С точки зрения композиционного решения фон для вставного номера может быть двух видов: общий и частный

Общий фон обычно создается для вставного номера в целом. На рисунках показаны некоторые, наиболее часто встречающиеся разновидности этого фона: односторонний прямолинейный фон (см. рис. 58а); двухсторонний прямолинейный фон (см. рис. 58б); трехсторонний и четырехсторонний прямолинейные фоны (см. рис. 58в, 58г); круговой открытый фон (см. рис. 58д); круговой закрытый фон (рис. 58е).

Частный фон создается для отдельных групп, а иногда и для каждого участника вставного номера. Чаще всего здесь используются круговые открытые и закрытые построения. Некоторые разновидности частного фона для отдельного участника показаны на рисунках 58ж и 58з.

В отдельных случаях участники массового номера образуют одновременно и общий, и частный фон (см. рис. 58и).

Если данная часть эпизода требует образного решения, то роль участников массового номера меняется. Рисунок их построения и действия становятся органически связанными с главным действующим лицом - участниками вставного номера, т.е. создается единое образное действие, в котором все участники объединены общей задачей. Рисунок построения участников массового номера в этой композиции зависит от образа и чаще всего бывает тематическим.

Поскольку рисунок построения участников массового номера в этой части эпизода, как правило, остается постоянным, то вопрос его разработки в общей композиции тесно связан с вопросами монтажа массового номера со вставным и вставного номера с финалом.

Иногда переход от массового номера к вставному происходит достаточно просто. Композиция рисунков построения массового номера как бы сама выводит на вставной номер. Выше это было показано на примерах 1 и 2 разработки массового номера.

Однако в большинстве случаев при разработке даже простых по исполнению рисунков общего фона, не говоря уже о более сложных – тематических, переход требует глубоких, коренных изменений в компопщии массового номера. Особенно это необходимо, когда для вставного номере поле выносятся конструкции, спортивные снаряды или вставной номер исполняется в тематическом построении. В этом случае не обойтись без применения приема возврата к исходному построению. Поэтому режиссеру надо вначале разрушить последний рисунок массового номера, перестроив участников в исходное построение, а затем только, используя известные приемы - составление рисунка по частям или расстановку участников по контуру - выстраивать необходимый для этой части эпизода рисунок.

На приведенных ниже схемах показаны примеры разработки простого построения общего трехстороннего прямолинейного фона (см. рис. 59) и более сложного тематического построения "солнце" (см. рис. 60).



       
 
 
   

 
 

Особенности разработки заключительной части (финал, уход)

Каждый эпизод в представлении и представление в целом имеют заключительную часть. В нее входят финал и уход участников.

Финал - завершающая, кульминационная точка в художественном, смысловом, пластическом и эмоциональном решении основного действия. В массовых спортивно-художественных представлениях финалы отличаются массовостью, красочностью, тематической направленность и эмоциональностью.

В крупных по масштабу представлениях в финале может быть занято до 10-15 тысяч человек. Подобная массовость достигается тем, что, например, в главном финале, т.е. финале представления, помимо участников массового номера заключительного эпизода, задействуются и участники других массовых эпизодов, а также художественного фона, если он имеет место в представлении. Финал же отдельного эпизода значительно скромнее, т.к. он строится в расчете только на участников данного эпизода.

Нередко для финалов дополнительно готовятся, так называемые, финальные номера. Количество участников этих номеров зависит от их назначения и решаемых задач. Например, если в задачу финального номера входит построение тематического рисунка или в финале задумано выполнение поточных упражнений на конструкциях типа "Ваза", "Винтовая пирамида" и др., то количество участников финального номера может достигать внушительной цифры – иногда до 1000 и более человек. Естественно, такое большое число дополнительно вводимых в действие участников существенно влияет на композиционное решение финального действия в целом.

В ряде случаев участниками финальных номеров становятся представители отдельных видов спорта или искусства. Здесь количество участников значительно меньше, но по своей значимости эти номера не уступают более массовым и требуют не меньшего внимания при разработке композиции финала в целом.

Красочность финального действия достигается общим рисунком построения огромной массы участников, цветовой гаммой костюмов и разнообразным реквизитом - знаменами расцвечивания, фонирующими флажками, надувными пластиковыми мячами, воздушными шарами, цветными платками, лентами, трансформирующимися предметами и т.п.

Тематическая направленность финала обеспечивается введением в действие тематических построений, мозаичных рисунков, специальных конструкций, способствующих образному решению финала, а также музыкой, цветом, картинами художественного фона.

Массовость и яркость, образность и контрастность действия делают финалы массовых спортивно-художественных представлений очень эмоциональными и впечатляющими. Для них специфично провозглашение здравиц, скандирование лозунгов и приветствий. Участники, выражая этим свои чувства и настроение, подкрепляя это красочным действием, заряжают особым настроением всех присутствующих на стадионе, и тогда финальное действие перерастает во всеобщее торжество, активным участником которого становятся и зрители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: