Основные понятия и определение контроля

Процесс определения технического состояния объекта (модуля, средства, системы) называют техническим диагностированием. Система может нормально функционировать только при постоянном контроле состояния КТС. Осуществить контроль с помощью некоторого универсального метода невозможно из-за большого разнообразия конструкции элементов системы и их функционального назначения. Создание всегда сопровождается поиском наилучших методов контроля (диагностирования) технического состояния КТС системы и отдельных частей.

1. Классификация видов контроля.

По целевому назначению различают:

1). Контроль работоспособности - контроль с целью определения состояния объекта: работоспособное или неработоспособное.

2). Диагностический контроль - контроль для определения состояния объекта (работоспособен или неработоспособен) и причин неработоспособности.

3). Прогнозирующий контроль - контроль для определения состояния объекта и выявления какие отказы возможны в ближайшее время.

По степени автоматизации различают;

1). Автоматический контроль - контроль, осуществляемый специальными устройствами и программами без вмешательства персонала.

2).Автоматизированный контроль реализуется с помощью персонала.

3). Ручной контроль - контроль, выполняемый персоналом.

По времени различают контроль: периодический или непрерывный.

По полноте выполнения операций - полный и частичный.

По последовательности контрольных операций различают последовательный и параллельный контроли, когда устройства (элементы) объекта контролируются либо последовательно одно за другим, либо одновременно.

По используемым методам контроль бывает прямым и косвенным.

В свою очередь прямой контроль делится на:

1). Программный контроль, основанный на использовании спецпрограмм.

2). Аппаратурный контроль, осуществляемый с помощью специальной контрольной аппаратуры, введенной в структуру объекта.

Программный контроль в свою очередь подразделяется на:

1). Программно - логический контроль - контроль за правильностью функционирования объекта и его частей, реализуемый путем: - повторения операций переработки информации; - повторение пересылки информации; - сравнение получаемых результатов переработки информации с эталонными.

2). Тестовый контроль - контроль для проверки состояние аппаратуры КТС и программ с помощью специально разрабатываемых тестовых программ.

Наиболее распространенные методы аппаратурного контроля:

- числовой контроль по модулю; - кодовый контроль по модулю; - контроль с использованием корректирующих кодов; - аппаратурно - микропрограммный контроль;- мажоритарный контроль;- контроль с использованием шлейфовых каналов; - контроль с использованием контрольных сумм; - контроль, основанный на проверке запрещенных выходных слов и переходов.

Перечисленные методы аппаратурного контроля используются для контроля правильности вычислений, реализуемых ЭВМ.

Выбор вида прямого контроля зависит от их достоинств и недостатков.

Программный контроль:

Достоинства - не требует значительных затрат;- не усложняет состава объекта; - обладает широкими возможностями.

Недостаток - на время контроля прекращается полностью или частично выполнение основных.

Аппаратурный контроль:

Достоинства - реализуется одновременно с выполнением основных функций; - обеспечивает достоверный непрерывный контроль работоспособности, диагностирование и прогнозирование; - результаты контроля позволяют легко устранять неисправности (отказы).

Недостаток - требует значительных затрат на изготовление встроенных средств контроля, увеличивает габариты и массу объекта, усложняет его состав.

Частичный ручной периодический контроль - самый простой и дешевый.

3.3.7. Рекомендации по контролю надежности.

1). Основой разработки системы контроля надежности является системный подход, при котором учитывается многостороннее влияние контроля на характеристики надежности. Контрольные функции реализуются с помощью системы контроля, использующей различные виды, методы и средства.

2). Система контроля должна иметь многоуровневый характер:

- первый уровень - контроль состояния отдельных технических средств;

- второй уровень - контроль выполнения функциональных задач, выполняемых отдельными подсистемами;

- третий уровень - общий контроль КТС с целью получения информации о состоянии КТС и его функционировании, а также управления КТС системы путем перестроения его структуры, подключения резервных средств, вывода отдельных технических средств на профилактику и т. д.

3.3. Организация технического обслуживания КТС

Организация процесса эксплуатации КТС АСОИУ существенно влияет на его надежность. Основными эксплуатационными факторами, влияющими на надежность КТС системы являются: периодичность и глубина профилактического обслуживания; - достаточность и качество запасных элементов (ЗИП), материалов и инструмента; - полнота и качество инструкций; - достаточность и квалификация обслуживающего персонала, а также качество выполнения им всех требований по эксплуатации; - организация обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: