Профилактическое обслуживание

Профилактика имеет две основные цели: - предупредить возникновение отказов; - обнаружить такие отказы элементов системы, которые не были обнаружены средствами контроля в процессе эксплуатации.

При организации профилактики необходимо решать вопросы: как часто следует проводить профилактики и что проверять при профилактике.

1. Профилактическое обслуживание технических средств.

Существует три организационных вида обслуживания:

Регламентное - проводится по достижению параметрами обслуживаемого технического средства некоторых значений регламентированных показателей. Этот вид обслуживания применяется в случае известной связи работоспособности и значений некоторых технических параметров средства.

Календарное - проводится в том случае, если главный параметр, определяющий работоспособность это время, в течение которого КТС эксплуатируется или хранится. Профилактические работы проводятся в строго определенные календарные сроки.

Комбинированное - проводится, если работоспособность одновременно связана со значениями параметров средства и с временем использования.

1.1. Контролируемые параметры при регламентном обслуживании.

Выбор контролируемых параметров необходимо начинать с анализа функций, выполняемых техническими средствами. Каждая из функций может контролироваться по набору параметров { Pi }, каждый из которых зависит от состояния одного или нескольких элементов технического средства, т.е., если параметр в пределах нормы, то группа элементов в рабочем состоянии. В технической диагностике разработан комплекс процедур, минимизирующих число контролируемых параметров, отражающих состояния всех контролируемых элементов.

После того как выбрано минимально необходимое число контролируемых параметров с целью обеспечения работоспособности технического средства, необходимо определить время измерения параметров.

1.2. Выбор времени календарного обслуживания.

Время календарного обслуживания выбирается на основе изучения закономерностей отказов. Пусть на основе анализа закономерностей отказов конкретного типа технических средств установлено, что интенсивность отказов l0 изменяется во времени по следующему закону

Отказы на участке 0 - t1носят характер отказов периода приработки, на участке t1 - t2 преобладают внезапные отказы (закон распределения времени до отказа - экспоненциальный), на участке от t2 и далее преобладают отказы износового характера (закон распределения времени до отказа - нормальный). Профилактические работы начнутся после этапа приработки (с момента t1).

На участке t1 - t2, для которого характерно l0 = const, время профилактики выбирается с учетом того, чтобы вероятность появления отказов q не превышала допустимой q доп. Для экспоненциального распределения время до отказа определяется соотношением . Отсюда . Поэтому время профилактики (принцип календарного обслуживания) равно

На участке t ³ t2, имеет место процесс накопления дефектов. Для выбора времени календарного обслуживания в этом случае, т.е. для варианта, ориентированного на замену технического средства, выработавшего ресурс, предварительно определяется среднее время работы до износового отказа T0 и его среднеквадратичное отклонение s(t). На основе этих величин определяется время календарного обслуживания по формуле t пр = T0- n s (t),где n - коэффициент, соответствующий заданному q доп(значение n приводится в таблицах).

2. Правила профилактического обслуживания КТС АСОИУ.

Универсальных рекомендаций по организации планирования профилактики сложных систем нет. В принципе возможны два подхода:

остановка на профилактику всей системы в целом.

1. остановка на профилактику отдельных технических средств (система может функционировать).

Проведение общей профилактики, с одной стороны, снижает обобщенный показатель надежности (коэффициент технического использования) системы, а с другой стороны, повышает надежность, так как восстанавливается работоспособность отказавших изделий, их элементов, а возникновение некоторых отказов предупреждается.

Влияние профилактики на функциональную надежность системы определяется формулой R (t) = K ти(t)* P (D t), где R (t) - вероятность выполнения системой заданной функции на интервале времени t; K ти(t) - коэффициент технического использования системы с учетом проведения профилактики на интервале времени t; P (D t) - вероятность выполнения системой заданной функции на интервале D t использования системы по назначению, т.е.

t = t пр+D t и K ти(t) = D t/t. Чем меньше D t и больше t пр, тем меньше K ти(t) и тем больше P (D t). Определение значения K ти(t) не представляет затруднений, т.к. D t и t задаются при планировании профилактики. В первом приближении можно принять, что P (D t) = exp(-l0 D t).

Трудность определения P (D t) заключается в том, что l0 под влиянием профилактики может уменьшаться неоднозначно.

Проведение раздельной профилактики, обеспечивающей непрерывность работы системы в целом, требует создания системы непрерывно-действующего контроля состояния отдельных технических средств, чтобы обеспечить возможность быстрого восстановления работоспособности и сокращение времени профилактики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: