Особенности разработки КПП массового номера

ТЕМА: КОМПОЗИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН СХП НА СТАДИОНЕ

(темы, которые не были рассмотрены на лекциях)

Особенности разработки КПП массового номера

Массовый номер - центральный номер эпизода, где главный герой-масса выполняет роль солиста.

Успех массового номера определяется умением режиссера-постановщика использовать в полной мере возможности главного действующего лица - массы участников в решении своего замысла. При этом замысел и его постановочное решение во многом зависят от уровня физической подготовленности участников, их двигательной культуры в целом. С этим связано и использование в массовых композициях различных по форме, цвету и характеру предметов.

Известно, что композиции, выполняемые с индивидуальным предметом и, особенно, без предмета, требуют более высокой культуры движений участников. Ведь здесь точность и согласованность действий массы зависят от каждого конкретного участника. Не случайно, наибольший успех подобные композиции имеют тогда, когда их выполняют гимнасты высокой квалификации.

Применение в композиции группового предмета значительно снижает требования к уровню двигательной подготовки участников. Это объясняется, во-первых, тем, что групповой предмет как бы связывает несколько участников между собой, заставляя каждого выполнять движения в заданном темпе и ритме. Во-вторых, сам групповой предмет, его величина, форма, цвет и т.п. отвлекают внимание зрителей от участников, оставляя незамеченными допускаемые ими погрешности в движениях. Вот почему при недостатке времени и сравнительно низкой двигательной подготовленности участников выгоднее отдавать предпочтение групповому предмету.

Композиция массового номера отличается от всех других частей эпизода. Построения и перестроения, являясь, как всегда, основой композиции, в массовом номере приобретают дополнительное значение. Здесь они органически связаны с главным действием участников - массовыми упражнениями и составляют часть их содержания. Последнее, естественно, сказывается на характере самих построений и перестроений, их рисунке, а также амплитуде передвижений участников при перемене рисунка.

Рисунков построений участников в массовом номере может быть бесчисленное множество. Задача режиссера-постановщика – найти такие, которые в полной мере отвечали бы его замыслу. На выбор рисунка построения в массовом номере оказывают влияние следующие обстоятельства:

а) состав и принадлежность выступающего коллектива (например, для спортсменов-воинов целесообразно использовать прямолинейные рисунки построений, четкие и быстрые перестроения участников, напоминающие строевые приемы, а для фонирующей группы девушек больше подойдет закругленность линий в рисунках построений, мягкость и воздушность переходов в перестроениях);

б) вид массового упражнения (специфика вольных, поточных и пирамидковых упражнений требует определенного характера строя и, следовательно, соответствующего рисунка построения участников);

в) предмет, с которым выполняются массовые упражнения, его форма, цвет, конструктивные возможности и пр.

Например, успех упражнений с гимнастической палкой во многом зависит от того, насколько полно режиссер выявит постановочные возможности этого предмета и использует их для воплощения своего замысла. Стоит, скажем, представить, что в руках у участников не гимнастические палки, а "сабли", как сразу в воображении появится совершенно новое по смыслу действие - "бой на саблях", которое, в свою очередь, потребует соответствующего рисунка построения участников.

В композиции массового номера очень важно обеспечить простоту и логичность переходов от одного рисунка построения к другому. Каждый новый рисунок должен как бы вытекать из предыдущего, не нарушая общей гармонии массовых упражнений.

Количество построений и перестроений в массовом номере зависит от замысла и составляет обычно не менее 5-6, включая исходное построение.

Основным приемом разработки композиционно-постановочного плана массового номера является прием прямого действия, в соответствии с которым режиссер-постановщик разрабатывает композицию начиная с исходного построения и до конца номера. Этот прием позволяет находить наиболее рациональные переходы из одного рисунка построения в другой, а главное, органически связывать построения и перестроения с основным действием участников - массовыми упражнениями. Здесь же решается задача монтажа массового номера со следующей частью эпизода.

Познакомимся на типичных примерах с технологией разработки композиционно-постановочного плана массового номера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: