Вопрос 1. Техническое регулирование — правовое регулирование отно-

Техническое регулирование — правовое регулирование отно-

шений в области установления, применения и исполнения обяза-

тельных требований к продукции или к связанным с ними про-

цессам проектирования (включая изыскания), производства, стро-

ительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,

реализации и утилизации, а также в области установления и при-

менения на добровольной основе требований к продукции, про-

цессам проектирования (включая изыскания), производства, мон-

тажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации

и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое

регулирование отношений в области.оценки соответствия.

Технический регламент — документ, который принят между-

народным договором Российской Федерации, ратифицированным

в порядке, установленном законодательством Российской Феде-

рации, или межправительственным соглашением, заключенным

в порядке, установленном законодательством Российской Феде-

рации, или федеральным законом, или указом Президента Рос-

сийской Федерации, или постановлением Правительства Россий-

ской Федерации.

Технический регламент устанавливает обязательные для при-

менения и Исполнения требования к объектам технического ре-

гулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и соо-

ружениям или к связанным с требованиями к продукции процес-

сам проектирования (включая изыскания), производства, эксплу-

атации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Основные понятия и определения

в области управления качеством

ГОСТ Р ИСО 9000—2008. Все термины, приведенные в дан-

ном стандарте, разбиты на разделы, относящиеся к качеству, ме-

неджменту, организации, процессам и продукции, характеристи-

кам, соответствию, документации, оценке, аудиту (проверке),

обеспечению качества процессов измерения. Остановимся на

определении наиболее важных терминов с точки зрения изучае-

мого предмета.

Качество — степень соответствия присущих характеристик

требованиям. Может применяться с такими прилагательными,

как плохое, хорошее или отличное. Термин «присущий» в отли-

чие от термина «присвоенный» означает «имеющийся в чем-то».

Прежде всего это относится к постоянным характеристикам.

Чтобы уяснить определение термина «качество», необходимо

раскрыть содержание понятий «характеристика», «требование»

и «степень»:

характеристика — отличительное свойство, а характеристика

качества — характеристика, присущая продукции, процессу или

системе, вытекающая из требования;

требование — потребность или ожидание, которое установле-

но, обычно предполагается или является обязательным. Требова-

ние может кроме перечисленных объектов относиться к потреби-

телям и другим заинтересованным сторонам в деятельности ор-

ганизации (владельцам, работникам организации, банкирам, ас-

социации или обществу);

степень — мера, сравнительная величина чего-нибудь. Приме-

нительно к качеству тех или иных объектов степень означает ча-

стичное, неполное соответствие предъявляемым требованиям. От-

сюда и неполная удовлетворенность, например, потребителей.

Удовлетворенность потребителей — восприятие потреби-

телями степени выполнения их требований. Жалобы потребите-

лей являются показателем низкой их удовлетворенности, однако

отсутствие жалоб не обязательно предполагает высокую степень

их удовлетворенности.

Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой ис-

пользуются ресурсы, рассматривается как процесс.

Процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодей-

ствующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Входами в процесс обычно являются выходы других процессов.

Процессы в организации, как правило, планируются и осуществ-

ляются в управляемых условиях.

Продукция — результат процесса. Продукция согласно данно-

му стандарту может выступать в виде услуги, технических и про-

граммных средств, перерабатываемых материалов.

Менеджмент и управление — идентичные термины, по край-

ней мере, к социальному управлению, то есть сознательному, це-

ленаправленному воздействию на социальную систему в целом

или ее отдельные элементы на основе использования присущих

системе объективных закономерностей и тенденций. Из области

социального управления нам ближе управление (менеджмент) ор-

ганизации.

Организация — группа работающих, оснащенных необходи-

мыми средствами с распределением ответственности, полномо-

чий и взаимоотношений. Например, в качестве организации мо-

жет выступать компания, корпорация, фирма, предприятие,

учреждение, благотворительная организация, предприятие роз-

ничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или ком-

бинация из них.

Менеджмент качества — скоординированная деятельность

по руководству и управлению организацией применительно к ка-

честву. Данная деятельность обычно включает разработку полити-

ки и целей в области качества, планирование качества, управление

качеством, обеспечение качества и улучшение качества (рис. 1.2).

Политика в области качества — общие намерения и направ-

ление деятельности организации в области качества, официально

сформулированные высшим руководством. Политика в области

качества согласуется с общей политикой организации и обеспечи-

вает основу для постановки целей в области качества. Принципы

менеджмента качества, изложенные в настоящем стандарте, могут

служить основой для разработки политики в области качества.

Цели в области качества — цели, которых добиваются или

к которым стремятся в области качества. Цели обычно базируют-

ся на политике организации в области качества и устанавливают-

ся для соответствующих функций и уровней организации.

Результативность — степень реализации запланированной

деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность — связь между достигнутым результатом и

использованными ресурсами.

Прослеживаемостъ — возможность проследить историю,

применение или местонахождение того, что рассматривается.

Система — совокупность взаимосвязанных и взаимодейству-

ющих элементов.

Один из основных подходов к системам менеджмента качества —

системный подход.

Система менеджмента качества — система менеджмента

Для руководства и управления организацией применительно к ка-

честву.

ГОСТ Р 50646—94. В данном документе содержатся терми-

ны, распределенные по разделам: общие понятия, стандарты и

нормативы, понятия в области стандартизации работ, понятия в

области сертификации услуг, понятия в области управления ка-

чеством услуг.

Приведем отдельные определения из данного стандарта, наи-

более часто используемые в сфере услуг, в том числе и относи-

тельно управления качеством.

Услуга — результат непосредственного взаимодействия испол-

нителя и потребителя, а также собственной деятельности испол-

нителя по удовлетворению потребности потребителя. По функ-

циональному назначению услуги, оказываемые населению, под-

разделяются на материальные (по удовлетворению материально-

бытовых потребностей потребителя) и социально-культурные (по

удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и под-

держанию нормальной жизнедеятельности потребителя).

Предоставление услуги — деятельность исполнителя услуги,

необходимая для обеспечения выполнения услуги. Предостав-

ление услуги можно подразделить на отдельные этапы (обеспе-

чение необходимыми ресурсами, технологический процесс ис-

полнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс об-

служивания).

Технологический процесс исполнения услуги — основная часть

процесса предоставления услуги, связанная с изменением состо-

яния объекта услуги.

Условия обслуживания — совокупность факторов, воздей-

ствующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.

Группа однородных услуг — совокупность услуг, характери-

зующихся общим целевым и/или функциональным назначением.

Данный термин имеет существенное значение в области оценки

качества услуг и их сертификации. Из группы однородных услуг

выбирают аналог услуги, на основе которого определяют уровень

качества новой услуги. Для групп однородных услуг создаются

системы сертификации.

Качество услуги — совокупность характеристик услуги, опре-

деляющих ее способность удовлетворять установленные или пред-

полагаемые потребности потребителя.

Качество обслуживания — совокупность характеристик про-

цесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение

установленных или предполагаемых потребностей потребителя.

Показатель качества услуги (обслуживания) — количе-

ственная характеристика одного или нескольких свойств услуги

(обслуживания), составляющих ее (его) качество.

Уровень качества услуги (обслуживания) — относительная

характеристика качества услуги (обслуживания), основанная на

сравнении значений показателей качества с нормативными значениями этих показателей.

Контроль качества услуги (обслуживания) — совокупность

операций, включающая проведение измерений, испытаний, оцен-

ку одной или нескольких' характеристик услуги (обслуживания)

и сравнение полученных результатов с установленными требова-

ниями.

Система качества услуг — совокупность организационной

структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обе-

спечивающая осуществление общего руководства качеством услуг.

Вопрос 2.

Различные подходы к содержанию

понятия «качество»

Как отмечают западные исследователи, дать объективное опре-

деление понятию «качество» трудно, особенно в сфере услуг. Боль-

шинство определений этого понятия больше подходит к продук-

ции. Остановимся на подходах трактовки качества, предложенных

Д. Гарвином, для возможного их использования в сфере туризма.

Трансцендентный подход основан на исключительном со-

вершенстве объекта, качество которого оценивается на чрезвы-

чайно высоких стандартах, отражающих требования к данному

объекту. Согласно данному подходу, качество подобного объекта

можно оценить на основе накопленного опыта оценщиками. Дан-

ный подход широко используется в изобразительном и театраль-

ном искусстве и может быть использован в сфере продукции и

услуг, когда оцениваемые объекты не имеют аналогов и суще-

ственно превышают мировые достижение в конкретной области.

Данный подход может быть использован в оценке качества услуг

гостиниц, например в ОАЭ, стоимость номеров в которых нахо-

дится на уровне 10000 долл. США за сутки.

Подход, основанный на продукте, использует предположе-

ние, что оцениваемый объект имеет измеряемые характеристики,

на основе которых появляется возможность объективно оценить

качество объекта. Но данный подход не позволяет учитывать раз-

личия в пожеланиях, интересах и предпочтениях отдельных по-

требителей. Данный подход широко применяется при оценке ка-

чества туристских и гостиничных услуг, например, при присвое-

нии категории гостиницам и их номерам в соответствии с Систе-

мой классификации гостиниц, действующей с 2005 г.

Подход, основанный на мнениях потребителей, на степени

1-1 х Удовлетворенности используемым продуктом, определяет ка-

чество с точки зрения потребителя. Он субъективен, учитывает

Разносторонность мнений потребителей относительно оценивае

мого объекта. Отдельные авторы приравнивают качество оцени-

ваемого объекта к удовлетворенности им потребителями [21].

Подход может найти использование в области туризма [3].

Производственный подход рассматривает качество как ре-

зультат разработки и производства. При этом рассматривается,

насколько результат производства соответствует внутренним стан-

дартам организации, определенным исходя из ее потребности в

повышении производительности и сокращении издержек произ-

водства. Данный подход не учитывает потребности и предпочте-

ния клиентов, качество остается внутренней задачей, которая по-

могает упростить контроль производства. Если рассматривать этот

подход к туристским услугам, то их качество в данном случае

определяют исходя из качества технологического процесса испол-

нения данных услуг.

Подход, ориентированный на создание ценности, включа-

ет ценность и цену в определение качества. Качество определя-

ется как баланс между исполнением и приемлемой для клиента

ценой, т. е. максимальное совершенство продукта, которое может

себе позволить организация. Данный подход находит применение

в сфере услуг, в том числе и в области туризма и гостиничного

бизнеса [25, 30].

Приведенные подходы к определению содержания понятия

«качество» различаются учетом основных функций организации,

включая маркетинг, производство и проектирование. Ориентация

на потребителя больше соответствует маркетинговой функции.

Исследователи и разработчики новых услуг больше используют

подход, ориентированный на продукт. В свою очередь производ-

ственный подход представляет интерес для специалистов по про-

изводству. Современным условиям больше соответствует подход,

ориентированный на потребителя, что и зафиксировано в между-

народных стандартах ИСО 9000. Однако это не исключает воз-

можности использования организациями и других подходов. В бо-

лее выгодном положении оказываются организации, использую-

щие одновременно все эти подходы.

Вопрос 3.

Классификация услуг и организаций

В соответствии с функциональным назначением различают две

группы услуг — производственные и непроизводственные (услуги

населению), каждая из которых включает в себя ряд видов услуг.

Производственные услуги — это услуги по удовлетворению

нужд предприятий и организаций, например, разработка проекта

реконструкции предприятия, выдача денежного кредита, снабже-

ние комплектующими материалами, обучение кадров.

Непроизводственные услуги оказываются отдельным лицам

или группам лиц, они делятся на материальные и нематериаль-

ные-

Материальные услуги — это услуги по удовлетворению ма-

т е р и а л ь н ы х нужд потребителя. Результатом таких услуг является

преобразованная продукция, например отремонтированный ав-

томобиль, построенный дом, сшитый костюм.

Нематериальная услуга (социально-культурная) — это услу-

га по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя

(физических, духовных, информационных, интеллектуальных

и др.). Примеры таких услуг — услуги туризма, услуги гостиниц,

услуги организаций общественного питания, лечение больного,

организация художественной выставки, предоставление возмож-

ности пользоваться библиотекой, обучение в школе, в высшем

учебном заведении и др.

В соответствии с ГОСТ 28681.0—90 в туристско-экскурсионном

обслуживании различают следующие виды однородных услуг: реа-

лизация туристских и экскурсионных услуг, путешествия, экскур-

сии, туристские походы, рекламно-информационные услуги, бы-

товые услуги, услуги проживания, услуги питания, культурно-

массовые услуги, физкультурно-оздоровительные услуги. Несмот-

ря на появление более поздних стандартов, касающихся туризма

в целом и отдельных его сфер, данная классификация очерчива-

ет общий спектр услуг туризма, что важно при рассмотрении воп-

росов управления качеством в области туризма.

Классификация услуг имеет значение при решении ряда прак-

тических задач, включая определение номенклатуры показателей

качества услуг для их включения в нормативную документацию;

определение уровня качества новой или модернизированной услу-

ги; разработку методов обеспечения качества, общих для класси-

фикационной группировки услуг; сертификацию услуг.

При определении качества новой услуги необходимо найти ее

аналог, т.е. такую услугу из группы однородных услуг, которая

имеет то же функциональное назначение, методы контроля и ис-

пытаний, что и новая услуга. Для групп однородных услуг созда-

й с я системы сертификации. В сертификате на конкретную услу-

ГУ в обязательном порядке отражается код классификационной

группировки услуг, в которую входит данная сертифицированная

Услуга.

Услуги могут классифицироваться по различным признакам,

например, по отраслевой принадлежности, по степени их осяза-

емости, по объекту обслуживания, месту и времени предоставле-

ния услуг, характеру взаимоотношений с потребителями, степени

с°ответствия спроса и предложения, роли оборудования и персо-

нала в процессе обслуживании.__

Классификация услуг общественного питания. Классифи-

кация услуг общественного питания отражена в ГОСТ Р 50764—95

«Услуги общественного питания. Общие требования». В соответ-

ствии с данным документом услуги, предоставляемые потребите-

лям предприятиями общественного питания различных типов и

классов, а также гражданами — предпринимателями подразделя-

ются на услуги питания, услуги по изготовлению кулинарной про-

дукции и кондитерских изделий, услуги по организации потре-

бления и обслуживания, услуги по реализации кулинарной про-

дукции, услуги по организация досуга, информационно-

консультативные услуги, прочие услуги.

Перечень услуг, предоставляемых предприятием общественно-

Го питания, может быть расширен в зависимости от его типа, клас-

с а и специфики обслуживаемого контингента потребителей.

Классификация организаций. С в я з ь п р о ц е с с а обслу-

живания в т у р и з м е с м а т е р и а л ь н ы м и и физиче-

к и м и с в и д е т е л ь с т в а м и. Понятие «материальные и физические свидетельства» обслуживания туриста относится к ма-

териальным объектам, с которыми сталкивается потребитель

в процессе получения услуги, а также к материальным обозначе-

ниям (торговая марка, бренд), используемым в коммуникативных

целях [24].

В области туризма особое значение приобретают физические

и материальные объекты, с которыми сталкивается турист до и в

процессе путешествия. Например, прибыв к месту организации

путешествия или отдыха, сопровождаемого экскурсионными по-

ездками, турист обращает внимание на внешние детали гостини-

цы, где его поселили. Это, прежде всего, территория, на которой

расположена гостиница, фасад здания, интерьер помещений и

коридоров, мебель и оборудование номера, наличие мест и ат-

мосфера в ресторане при гостинице и т.д. Полученные впечатле-

ния от данных элементов обслуживания уже на начальном этапе

отдыха или путешествия, безусловно, влияют на общее впечатле-

ние в целом от тура. Поэтому организации туризма должны серьез-

ное внимание обращать на материальные свидетельства обслужи-

вания. Данный аспект сферы туризма регламентирован в государ-

ственных и других стандартах, отражающих требования к орга-

низациям и к их классификации по типам, категориям и классам,

что соответствует по сути оценке соответствия (сертификации)

данных организаций. Гостиницы и другие средства размещения,

а также их номера в соответствии с действующими стандартами

и другими документами подлежат классификации по категориям,

а предприятия общественного питания — по типам и классам.

Для организаций туризма, включая туроператоров и тураген-

тов, аналогичных классификационных стандартов не создано,

хотя специалисты в данной области считают целесообразным соз-

дание подобных документов. В то же время в ГОСТ Р 50690—2000

содержатся требования к офису туроператора (турагента), оказы-

вающего туристские услуги.

К л а с с и ф и к а ц и я средств р а з м е щ е н и я. Классифи-

кация средств размещения отражена в ГОСТ Р 51185—2008 «Ту-

ристские услуги. Средства размещения. Общие требования», Си-

стеме классификации гостиниц и других средств размещения (Си-

стема), одобренной Правительством РФ (распоряжение от 15 июня

2005 г. № 1004-р) и утвержденной Ростуризмом (приказ от 21 июня

2005 г. № 86), а также в стандарте Российской ассоциации соци-

ального туризма Ст ОО PACT 02—04 «Гостиничный стандарт

PACT. Основные положения».

В соответствии с ГОСТ Р 51185—2008 средства размещения,

как было отмечено ранее, подразделяются на коллективные (го-

стиницы, апарт-отели, сюит-отели, мотели, молодежные гости-

ницы (хостелы), курортные отели, кемпинги, базы отдыха, тури-

тцческие базы, рекреационные центры (центры отдыха), тури-

тцческие деревни (деревни отдыха), прогулочные корабли, дет-

ские оздоровительные лагеря) и индивидуальные гостевые ком-

наты, шале, бунгало, стационарные фургоны.

Согласно Системе классификации гостиниц и других средств

размещения производится оценка их соответствия одной из пяти

к а т е г о р и й, обозначаемых звездами от одной до пяти. Оценка со-

ответствия средств размещения категориям производится на осно-

вании приведенных в Системе требований и балльной оценки,

g свою очередь может быть произведена оценка соответствия но-

меров средств размещения на высшую категорию (сюит, апарта-

мент, люкс и студия) или на категорию с первой по пятую также

на основе приведенных в Системе требований и балльной оценки.

Стандарт Ст ОО PACT 02—04 устанавливает классификацион-

ные группы средств размещения (гостиничных комплексов, при-

дорожных гостиниц и гостиниц с оказанием лечебно-оздоровитель-

ных услуг, молодежных гостиниц, мотелей, апарт-отелей, мебли-

рованных комнат, пансионатов, общежитий, туристских спортив-

ных баз и баз отдыха) по материально-техническому обеспечению,

номенклатуре услуг и качеству в целях их последующей класси-

фикации и категоризации; методы оценки качества и определе-

ния обобщенного классификационного индекса (ОКИ). Стандарт

может быть применен в качестве нормативного документа при

добровольной сертификации услуг средств размещения всеми

субъектами туриндустрии. Стандарт содержит конкретные крите-

рии качества, используемые при балльной оценке средств разме-

щения в целях их классификации.

К л а с с и ф и к а ц и я п р е д п р и я т и й о б щ е с т в е н н о го

питания. Предприятие общественного питания — предпри-

ятие, предназначенное для производства, реализации и/или ор-

ганизации потребления продукции общественного питания, вклю-

чая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные

изделия. Классификация предприятий общественного питания

осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 50762—2007 «Услуги об-

щественного питания. Классификация предприятий обществен-

ного питания».

Стандарт устанавливает:

классификацию предприятий общественного питания в зави-

симости от характера деятельности;

классификацию предприятий по типам (ресторан, бар, кафе,

столовая, закусочная, предприятия быстрого обслуживания, буфет,

кафетерий, кофейня, магазин кулинарии) и классам для рестора-

нов и баров (люкс, высший, первый). Тип предприятия обществен-

°го питания определяется его технической оснащенностью, ас-

соРтиментом реализуемой продукции, характерными особенностя-

ми и качеством обслуживания, квалификацией персонала. Класс

предприятия общественного питания определяется уровнем обслу-

живания и номенклатурой предоставляемых услуг;

характеристики предприятия различных типов и классов и их

различия.

Классификаторы услуг. Действующие в стране классифика-

торы согласованы с Гармонизированной системой описания и

кодирования товаров (ГС) — международной товарной номен-

клатурой, предназначенной для решения задач таможенных ор-

ганов, статистических служб, коммерческой деятельности.

В международной практике соответствие между различными

классификаторами обеспечивается путем создания таблиц соот-

ветствия, разработанных с разной степенью детализации.

О б щ е р о с с и й с к и й к л а с с и ф и к а т о р продукции по

видам э к о н о м и ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и (ОКПД). В соот-

ветствии с Федеральной целевой программой «Развитие государ-

ственной статистики России в 2007—2011 годах» и Концепцией раз-

вития национальной системы стандартизации Минэкономразвития

России разработан Общероссийский классификатор продукции по

видам экономической деятельности ОК 029—2007 (ОКПД).

Объектами классификации в ОКПД является продукция (услу-

ги, работы). Основными задачами, решаемыми с использованием

ОКПД, являются классификация продукции (услуг, работ) для

целей статистики при проведении экономического обследования

хозяйствующих субъектов, а также подготовка статистической ин-

формации для сопоставления на международном уровне.

ОКПД введен в действие с 01.01.2008 г. на период до 01.01.2011 г.,

без отмены Общероссийского классификатора услуг населению

(ОКУН). ОКПД построен на основе гармонизации со Статисти-

ческой классификацией продукции по видам деятельности в Ев-

ропейском экономическом сообществе (КПЕС 2002).

О б щ е р о с с и й с к и й к л а с с и ф и к а т о р услуг насе-

лению. ОКУН (ОК002-93) служит для решения следующих за-

дач: развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг

населению; осуществления сертификации услуг в целях обеспе-

чения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окру-

жающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу

потребителей; повышения эффективности применения средств

вычислительной техники и др.

Объектами классификации являются услуги, оказываемые на-

селению. ОКУН содержит следующие высшие классификационные

группировки услуги населению: бытовые, пассажирского транс-

порта, связи, жилищно-коммунальные, учреждений культуры, ту-

ристские и экскурсионные, физической культуры и спорта; меди-

цинские, санаторно-оздоровительные,. ветеринарные; правового

характера.

Вопрос 4.

К л а с с и ф и к а ц и я средств р а з м е щ е н и я. Классифи-

кация средств размещения отражена в ГОСТ Р 51185—2008 «Ту-

ристские услуги. Средства размещения. Общие требования», Си-

стеме классификации гостиниц и других средств размещения (Си-

стема), одобренной Правительством РФ (распоряжение от 15 июня

2005 г. № 1004-р) и утвержденной Ростуризмом (приказ от 21 июня

2005 г. № 86), а также в стандарте Российской ассоциации соци-

ального туризма Ст ОО PACT 02—04 «Гостиничный стандарт

PACT. Основные положения».

В соответствии с ГОСТ Р 51185—2008 средства размещения,

как было отмечено ранее, подразделяются на коллективные (го-

стиницы, апарт-отели, сюит-отели, мотели, молодежные гости-

ницы (хостелы), курортные отели, кемпинги, базы отдыха, тури-

тцческие базы, рекреационные центры (центры отдыха), тури-

тцческие деревни (деревни отдыха), прогулочные корабли, дет-

ские оздоровительные лагеря) и индивидуальные гостевые ком-

наты, шале, бунгало, стационарные фургоны.

Согласно Системе классификации гостиниц и других средств

размещения производится оценка их соответствия одной из пяти

к а т е г о р и й, обозначаемых звездами от одной до пяти. Оценка со-

ответствия средств размещения категориям производится на осно-

вании приведенных в Системе требований и балльной оценки,

g свою очередь может быть произведена оценка соответствия но-

меров средств размещения на высшую категорию (сюит, апарта-

мент, люкс и студия) или на категорию с первой по пятую также

на основе приведенных в Системе требований и балльной оценки.

Стандарт Ст ОО PACT 02—04 устанавливает классификацион-

ные группы средств размещения (гостиничных комплексов, при-

дорожных гостиниц и гостиниц с оказанием лечебно-оздоровитель-

ных услуг, молодежных гостиниц, мотелей, апарт-отелей, мебли-

рованных комнат, пансионатов, общежитий, туристских спортив-

ных баз и баз отдыха) по материально-техническому обеспечению,

номенклатуре услуг и качеству в целях их последующей класси-

фикации и категоризации; методы оценки качества и определе-

ния обобщенного классификационного индекса (ОКИ). Стандарт

может быть применен в качестве нормативного документа при

добровольной сертификации услуг средств размещения всеми

субъектами туриндустрии. Стандарт содержит конкретные крите-

рии качества, используемые при балльной оценке средств разме-

щения в целях их классификации.

Вопрос 5

Классификация услуг общественного питания. Классифи-

кация услуг общественного питания отражена в ГОСТ Р 50764—95

«Услуги общественного питания. Общие требования». В соответ-

ствии с данным документом услуги, предоставляемые потребите-

лям предприятиями общественного питания различных типов и

классов, а также гражданами — предпринимателями подразделя-

ются на услуги питания, услуги по изготовлению кулинарной про-

дукции и кондитерских изделий, услуги по организации потре-

бления и обслуживания, услуги по реализации кулинарной про-

дукции, услуги по организация досуга, информационно-

консультативные услуги, прочие услуги.

Перечень услуг, предоставляемых предприятием общественно-

Го питания, может быть расширен в зависимости от его типа, клас-

с а и специфики обслуживаемого контингента потребителей.

К л а с с и ф и к а ц и я п р е д п р и я т и й о б щ е с т в е н н о го

питания. Предприятие общественного питания — предпри-

ятие, предназначенное для производства, реализации и/или ор-

ганизации потребления продукции общественного питания, вклю-

чая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные

изделия. Классификация предприятий общественного питания

осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 50762—2007 «Услуги об-

щественного питания. Классификация предприятий обществен-

ного питания».

Стандарт устанавливает:

классификацию предприятий общественного питания в зави-

симости от характера деятельности;

классификацию предприятий по типам (ресторан, бар, кафе,

столовая, закусочная, предприятия быстрого обслуживания, буфет,

кафетерий, кофейня, магазин кулинарии) и классам для рестора-

нов и баров (люкс, высший, первый). Тип предприятия обществен-

°го питания определяется его технической оснащенностью, ас-

соРтиментом реализуемой продукции, характерными особенностя-

ми и качеством обслуживания, квалификацией персонала. Класс

предприятия общественного питания определяется уровнем обслу-

живания и номенклатурой предоставляемых услуг;

характеристики предприятия различных типов и классов и их

различия.

Вопрос 6

Система обслуживания туристов

Система обслуживания туристической организации включает

в себя: систему сервисных операций, систему предоставления

Услуг и маркетинг услуг (рис. 2.1) [25].

Система сервисных операций — это процесс, в ходе которо-

го обрабатывают вводимые факторы и создают элементы турист-

С к о г ° продукта. При этом часть сервисных операций остается не-

видимой для потребителей, например, те операции в ресторане,

к°торые осуществляются для приготовления блюд, напитков и

кулинарных изделий. Подобные операции часто называют техно-

логическим ядром. Операции, проводимые в составе технологи-

ческого ядра, определенным образом влияют на потребителя. На-

пример, турист, находясь в ресторане, заказывает блюдо согласно

меню, а ему отвечают, что данное блюдо в настоящее время нель-

зя приготовить из-за отсутствия необходимых продуктов. В дан-

ном случае организация рискует потерять данного клиента, кото-

рый может воспользоваться другим рестораном.

Остальные операции осуществляются при непосредственном

контакте с потребителем. От их качества зависит впечатление от

оказываемых услуг и, в конечном счете, удовлетворенность по-

требителей. В качестве вводимых факторов выступают обслужи-

вающий персонал, а также визуальные, физические и эмоцио-

нальные элементы сервисного пейзажа, под которым понимается

сервисное окружение.

Чрезвычайно важна роль персонала в качественном обслужи-

вании потребителей и особенно персонала, непосредственно кон-

тактирующего с клиентом. В результате общения и взаимодей-

ствия с персоналом у потребителя складывается представление о

качестве обслуживания. Поэтому организации туризма должны

уделять повышенное внимание подбору, обучению и стимулиро-

ванию персонала, особенно непосредственно контактирующего

с потребителем.

Сервисное окружение включает «материальные и физические

свидетельства» и ту атмосферу, в которой происходит обслужи-

вание. Понятие «материальные и физические свидетельства» об-

служивания относится к материальным объектам, с которыми

сталкивается потребитель в процессе получения услуги, а также

к материальным обозначениям (торговая марка, бренд), исполь-

зуемым в коммуникативных целях.

В области туризма особое значение приобретают и физические

материальные объекты, с которыми сталкивается турист до и в

процессе путешествия. Например, прибыв к месту организаций

путешествия или отдыха, сопровождаемого экскурсионными по-

е з д к а м и, турист обращает внимание на внешние детали места, где

еГо поселили. Это, прежде всего, территория, на которой нахо-

дится гостиница, фасад здания, интерьер помещений и коридо-

ров, мебель и оборудование номера, наличие в гостинице ресто-

рана, создаваемая в нем атмосфера и т.д. Полученные впечатле-

ния от данных элементов обслуживания уже на начальном этапе

отдыха или путешествия, безусловно, окажут влияние на общее

впечатление в целом от качества обслуживания. Поэтому органи-

зации туризма должны серьезное внимание обращать на матери-

альные свидетельства обслуживания.

Атмосфера обслуживания обеспечивается комфортностью об-

становки, в которой оно происходит (например, в ресторане —

это элементы дизайна, меблировка, соответствующее освещение,

музыка, температура воздуха, запахи и т.д.), а также доброжела-

тельностью и желанием персонала обслужить клиента.

Сервисное окружение способно положительно воздействовать

на все пять органов чувств потребителя, и туристические органи-

зации должны уделять ему должное внимание. Так, важно, что

используют рестораны в интерьере — антиквариат (подлинный

или имитацию), мебель, картины, ковровые изделия, освещение,

живую музыку или фоновое музыкальное сопровождение. Эти

элементы сервисного пейзажа призваны создать желаемый имидж

и запоминающийся стиль организации. Дорогие отели в настоя-

щее время занимают классические здания, имеют в наличии ан-

тикварную мебель и ковровые покрытия, воссоздают старинный

стиль помещений, располагают просторными холлами с лифта-

ми, фонтанами. Курортные отели выделяют огромные средства

на разбивку садов и цветников на своей территории.

Таким образом, сервисное окружение играет важную роль, по-

могая клиентам понять, какого стиля и качества обслуживания

им следует ожидать.

Система предоставления услуг — это процесс окончатель-

ной сборки всех элементов сервисного продукта в конкретную

Услугу, предоставляемую потребителю. Она охватывает видимые

элементы сервисных операций и влияет на других потребителей.

а Разработку системы предоставления услуг отвечают операци-

°нные менеджеры совместно с менеджерами персонала, которые

°пределяют основные виды деятельности, связанные с предостав-

Лением услуг, и выявляют взаимосвязи между ними, устанавли-

ают взаимодействия между потребителями, потребителями и со-

трудниками, показывают, каким образом это взаимодействие под-

РЖивается дополнительными видами услуг и системами их пре-

ставления. Эти менеджеры также устанавливают потенциальные

Чки> связанные с риском ухудшения качества обслуживания,

разрабатывают процедуры и планы действий, позволяющие пер-

соналу избегать возможных ошибок и уверенно чувствовать себя

в случае возможных непредвиденных обстоятельств. Подобные

действия могут служить основой для разработки стандартов по

каждому виду обслуживания с учетом времени выполнения от-

дельных заданий и операций, а также взаимодействия между слу-

жащими и потребителями.

Организации туризма должны иметь концепцию сервисных

операций (включая информационные технологии), в которой от-

ражены природа процессов предоставления услуг, географический

диапазон сервисных операций, график обслуживания, структура

и расположение производственных помещений, человеческие ре-

сурсы с учетом численности и профессиональных навыков, парт-

неры и поставщики услуг, конкретные операции при оказании

услуг потребителю.

Маркетинг услуг представлен службой маркетинга, которая

работает совместно с операционными менеджерами и менедже-

рами персонала, так как услуги туризма являются услугами с вы-

соким уровнем контакта с клиентами. Служба маркетинга прово-

дит исследование рынка услуг и потребителей, разрабатывает ре-

кламные предложения, учитывает при разработке системы предо-

ставления услуг взаимодействие туристов между собой, например,

при групповых турах, а также разрабатывает альтернативные ва-

рианты предоставления услут, устраивающие потребителей опре-

деленных секторов рынка.

Ориентация деятельности сервисных организаций на потре-

бителя способствовала проведению научных исследований в об-

ласти восприятия качества услуг потребителем и удовлетворения

их нужд и потребностей.

Вопрос 7

Модель восприятия потребителем качества услуги

Потребитель принимает решение о покупке туристских услуг

в соответствии с возникшей у него потребностью, обращая вни-

мание на их содержание и качество. Потребители хотят получать

«запоминающиеся впечатления, а не примитивные товары». По-

этому туристическим организациям необходимо знать, что от них

ожидают потребители до и после покупки услуг, а также воспри-

ятие ими услуг в процессе обслуживания и степень удовлетворен-

ности услугами после их предоставления.

Конечным результатом обслуживания туриста служат его впе чатления (восприятия) от предоставленных ему услуг, его воспо-

минания, которые Роберт А. Браймер определяет как эмоциональ-

ный настрой, положительный или отрицательный, который оста ется в памяти как результат взаимоотношений, вытекающих из

процесса обслуживания. Турист, по сути, вспоминает тот психо-

л о г и ч е с к и й и физиологический эффект от обслуживания в про-

шедшем туре, которое ему было оказано.

Естественно у туриста были определенные ожидания перед по-

купкой тура относительно возможного качества услуг, оказывае-

мых туристической организацией. Эти ожидания были сформи-

рованы на основе информации, полученной из рекламных сооб-

щений, на основе имиджа туристической организации, из отзывов

коллег по работе и друзей. Ожидаемая услуга представляет собой

ожидаемое качество, определяемое индивидуальными нормами

туриста и его предварительными знаниями об услуге. В процессе

реализации тура турист сравнивает получаемое обслуживание с

тем, что он желал получить. В результате формируется восприни-

маемое качество, которое подчинено эффектам отборочного вос-

приятия, приспособления туриста и исправления воспринимае-

мого качества.

Отборочное восприятие отражает индивидуальное восприя-

тие туристом оказанных услуг, которое зависит от особенностей

его характера, интересов, личных качеств, знаний, а также усло-

вий обслуживания, определяемых совокупностью факторов, воз-

действующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.

Например, если в гостиничном номере холодно, то независимо от

комфортности номера турист будет чувствовать себя неуютно.

Приспособление туриста к сформировавшимся ожиданиям

происходит в том случае, если воспринимаемое качество услуг

незначительно отличается от его ожиданий. При высоком ожида-

нии и низком качестве оказываемых услуг наступает полная не-

удовлетворенность туриста. Если, например, туристу в соответ-

ствии с путевкой полагался пятизвездочный номер в гостинице,

а ему предоставили номер первой категории, то естественно ту-

рист выражает свою крайнюю неудовлетворенность подобными

действиями организации.

Исправление воспринимаемого качества оказываемых услуг

туристом происходит в том случае, когда организация туризма пре-

взошла его ожидания, сформировавшиеся на основе чужого опы-

та, либо качество услуг оказалось ниже ожиданий. В этом случае

Усиливается положительное впечатление, получаемое туристом от

УСлУг, или, наоборот, усиливается негативное восприятие услуг.

Рассматриваемая модель восприятия потребителем качества

Услуг и позволяет рассмотреть это понятие со следующих позн-

а й [6, 17, 36]:

приемлемого (адекватного) и желаемого качества услуги;

базового, требуемого (ожидаемого) и желаемого качества ус-

луги;

типологии элементов обслуживания Кедотта и Терджена (на-

личия критических, нейтральных и приносящих удовлетворение

или разочарование элементов в услугах при обслуживании);

восприятия качества и восприятия ценности.

Приемлемое (адекватное) качество услуги определяется же-

ланием потребителя получить качество обслуживания не ниже до-

пустимого для себя уровня, а желаемое качество услуги связано

с надеждой потребителя получить именно такой уровень обслужи-

вания, на который он рассчитывал. Между этими уровнями нахо-

дится зона толерантности, или зона допустимых отклонений.

Если качество услуги оказывается ниже нижнего предела, то

потребитель считает услугу неприемлемой и в дальнейшем пре-

кращает взаимоотношения с организацией. За верхним пределом

лежит зона идеального качества услуги, на которое не мог рас-

считывать потребитель и которое нежелательно организации, так

как за подобное качество не готов платить потребитель.

На рис. 2.2 показано, как формируется туристом адекватный

и желаемый уровень обслуживания.

Базовое качество услуги определяется теми ее свойствами,

которые потребитель считает обязательными, само собой разуме-

ющимся. Организация должна уделять серьезное внимание базо-

вому качеству, так как в противном случае рискует своим имид-

жем и вообще бизнесом. Характеристики базового качества услу-

ги обычно отражаются в действующих стандартах в разделе общие

требования, например, к услугам туризма, гостиниц или пред-

приятий общественного питания.

Требуемое (ожидаемое) качество представляет собой сово-

купность технических и функциональных характеристик услуги,

рекламируемых и гарантируемых организациями. Эти характери-

Рис. 2.2. Формирование желаемого и адекватного уровней обслуживания

сТИКи услуги также отражаются в действующих нормативных до-

кументах и стандартах, например, при классификации номеров

гостиницы по категориям.

Желаемое качество представляет собой наличие таких ха-

рактеристик у услуги, которые отражают ценности, неожиданные

для потребителя. Потребитель не предполагал получить эти цен-

ности услуги, но их наличие он обычно высоко оценивает. При-

мерами услуг с желаемым качеством являются предложение гостю

оставить себе подарок на память о пребывании в гостинице —

фен, зонт, фирменные косметические средства и т.д. Учет произ-

водителем желаемого качества во вновь создаваемой услуге может

стимулировать формирование новых потребностей общества.

В соответствии с типологией элементов обслуживания Кедот-

та и Терджена существуют четыре классификационные позиции

для определения важности элементов обслуживания с точки зре-

ния удовлетворения нужд потребителей.

Критические элементы (чистота в гостиничных номерах,

чистота общественных помещений, безопасность, здоровая пища)

способствуют достижению отмеченного выше требуемого каче-

ства и должны быть удовлетворены в первую очередь. Критиче-

скими их называют потому, что они вызывают либо положитель-

ную, либо отрицательную реакцию в зависимости от того, достиг-

нуты минимальные требования стандартов или нет.

Нейтральные элементы (цвет униформы персонала, распо-

ложение автомобильной стоянки и т.д.) не оказывают серьезного

воздействия на потребителя. Так как эти элементы имеют слабое

влияние на степень удовлетворения потребителей, на них не стоит

организации затрачивать значительных управленческих усилий.

Приносящие удовлетворение элементы (обслуживание в го-

стиницах в ночное время; бесплатные напитки, предоставляемые

гостям от имени директора; цветы, преподносимые администра-

цией дамам в ресторанах) способствуют обеспечению отмечен-

ного выше желаемого качества и могут вызвать благодарную ре-

акцию потребителей, если их ожидания предвосхищены, но ни-

какая реакция не последует, если эти элементы отсутствуют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: