Функции МК

3. Методы исследования МК.

Литература: основная – 2, 13, 16, 17, 19, 20, дополнительная – 4, 5, 8, 18, 24, 32.

Вопрос 1. Массовая коммуникация (МК) как общение больших социальных групп.

Массовая коммуникация – разновидность человеческого общения. Компоненты МК (Г. Лассуэлл): коммуникатор (кто говорит, кто сообщает информацию), аудитория (реципиенты - кому говорят, кому сообщают информацию), сообщение (что именно говорят, сама информация), канал (техническое средство, с помощью которого осуществляется передача сообщения), эффективность.

Специфические особенности МК, отличающие ее от межличностного общения (Н.Н.Богомолова):

1) МК – это общение больших социальных групп. Межличностное общение – это, в основном, общение отдельных индивидов.

2) Опосредованность общения техническими средствами. Дает возможность одновременно включать в процесс общения огромные массы людей, разнообразные социальные группы. В межличностном об­щении преобладает непосредственный контакт.

3) Социальная направлен­ность. МК – это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших соци­альных групп. В межличностном общении присутствует как социальная, так и индивиду­ально-личностная ориентирован­ность общения

4) Общение в условиях МК носит организованный характер. Осуществление передачи колоссальных объемов информации немыслимо без должной организации и управления. Стихийно невозможно ни собирать эту информацию, ни обрабатывать ее, ни обеспечивать ее распрост­ранение. В межличностном общении присутствуют и стихийные, спонтанные, и орга­низованные формы.

МК носит институциональный харак­тер. Деятельность СМК (средств массовой коммуникации) организуется и управляется специальными учреждениями – редакциями га­зет, радио, телевидения (социальными института­ми). Они реализуют интересы той или иной социальной группы, и, прежде всего социальные интересы правящих классов общества.

5) Отсутствует непосредственная обратная связь. В МК отсутствует прямой, непосредственный кон­такт коммуникатора и аудитории. В межличностном общении между общающимися присутствует непосредственная обратная связь. МК имеет однонаправленный характер, т. е. коммуникативные роли коммуникатора и аудитории в процессе общения остаются неизменными (в отличие от межличностного общения лицом к лицу, где обычно во время разговора происходит попеременная смена этих ролей).

В условиях МК коммуникатор лишен возможности скорректировать свое сообщение, разъ­яснить непонятное, использовать дополнительные аргументы, т. е. сделать свое сообщение более убедительным.

Непосредственная обратная связь от отдельных реципиентов может быть получена в виде телефонных звонков в редакцию или показа телекадров с их вопросами и репликами. Это единичные реципиенты, которые могут неадекватно представлять всю аудиторию. Основной в МК является отсроченная обратная связь (почта от аудитории; встречи читателей, слушателей, телезрителей с работниками редакций; опросы аудитории).

6) Повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения по сравнению с межличностным общением. Передаваемые сообщения должны быть максимально четкими и понятными. В межличностном общении присутствует более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм об­щения.

7) Коллективный характер коммуникатора. Каждый коммуникатор выступает не от своего имени, а от имени группы, которую он представляет. В МК коммуникатор предстает как публичная индивидуальность (тот образ коммуникатора, который сформировался у «публики»), в отличие от межличностного общения (где наличествует приватная индивидуальность коммуникатора – сочетание индивидуальных качеств коммуникатора). Межличностное общение характеризуется «индивидуальным» характером коммуникатора.

В подготовке и передаче сообщения участвует не только сам коммуникатор, но и работники редакций (печатники, операторы, радио- и видеоинженеры и т.д.). Они должны упорядочить сообщения коммуникатора так, чтобы оно отвечало социальным интересам слоев, которые представляют данный орган МК, чтобы сообщение отвечало языковым нормам, а также требованиям технического канала.

8) Огромные размеры аудитории и ее неорганизованный и стихийный характер. Аудитория является одной из разновидностей массы. Коммуникатор никогда точно не знает размер своей аудитории и ее состав. Поэтому аудитория для него анонимна. Аудитория разобщена на небольшие группы. В межличностном же общении реципиентом выступает отдель­ный конкретный человек.

9) Сообщения МК характеризуются публичностью, универсальностью (включение в них самой разнообразной информации), социальной актуальностью (актуальность содержания для больших социальных групп), а также периодичностью информации. Для межличностного общения характерна единичность, приватность, уни­версальность, социальная и инди­видуальная актуальность, необяза­тельная периодичность сообщений.

10) «Двухступенчатый характер» МК (модель Э. Каца и П. Лазарсфельда). Окончательное мнение отдельных читателей, слушателей и зрителей фор­мируется лишь после обсуждения сообщений СМИ с другими людьми («лидерами мнений»). Лидеры мнения – высокоавторитетные члены группы, мнения и советы которых имеют особую ценность для других ее членов. В качестве лидера мнения может выступать реакция аудитории на восприятие коммуникатора (передается не толь­ко само выступление коммуникатора, но и непосредственная реакция аудитории на это выступление).

Английскими психологами был проведен следующий эксперимент: в экспериментальной программе выступал один и тот же человек с одним и тем же сообщением. В первой серии эксперимента на экране показывалась аудитория, которая внимательно и одобрительно его слушала. Во второй серии во время выступления этого же человека показывалась аудитория, которая демонстрировала скуку и неодобрительное к нему отношение. Опрос экспериментальной аудитории показал, что в первой серии личность коммуникатора и его выступление оценивались гораздо выше, чем во второй серии, хотя это был один и тот же человек, который произносил один и тот же текст.

Двухступенчатая модель была подвергнута следующей критике. Многие исследования показали, что наиболее важные сообщения распространяются непосредственно от СМК к реципиенту.

В межличностном общении преобладает непосредственное восприятие сообщения.

Н.Н. Богомолова указывает на то, что разговор двух человек по телефону, хотя и опосредован техническими средствами, не является разновидностью МК. В то же время публичное выступление перед открытой аудиторией больше тяготеет к МК из-за своей ярко выраженной социальной направленности, организованного характера, многочисленности аудитории и фиксированности коммуникативных ролей лектора (коммуникатора) и слушателей (аудитории).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: