' The Sacred Boob of the East, vol. XXVII, p. 364-366 («Li-ki», bk. VII).
19 На русском яз.: Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М., 1983.
20 В числе источников о жизни и деятельности Бероса П. А. Сорокин называет Сенеку (Ест. вопр., III, 29,1)и Витрувия (Об архитектуре, кн. IX).