Культура есть система кодов, через которые передается информация о способах социальной жизни и ее ценностях. В этой информации в свернутом виде задана ритмика деятельности предыдущих поколений, которая может быть отброшена, а может быть и использована. И сама смена поколений выступает как прерыв линии сохранения культуры и ее обновления. Поэтому время выступает важнейшей составляющей при описании любой культуры.
Время многолико и выполняет в культуре несколько ролей. Первая роль: время есть последовательность действий, предписанных традицией и передаваемых через имя (в архаической формации) или через схемы технологий (в позднейших формациях). Вторая роль времени связана с передачей опыта через поколения. Моменты передачи опыта чреваты искажением информации, ее трансформацией (а то и полной утратой) и создают рисунок времени, поскольку представители нового поколения могут вызывать новые события и процессы, изменяющие ритмику истории. Смена поколений идет достаточно быстро, а выполнение поколением социально значимых ролей происходит и того быстрее: оно может занимать лишь треть биологического срока жизни поколения. Само понятие «поколение» есть понятие временное. Под поколением понимают социально-возрастную категорию, обозначающую совокупность людей, возраст которых помещается в некотором хронологическом интервале. Но выделенная группа не застывает в одном положении, а передвигается вдоль этой временной шкалы. Само хронологическое время отодвигается на второй план, а на первый выходят качественные критерии, которые также подвижны и, естественно, социально обусловлены (как то: срок физического созревания юношества, средний возраст вступления в брак, время начала трудовой жизни, общность целей, ценностей, образа жизни). Эти критерии различны в разных культурах и в пространстве одной и той же культуры.
|
|
Ортега-и-Гассет уподобляет поколение переменному уровню моря при потопе, ход которого предопределяется системой горизонталей на топографической карте: «Прежние идеи продолжают жить, но отходят на второй план... Для каждого поколения жизнь есть работа в двух измерениях: в одном оно получает пережитое предшествующими поколениями... в другом — отдается спонтанному потоку собственной жизни». Благодаря сосуществованию поколений в один и тот же момент индивид, живя «настоящим» своего поколения, заглядывает в «прошлое» и «будущее» через «настоящее» последующего и предшествующего поколений.
Третья роль времени обусловлена ритмической природой социальной жизни. Изменения способов человеческой жизнедеятельности на протяжении истории влияли на характер протекания социального времени. Благодаря исследованиям Э. Дюркгейма и его школы время стали рассматривать как символическую структуру, которая способствует организации общества посредством временных ритмов.
|
|
Известная критика Дюркгеймом Г. Спенсера включала в себя определение широкой социальной, моральной и символической основы, в которой социальное действие структурируется во времени в формах моральных обязательств и взаимных услуг. Таким образом, он призывал к определению временных условий, благодаря которым совместные действия согласуются с моральным порядком. Эти условия представлены во многих действиях: от рутинных до внушающих страх ритуалов.
Дюркгейм стремился описать социальные действия как отражение логики, макросоциологической и господствующей реальности, которая определяет любое микросоциальное действие.
Анализ роли времени в обществе предпринял и Г. Зиммель. Он считал, что мир может быть понят в терминах конфликтов и контрастов и что социальная жизнь состоит из субъектов, создающих внешние объекты, которые, влияют на действующих субъектов, приводя к постоянной оппозиции между индивидами и объективными социальными формами.
Зиммель пытался преодолеть дуализм социальных форм (объективных социальных образований, которые он отличал от мотивов и психических состояний субъектов) и реальной жизни индивидов, внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Это отразилось в его анализе социального времени. Главная проблема в анализе времени — как возможно совместное существование социального. порядка и социального изменения. Для Зиммеля стабильные социальные формы внешних объектов остаются фиксированными в течение определенного времени и действуют на индивидов как сдерживающий фактор. Он признавал наличие колебаний в этих принудительных формах и видел источник колебаний в индивидуальности субъектов. Человеческое поведение он рассматривал как полагающее себе границы. и в то же время стремящееся их нарушить. Этот парадокс — следствие другого, согласно которому время существует и не может существовать. С точки зрения чистой логики, реальность не является временной, поскольку существует только настоящее. Прошлое уже не существует, а будущее еще не существует. Прошлое и настоящее — границы, определяющие настоящее в точке своего столкновения. Поэтому настоящее не может существовать, если прошлое и будущее не существуют.
Однако это логическое доказательство неприложимо к внутренней временной жизни. Прошлое и будущее действуют в настоящем, хотя это и нельзя доказать логически. Дуалистическая философия и линейная концепция времени привели Зиммеля к двум разным подходам понятия «жизнь». Первый из них рассматривает жизнь как безграничную непрерывность потока, протекающего через ряд поколений. В этом смысле жизнь состоит из объективных исторических и культурных форм. сдерживающих индивида. Во-вторых, жизнь детерминируется индивидуальным эгоизмом, противопоставляющим свой произвол культурному окружению и другим индивидам. Жизнь как сиюминутный процесс объединяет объективное и субъективное, фиксированное и изменяющееся и т.п. В этом и состоит ее парадокс, вечно существующий конфликт.
П. Сорокин и Р. Мертон, анализируя качественную природу социального времени, доказывали, что смысл событию придает его временное оформление, что знание специфических периодов зависит от значения, приписываемого им. Понятие качественного времени они считают важным не только для примитивных обществ, но и для современных индустриальных государств. Они утверждают, что социальное время представляет собой качественное явление, а не только чисто количественное, что чувство времени возникает из веровании и обычаев, общих для той или иной группы. Сорокин и Мертон подчеркивали важность аналитических различий между социальным и астрономическим временем: первое является выражением изменения или движения социальных явлений в терминах других социальных явлений, взятых как точка отсчета.
|
|
Четвертая роль времени определяется тем, что представление о времени является ключевым в категориальной сетке мышления и в модели мира, выстраиваемой каждой культурой. «Каждый народ и всякая эпоха обладают своим типом души, т.е. сетью с определенными по размеру и конфигурации ячейками, которые задают близость одним истинам и неискоренимую неспособность к достижению других» (Ортега-и-Гассет X.). Это в полной мере относится к категории времени, роль которой в категориальной сети того или иного типа мышления, а также в «типах душ» весьма значительна. Историки культуры предоставляют богатый материал, свидетельствующий о том, что в рамках каждой культуры создается свое «космовидение», под которым понимают представления о пространстве и времени, составляющие структурное и систематическое целое.
То, какой смысл вкладывается в понятие «время» тем или иным народом, той или иной культурой, зависит от многих причин: особенностей жизнедеятельности, стиля мышления, целевой причины («энтелехии» по Аристотелю) каждого народа и его национальной культуры. Но этот смысл — не единственен. Помимо лежащего на поверхности и осознаваемого смысла (отражаемого в науке и в философии) в национальном и культурном миросозерцании присутствуют и смыслы неподозревающиеся, проявляющие себя в иносказаниях, присказках, поговорках.
Формообразующая функция времени в культуре проявляется также в том, что каждая культура самоопределяет себя во времени, создавая свой календарь, называя дату своего рождения, вехи своего развития, формируя представления о центре времени, выдвигая определенные концепции времени.
|
|
В современной культуре организация времени усложняется. Для иллюстрации этого положения Жорж Гурвич предложил типологию восьми типов «времени» в современном обществе: длящееся, обманчивое, неустойчивое, циклическое, замедленное, переменное, идущее вперед, взрывчатое время. Ж. Гурвич показывает, как культуры характеризуются сочетанием конфликтующих друг с другом времен и как группы постоянно соревнуются друг с другом за выбор «соответствующего» времени. Гурвич, как и Дюркгейм, проводит различие между «микросоциальными временами», характерными для групп и небольших социальных общностей, и «макросоциальными временами», характерными для социальных систем и институтов. Он постоянно указывает на множественность типов социального времени, на свойственные различным социальным классам специфические временные шкалы и уровни времени. Гурвич полагает, что с помощью анализа времени на социальном уровне возможно обнаружить действие двойной временной шкалы — с одной стороны, «иерархически определенное и унифицированное» время социальной структуры, с другой стороны — «более гибкое время самого общества».