Процесс определения технического состояния объекта (модуля, средства, системы) называют техническим диагностированием. Система может нормально функционировать только при постоянном контроле состояния КТС. Осуществить контроль с помощью некоторого универсального метода невозможно из-за большого разнообразия конструкции элементов системы и их функционального назначения. Создание всегда сопровождается поиском наилучших методов контроля (диагностирования) технического состояния КТС системы и отдельных частей.
1. Классификация видов контроля.
По целевому назначению различают:
1). Контроль работоспособности - контроль с целью определения состояния объекта: работоспособное или неработоспособное.
2). Диагностический контроль - контроль для определения состояния объекта (работоспособен или неработоспособен) и причин неработоспособности.
3). Прогнозирующий контроль - контроль для определения состояния объекта и выявления какие отказы возможны в ближайшее время.
|
|
По степени автоматизации различают;
1). Автоматический контроль - контроль, осуществляемый специальными устройствами и программами без вмешательства персонала.
2).Автоматизированный контроль реализуется с помощью персонала.
3). Ручной контроль - контроль, выполняемый персоналом.
По времени различают контроль: периодический или непрерывный.
По полноте выполнения операций - полный и частичный.
По последовательности контрольных операций различают последовательный и параллельный контроли, когда устройства (элементы) объекта контролируются либо последовательно одно за другим, либо одновременно.
По используемым методам контроль бывает прямым и косвенным.
В свою очередь прямой контроль делится на:
1). Программный контроль, основанный на использовании спецпрограмм.
2). Аппаратурный контроль, осуществляемый с помощью специальной контрольной аппаратуры, введенной в структуру объекта.
Программный контроль в свою очередь подразделяется на:
1). Программно - логический контроль - контроль за правильностью функционирования объекта и его частей, реализуемый путем: - повторения операций переработки информации; - повторение пересылки информации; - сравнение получаемых результатов переработки информации с эталонными.
2). Тестовый контроль - контроль для проверки состояние аппаратуры КТС и программ с помощью специально разрабатываемых тестовых программ.
Наиболее распространенные методы аппаратурного контроля:
- числовой контроль по модулю; - кодовый контроль по модулю; - контроль с использованием корректирующих кодов; - аппаратурно - микропрограммный контроль;- мажоритарный контроль;- контроль с использованием шлейфовых каналов; - контроль с использованием контрольных сумм; - контроль, основанный на проверке запрещенных выходных слов и переходов.
|
|
Перечисленные методы аппаратурного контроля используются для контроля правильности вычислений, реализуемых ЭВМ.
Выбор вида прямого контроля зависит от их достоинств и недостатков.
Программный контроль:
Достоинства - не требует значительных затрат;- не усложняет состава объекта; - обладает широкими возможностями.
Недостаток - на время контроля прекращается полностью или частично выполнение основных.
Аппаратурный контроль:
Достоинства - реализуется одновременно с выполнением основных функций; - обеспечивает достоверный непрерывный контроль работоспособности, диагностирование и прогнозирование; - результаты контроля позволяют легко устранять неисправности (отказы).
Недостаток - требует значительных затрат на изготовление встроенных средств контроля, увеличивает габариты и массу объекта, усложняет его состав.
Частичный ручной периодический контроль - самый простой и дешевый.
3.3.7. Рекомендации по контролю надежности.
1). Основой разработки системы контроля надежности является системный подход, при котором учитывается многостороннее влияние контроля на характеристики надежности. Контрольные функции реализуются с помощью системы контроля, использующей различные виды, методы и средства.
2). Система контроля должна иметь многоуровневый характер:
- первый уровень - контроль состояния отдельных технических средств;
- второй уровень - контроль выполнения функциональных задач, выполняемых отдельными подсистемами;
- третий уровень - общий контроль КТС с целью получения информации о состоянии КТС и его функционировании, а также управления КТС системы путем перестроения его структуры, подключения резервных средств, вывода отдельных технических средств на профилактику и т. д.
3.3. Организация технического обслуживания КТС
Организация процесса эксплуатации КТС АСОИУ существенно влияет на его надежность. Основными эксплуатационными факторами, влияющими на надежность КТС системы являются: периодичность и глубина профилактического обслуживания; - достаточность и качество запасных элементов (ЗИП), материалов и инструмента; - полнота и качество инструкций; - достаточность и квалификация обслуживающего персонала, а также качество выполнения им всех требований по эксплуатации; - организация обслуживания.