Вопрос 2. Функции МК

Основная суть функций МК заключается в поддержа­нии и укреплении господствующих общественных отношений. Их содержание зависит от интересов тех социальных групп, которые владеют средствами МК.

По утверждению П. Лазарсфельда и Р. Мертона в современном обществе организованный бизнес, занимающий наиболее выгодную позицию среди других властных группировок, использует СМК для достижения контроля над обществом и удержания масс в социальном и экономическом статус-кво, заменив властные средства контроля средствами пропаганды, названными «связью с общественностью» (PR).

Дж. Доминик выделил следующие психологические потребности аудитории, лежащие в основе функций МК:

- потребность в знаниях;

- потребность в отвлечении: стимуляции (отвлечении от скуки обыденной жизни), расслаблении (уходе от жизненных забот), эмоциональной разрядке (преодолении фрустраций);

- потребность в контактах с другими людьми, в осуществлении «парасоциальных связей» (диктор или комментатор превращается для реципиента в постоянного друга);

- потребность в «уходе от дел, от окружающих», изоляции от них, когда реципиент просит не отрывать его от чтения или телевизора.

Социально-психологические функции МК:

1 Функция социальной ориентировки и формирования общественного мнения. Опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в социальных явлениях. МК превращается для аудитории во «вторую реальность», т.е. мир, каким его видят СМК, стал для многих людей более реальным, чем сама жизнь. Например, отправляясь на стадион смотреть спортивные состязания, многие американцы берут с собой переносные радио- и телеприемники. Когда их спрашивают, зачем они слушают репортаж, если игра проходит на их глазах, они отвечают: «Так я могу понять, что же происходит на самом деле».

2. Функция аффилиации, социальной идентификации (приобщения к группе, сопричастности с ней). Имеет своей основой потребность человека чувствовать свою приобщенность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности способно повы­шать у человека чувство собственной защищенности, уверенности в своих силах и т. д. МК создает любому реципиенту возможности для выбора референтных групп, с членами которых он идентифицируется.

3. Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью лич­ности в установлении контакта с другим человеком для само­выражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других:

- восприятие аудиторией сообщений МК создает предпосылки для вступления в контакт даже с незнакомыми людьми по поводу данных сообщений (транспорте, магазинах и т. п.);

- желание получить через средства МК информацию, которую можно обсудить со знакомыми (двухступенчатый характер восприятия сообщений);

- функция контакта проявляется и в форме отсроченной обратной связи со стороны реципиентов в виде писем, откликов;

- МК заменяет непосредственное межличностное общение для тех, кто страдает от одиночества. Наиболее значима эта функция для подростков и одиноких пожилых людей, которые нередко включают радио или телевизор для того, чтобы избежать одиночества.

4. Функция самоутверждения (самопознания и самореализации). Реципиенты находят в сообщениях МК поддержку своих ценностей, идей, взглядов.

5. Утилитарная функция. С помощью средств МК человек имеет возможность решать практические, бытовые проблемы. Эта функция реализуется в специальных: публикациях и передачах с практической направленностью («Хозяйке на заметку», «Наш сад»).

6. Функция эмоциональной разрядки или релаксации. МК удовлетворяет потребность человека в снятии напряжении. Развлекательные публикации и передачи могут вызвать своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий и мечтаний и отгораживая их от реальных забот и проблем.

Б. А. Грушин выделяет такие функции МК как:

1. Функция воспитания. Это информация об идеалах данного общества, передача опыта поколений, формирование общественного мнения.

2. Функция организации поведения. Реакцией на информационные стимулы СМК является поведение людей. Например, организация кампании по сбору помощи пострадавшим от землетрясения, распространение моды, покупка рекламируемых товаров и услуг.

3. Функция снятия напряжения (развлекательная).

4. Функция информирования.

5. Функция коммуникации. Общение, обмен духовными ценностями, эмоциональными состояниями.

П. Лазарсфельд и Р. Мертон описывают следующие функции СМК:

1. Присвоение статуса: СМК могут выделить из массы человека, чье поведение и мнения заслуживают их (СМК) внимания, и легитимизировать его статус и престиж.

2. Усиление социальных норм. Происходит в результате показа отклонений от общественной морали. Члены группы признают, что эти отклонения имеют место и требуют единообразия. Человек выбирает между: а) отказом от нормы и самоидентификацией в качестве аутсайдера и б) присоединением к большинству вне зависимости от своих убеждений.

3. Наркотизация аудитории. Происходит под действием потока стимулов СМК. Результатом такого воздействия может быть превосходное знакомство аудитории с проблемами, скрывающее ее апатию. Заинтересованный и информированный индивид может знать проблемы общества, но не осознавать того, что он не может принять решение и что-либо реально сделать с этими проблемами. Поэтому СМК относятся к наиболее респектабельным и эффективным «социальным наркотикам», а увеличение дозы может переадресовывать энергию аудитории с активного участия на пассивное знание.

Проблема цензуры средств МК

Свобода распространения информации – ключевой принцип атомизированного гражданского общества и либерального порядка жизни, предполагающий устранение всех свойственных традиционному обществу этических запретов. Полная гласность означает невозможность человека укрыться от внешнего контроля. Свобода слова на Западе стала предоставляться по мере подчинения общественного мнения манипулированию. В США юридические запреты на свободу сообщений были отменены в 60-х гг., когда стала отработанной технология манипулирования. Так, до 60-х по закону о мятежах можно было объявить преступлением любую критику правительства. В настоящее время никто на Западе не скрывает, что СМК служат правящей верхушке и не претендуют на объективность. Об этом откровенно заявил Г. Люс, основатель журналов «Тайм», «Лайф», «Форчун» и др.

В открытой или завуалированной форме цензура существует во всех странах. Свобода прессы никогда не бывает абсолютной. Например, нельзя публиковать материал, содержащий клевету, секретные данные, непристойности, призывы к насилию, нарушение авторских прав. Не разрешается публиковать информацию, могущую нанести ущерб безопасности страны.

Этический кодекс, принятый Национальной ассоциацией работников вещания в США, требует отказа от откровенной демонстрации секса, насилия, хирургических операций, звучания определенных слов в прайм-тайм. Скрытая причина самоцензуры – боязнь обидеть рекламодателей и потерять средства, даваемые рекламой. Так, журналы могут не публиковать статьи о вреде курения из страха потерять рекламодателей табачных изделий. 2/3 американцев выступали против «телевизионного насилия», но они были бессильны преодолеть интересы фирм,производящих телевизоры, и рекламодателей.

«Демократическое» государство может и не прибегать к официальной цензуре, а просто потребовать снятия с эфира нежелательного для него сообщения. Так в 1985 г. британское правительство потребовало, чтобы BBC не показывала документальный фильм о Северной Ирландии, содержащий интервью с членами ИРА, аргументируя это тем, что фильм предоставляет трибуну террористам. В Англии был запрещен к показу фильм С. Кубрика «Заводной апельсин». В 1996 г. в Испании в ходе выборов был запрещен показ видеоролика крупной радикальной баскской партии.

В Сингапуре, где живут представители многих рас, культур, религий, существует цензура четырех видов: расовая, религиозная, нравственная и политическая. Запрещается критика любой национальности или религии, не допускается никаких сексуально окрашенных высказываний и изображений. Сообщения о столкновениях на религиозной или национальной почве не афишируются, чтобы избежать усиления скрытого недовольства по отношению друг к другу представителей местных общин. Приоритет отдается не свободе прессы, как на Западе, а гармонии в обществе.

Цензура также проявляется в том, что журналистов не допускают в места ведения боевых действий, вторжения в другие страны (при вторжении США в Панаму, в Ирак, Афганистан).

Цензура может осуществляться скрыто – через лишение рекламы неугодных телекомпаний и газет, через невыдачу им лицензий. Отражением цензуры является манипуляция эфирным временем: неугодное властям и СМК сообщение выпускается в эфир в такой день недели и время, когда они привлекут наименьшее внимание (например, утром).

Домашняя цензура. Исследование в Европе показало, что элита деятелей ТВ не позволяет своим детям и внукам смотреть телевизор, за исключением небольшого числа программ (спокойных, приличных, познавательных).

Конгресс США бремя цензуры переложил на родителей: был принят закон, обязывающий производителей телевизоров вставлять в них микросхему. Она позволяет родителям блокировать программы, содержащие излишек секса и насилия.

В некоторых странах Европы существует запрет на включение рекламы в кинофильмы высокого художественного уровня. Европарламент принял решение: любой канал в Европе обязан не менее 51% времени отдавать европейским авторам.

Западноевропейские законодательные нормы, касающиеся телевидения и органов надзора за ним:

- обязанность телевидения давать правдивую, объективную и беспристрастнуюинформацию;

- обязанность четко и определенно разделять информацию и мнение с точным указанием лиц или организаций, которые данное мнение высказывают. Дикторы и ведущие обязаны семантически (прямым текстом) и интонационно разделять сообщаемую информацию и мнение о каком-то вопросе;

- обязанность при сообщениях по проблемам, по которым в обществе имеются разногласия, предупреждать о различии позиций социальных групп и общественных движений;

- на государственном телевидении всем парламентским фракциям предоставляется время для свободного изложения их программ и точек зрения пропорционально числу мандатов, а также другим политическим партиям и движениям, профсоюзам и ассоциациям – согласно критериям, согласованным с наблюдательными советами. Эта позиция излагается без посредника и без участия посторонних с их вопросами и комментариями;

- право граждан, общественных и государственных организаций на опровержение неверной информации на том же канале и в то же время;

- учреждение права неприкосновенности личного образа;

- установление обязательной квоты для демонстрации отечественных произведений культуры, а также ограничение времени для показа рекламы в течение суток и в течение одного часа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: