Комментарии к с. 588-602

нансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса. М., 1925; Постников В.В. США и дауэсизация Германии. М., 1957; План Юнга и Гаагская конференция 1929-1930 гг. Документы и материалы. М.-Л., 1931.

8 См. прим. 26 к главе 1.

9 См. прим. 13 к главе 18.

10 Этот «фунт мяса» Шейлок из «Венецианского купца» Шекспира (акт IV, сцена 1) требует у «несчастного купца» как «причитающегося ему по закону». См.: Шекспир В. Полное собрание сочинений в 8-ми тт. М., 1958, т. 3, с. 279,

1' Кастами «дважды рожденных» именовались в Древней Индии пред­ставители трех высших варн: брахманы, кшатрии и вайшьи (прежде всего первые). Именование связано с тем, что, в отличие от шудр и других «низ­кокастовых», они проходили обряд инициации (упанаяна), основным элементом которой было надевание на шею посвящаемого священного шнура (упавита). Это открывало доступ к чтению и слушанию Вед и при­равнивалось тем самым ко «второму рождению».

12 Ultima ratio (лат.) — последний довод. Происхождение выраже­ния — надпись на французских пушках, которая чеканилась на них до 1790 г.: ultima ratio regis — последний довод королей. Такая же надпись была выполнена на прусских пушках по приказу короля Фридриха II.

ГЛАВА 28

1 В «Системе социологии» П.А. Сорокин, опираясь на исследования ШриднараКеткара, С. Бутле, Сенартаи др., писал: «Число различных каст в Индии не менее 3000, в свою очередь, делящихся на подкасты, из кото­рых одни охватывают до 5 000 000 членов, другие только до 14 семейств... Традиционное представление о четырех основных кастах [брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры], взятое из Законов Ману, не соответствует дей­ствительности» (Сорокин П.А. Система социологии. М., \99\ т. 2, с. 72, 335-338). 1

2 Далай-лама (тибетск. букв, —монах-океан) — тктул главы лама­истской церкви в Тибете, являющегося также теократическим правите­лем Тибета и почитаемого верующими как живой бог в образе человека. Титул далай-ламы установлен в XVI в. Церковная и светская власть далай-ламы не наследственная (как и все ламы, т. е. буддийские монахи, он свя­зан обетом безбрачия) и его преемник выбирается специальной группой высших лам, устанавливающих, в кого из мальчиков, рожденных вскоре после смерти далай-ламы, он «перевоплотился».

3 Дхарма (санскр.) — обычай, порядок, закон.

4* Законы Ману. I, 31 и 87-102. [Законы Ману (Ману — в индийской традиции мифический прародитель людей) — сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни, со­держит 2650 двустиший, разбитых на 12 глав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: