Наблюдение. Наблюдение используется тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественный процесс поведения

Наблюдение используется тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественный процесс поведения, когда стремятся получать целостную картину проис­ходящего, отразить как осознаваемые, так и неосознаваемые, вербальные и невербальные формы поведения. Применительно к МК можно осуществлять наблюдение за действиями коммуникатора и ау­дитории читателей, слушателей и телезрителей. Главная сложность заключает­ся в том, чтобы должным образом выделить и систематизиро­вать конкретные действия участников МК, а также фиксировать их в процессе наблюдения. В настоящее время используют­ся специальные электронные счетчики для наблюдения за ауди­торией, в том числе за тем, какие программы телевидения включаются чаще, какие реже (фиксирующие включение телевизора и переключение с одной программы на другую). Такое аудиометрирование позволяет получать информацию о размерах аудитории в течение несколь­ких часов после выхода передачи в эфир.

Метод наблюдения используется как одно из средств выявления отношения аудитории к просмотру различных передач: наблюдатели фиксируют речевые и моторно-эмоциональные проявления в поведении аудитории.

Тесты

Тест – особого рода испытание, в ходе которого его участ­ник или выполняет специально разработанное задание или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкеты или интервью. Примером тестов, используемых при исследовании МК, является «Тест 20 от­ветов», когда участников исследования просят дать 20 различ­ных ответов на один вопрос: данный коммуникатор, кто он?

В тестовых исследованиях МК исполь­зуются такие методические приемы, как «обратный вопрос» и «рефлексивные вопросы» При использовании приема обратного во­проса реципиентов просят задать лю­бые вопросы герою сюжета того или иного материала МК. «Рефлексивные вопросы» – респондентов просят ответить, как, по их мнению, данный коммуникатор воспринимает ауди­торию или что данная аудитория думает о нем самом. Эти приемы дают возможность выявить подлинное отношение респон­дентов к конкретным проблемам, поднимаемым в сообщениях МК, их отдельные ценностные ориентации, а также отношение к коммуникатору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: