Организация обеспечения надежности

Проблема обеспечения заданного уровня надежности АСОИУ зависит не только от того насколько глубоко разработана теория надежности и инженерные методы, но и от того, насколько удачно решены вопросы организации работ по обеспечению надежности.

Чтобы система была надежной, необходимо провести в определенной последовательности комплекс мероприятий на всех этапах ее разработки, изготовления и эксплуатации, с учетом специфики конкретной системы.

Типовая структура процесса обеспечения надежности АСОИУ, как правило, должна включать следующие основные этапы:

1. Планирование последовательных исследований, при котором:

1) анализируются требования к системе;

2) изучается объем и характер информации и формы представления;

3) выбирается структура и состав ТС системы;

4) изучаются характеристики надежности технических средств, программного обеспечения и персонала, входящих в систему;

5) в случае необходимости планируются специальные испытания комплектующих с целью проверки характеристик влияющих на надежность.

2. Техническое проектирование системы, включающее:

1) обоснование выбора структуры системы и видов обеспечения;

2) выбор методов контроля за работой и состоянием КТС;

3) обеспечение рабочих режимов элементов в заданных пределах;

4) защита технических средств от воздействий внешних факторов;

5) выбор способов резервирования.

3. Производство и эксплуатация системы, включающие:

1) выбор технологии и программ производственных испытаний;

2) разработка и реализация организации обслуживания системы;

3) обеспечение ЗИП;

4) разработка и реализация организации ремонта;

5) организация сбора информации о надежности в процессе эксплуатации.

Все указанные мероприятия реализуются на основе разрабатываемой ПОН, выполнение которой осуществляется объединенными усилиями многих исполнителей в различные сроки. Для реализации ПОН создаются специальные службы надежности, в основные обязанности которых входят координация действий подразделений, обеспечивающих надежность и методическое и организационное обеспечение выполнения всех работ, предусмотренных ПОН.

Центральное подразделение службы надежности является самостоятельным подразделением, решающим следующие задачи:

1) координация работ всех подразделений по вопросам обеспечения надежности разрабатываемых (НИИ) или выпускаемых (предприятие) изделий, для чего разрабатываются методические материалы, инструкции, планы и руководящие документы, обеспечивающие единство подхода и целенаправленность действий различных подразделений;

2) проведение НИР, связанных с обеспечением надежности и анализом отечественных и зарубежных материалов по вопросам надежности;

3) разработка рекомендаций по повышению надежности разрабатываемых (НИИ) или выпускаемых (предприятие) изделий;

4) организация сбора, обработки и хранения информации;

5) проведение расчетов и моделирования для оценки надежности различных вариантов изделия с целью обоснованного выбора оптимального варианта;

6) разработка методов испытаний на надежность и проведение таких испытаний на стадии отработки опытного образца;

7) контроль за обеспечением надежности и контроль технической документации в части обеспечения надежности.

Система сбора информации о надежности.

Исходными данными для выполнения расчетов и моделирования надежности являются данные о надежности изделий, собранные в процессе испытаний и эксплуатации. Достоверность результатов расчетов и моделирования проверяется испытаниями и эксплуатацией. Информация о надежности, полученная в результате их испытаний и эксплуатации, является обратной связью в системе анализа надежности, т.е. на основании этой информации проводятся доработка изделий и корректируются оценки надежности.

Сбор информации о надежности производится следующим образом:

а) при проведении испытаний заполняют карточки учета неисправностей на каждую неисправность, обнаруженную при испытаниях. В карточке фиксируют:

- наименование изделия;

- форму проявления неисправности;

- продолжительность работы до возникновения неисправности (отказа) и условия работы;

- классификацию неисправности (отказа);

- причины неисправности (отказа);

- способ и продолжительность устранения неисправности (отказа);

- дополнительные сведения и предложения.

б) карточки обрабатываются с целью определения наработки на отказ, среднего времени восстановления, причин, приводящих к отказам и т.п.

в) полученные данные используются для совершенствования разрабатываемых изделий, определения объема и состава ЗИП, планирования профилактик, внесения корректив в прогнозные оценки надежности.

Данные о надежности из отдельных организаций (предприятий) отправляются в отраслевые (ведомственные) информационные центры, где анализируются и обобщаются, на основе чего разрабатываются мероприятия по повышению надежности в масштабе отрасли.

Экономические вопросы надежности.

Экономические вопросы имеют важное значение при создании и эксплуатации АСОИУ. Например, увеличение времени безотказной работы снижает потери от их простоя, что прямо сказывается на увеличении производительности труда. Чем более ответственные функции выполняет АСОИУ, тем большее значение приобретает ее надежность, т.к. потеря работоспособности может привести к авариям и катастрофам, последствия которых и являются определяющими.

При оценке влияния надежности на экономические показатели используют общепринятые показатели экономической эффективности ТС:

1) коэффициент экономической эффективности капвложений;

2) срок окупаемости капитальных вложений;

3) стоимость годового выпуска продукции с учетом надежности;

4) годовая прибыль с учетом надежности.

Наиболее часто решают следующие задачи, непосредственно связанные с влиянием надежности на экономические показатели.

- определение абсолютной экономии от повышения безотказности технических средств;

- определение относительной экономии от использования более надежных технических средств;

- определение экономии от повышения долговечности.

Гарантийные обязательства поставщиков.

Гарантийное обязательство - обязательство поставщика гарантировать в течение установленного срока и наработки соответствие качества поставляемых технических средств стандартам, техническим условиям, образцам и условиям договора и безвозмездно устранять дефекты или заменять дефектную продукцию при соблюдении потребителем (пользователем системы) условий эксплуатации.

Если число отказов будет превышать норму, то поставщик не только безвозмездно восстанавливает работоспособность, но и уплачивает штраф по рекламации - заявлению пользователя АСОИУ поставщику об обнаружении в период гарантийного срока несоответствия качества и (или) комплектности системы установленным требованиям.

Степень ответственности поставщика за поставленную продукцию определяется характером обнаруженных дефектов, которые бывают:

1) производственными - дефекты изготовления;

2) конструктивными - дефекты проектирования.

Существуют гарантийная наработка и гарантийный срок - наработка и срок, в течение которых поставщик берет на себя определенные обязательства по устранению выявленных дефектов и сохранению технических характеристик, в том числе и показателей надежности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: