Наблюдение используется тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественный процесс поведения, когда стремятся получать целостную картину происходящего, отразить как осознаваемые, так и неосознаваемые, вербальные и невербальные формы поведения. Применительно к МК можно осуществлять наблюдение за действиями коммуникатора и аудитории читателей, слушателей и телезрителей. Главная сложность заключается в том, чтобы должным образом выделить и систематизировать конкретные действия участников МК, а также фиксировать их в процессе наблюдения. В настоящее время используются специальные электронные счетчики для наблюдения за аудиторией, в том числе за тем, какие программы телевидения включаются чаще, какие реже (фиксирующие включение телевизора и переключение с одной программы на другую). Такое аудиометрирование позволяет получать информацию о размерах аудитории в течение нескольких часов после выхода передачи в эфир.
Метод наблюдения используется как одно из средств выявления отношения аудитории к просмотру различных передач: наблюдатели фиксируют речевые и моторно-эмоциональные проявления в поведении аудитории.
|
|
Тесты
Тест – особого рода испытание, в ходе которого его участник или выполняет специально разработанное задание или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкеты или интервью. Примером тестов, используемых при исследовании МК, является «Тест 20 ответов», когда участников исследования просят дать 20 различных ответов на один вопрос: данный коммуникатор, кто он?
В тестовых исследованиях МК используются такие методические приемы, как «обратный вопрос» и «рефлексивные вопросы» При использовании приема обратного вопроса реципиентов просят задать любые вопросы герою сюжета того или иного материала МК. «Рефлексивные вопросы» – респондентов просят ответить, как, по их мнению, данный коммуникатор воспринимает аудиторию или что данная аудитория думает о нем самом. Эти приемы дают возможность выявить подлинное отношение респондентов к конкретным проблемам, поднимаемым в сообщениях МК, их отдельные ценностные ориентации, а также отношение к коммуникатору.