Образование является одной из важнейших частей культурной системы общества. С содержательной стороны образовательный процесс есть процесс социокультурной коммуникации, а с другой стороны образование можно представить как определенный социокультурный институт, обеспечивающий данный процесс. Систему образования следует рассматривать как целостное явление в своих многообразных формах. Формы образования могут быть самые различные. Это и обучение ребенка в семье, это и система институализированного образования (средняя школа, высшие учебные заведения), это и самообразование, приобретающее все большее значение в условиях инновационного развития экономики. Естественно, что наиболее существенной и определяющей процесс обучения является институализированная компонента образования.
Следует отметить, что система образования является важнейшим социокультурным регулятивом развития общества. В нее так или иначе втянуты различные классы и социальные группы населения. Культурные нормы, ценности, различного рода образцы, стереотипы действия мышления транслируются при помощи образования от поколения к поколению, от одной социальной группы к другой. Конечно, система институализированного образования (школа, высшие учебные заведения) в значительной степени зависят от существующего уровня развития экономики, науки, техники. Однако образование ни в коем случае не является зеркальной копией того, чем является в данный момент общество. Дело заключается в том, что данная система не только передает социокультурный опыт от поколения к поколению, не только вносит определенные стабилизирующие моменты в развитие культуры данного общества, но и представляет из себя институт обновления культуры, поскольку изменения самого процесса обучения оказывают значительное влияние на развитие сознания людей и, в конечном счете, поведение.
|
|
Эта ситуация наиболее характерна для современного общества, когда оказывается, что система образования, основанная на новых социокультурных принципах, ориентированная на иные модели обучения, по сравнению с традиционным образованием, ведет к формированию новой культуры мышления и действия, характерной для работника XXI века. Система образования содержит в себе, таким образом, два момента: первый связан с преемственностью определенных элементов культуры, второй — с ее обновлением. Взаимодействие между этими элементами оказывает серьезное влияние на развитие как современного, так и будущего общества. В значительной степени облик культуры зависит от соотношения, взаимосвязей, гармонии этих двух противоположных тенденций. Необновляющееся образование (имеется в виду не просто застой знаний, которые должен впитывать в себя обучаемый, а стагнация социокультурных норм действия и мышления) ведет к тому, что общество теряет будущее. Это сигнал о стагнации развития общественного организма. С другой стороны, попытка модернизировать систему образования, используя новации, не соответствующие культурному контексту определенной страны или общества, ведет к дестабилизации, к разрушению культурного ядра данного общества.
|
|
Образование необходимо рассматривать не только с позиции выполнения им социальных, политических и экономических функций. Конечно, школа традиционно рассматривается прежде всего как источник для пополнения армии труда. Начиная со школы, система образования рассматривается прежде всего как система подготовки кадров. Отсюда и формируются требования к учащимся, к их знаниями, умениям и ориентациям. Конечно, много говорится о том, что необходимо отойти от узкопрофессионального подхода, о том, что следует воспитывать гармонически развитых людей, обладающих не только способностями к различного рода технологической деятельности, столь нужной современной экономике, но и развитых морально, эстетически и т.д. Однако, общество продолжает рассматривать школу как механизм, который готовит кадры для пополнения работников в современном производстве. Удобный, достаточно утилитарный подход к образованию был подкреплен и соответствующей методикой традиционного типа.
В современных условиях, когда резко меняются системы как экономической жизни, так и культурно-духовной, в условиях серьезного социокуль-турного кризиса, охватывающего различные сферы жизни общества, возникает настоятельная необходимость в выборе социокультурной модели образования. Современная система образования должна быть переориентирована на решение тех проблем, которые являются совершенно новыми для будущего, постиндустриального общества. Система современного образования основана и существует в тех формах, которые возникли в Европе в XVIII — начале XIX вв. Это так называемое классическое образование, основные принципы которого сформулированы Каменским, Песталоцци и др., хотя и в значительной степени эволюционировало, тем не менее осталось по своей социокультурной ориентации прежним. Эта модель (и это становится ясным) исчерпала себя.
Ученик в этой системе являлся прежде всего пассивным элементом, а учитель — активным. Разделение труда соблюдалось здесь достаточно жестко. Основным источником знания являлся учитель. Учебная литература представляла из себя лишь дополнительный элемент к той информации, которую давал учитель. Организация школьной жизни напоминала систему управления в государстве. С одной стороны — учителя, школьная администрация, с другой — учащиеся, которые обязаны выполнять соответствующие нормы, правила, соблюдать дисциплину. - В такой школе главной целью является прежде всего подготовка специалиста, который может выполнять те или иные функции в производственном процессе. Личность ученика, воспитание человека гармонического и творческого являются скорее декларируемыми, чем реальными целями. Сама организация внутришкольной жизни давала возможность адаптироваться к работе в иерархически структурированных политических или государственных образованиях. Исполнительность, трудолюбие, умение запоминать являлись главными чертами в классической модели образования. Идеал образованности заключался в том, что само содержание образования сводилось к знанию основ науки, познание мира означало умение использовать полученные знания. Обучение осуществляется в лекционной, урочной форме, когда учитель демонстрирует те или иные положения, доказывает их, а задача ученика заключается в простом усвоении показанного.
|
|
Надо сказать, что подобная система образования достаточно успешно функционировала вплоть до середины нашего столетия. Это в немалой степени было связано с тем, что в индустриальных странах главенствующее значение в сфере экономики и политики занимали организационные структуры, созданные по принципу иерархического соподчинения. Это было характерно как для классического образования, так и для монополий различного толка — экономических или политических. Следует отметить, что данные тенденции характерны как для стран с командно-административной экономикой, так и для капиталистических рыночно-ориентированных стран. Однако во второй половине XX века возник целых ряд проблем, решить которые традиционная система образования не смогла. Например, оказалось, что информационный взрыв ведет к тому, что объем знаний, количество дисциплин резко увеличиваются. В результате возникает дилемма: то ли учить ученика наибольшему количеству знаний из различных отраслей, то ли выделить базовые знания. Однако оказывается, что ни та, ни другая модель не работает, поскольку не дает ученику действительной возможности вступить в мир с изменчивыми научными, технологическими, социальными формами деятельности.
В традиционной классической системе образования образовательные тексты представляют собой определенные выжимки из основ тех или иных наук, т.е. учащийся изучал основы математики, физики, химии и т.д. Однако уже в 50-е годы нашего столетия было ясно видно, что знания, получаемые в школе из учебника, отстают, как минимум, лет на 20-30 от знаний, которые получены современной наукой. К тому времени, когда учащийся входит во взрослую жизнь, эти знания устаревают еще более. Таким образом, в условиях динамического, резко изменяющегося мира классическая система образования вводит человека в абсурдную ситуацию и вручает ему знания, которые обесцениваются с каждым годом.
|
|
Обнаружилось, что специалист, воспитанный в качестве пассивного исполнительного элемента в урочной системе, оказывается непригодным для современной экономики, где главным считается умение поставить самостоятельно задачу, найти пути и способы ее решения. Современный специалист должен обучать сам себя, творчески относиться к реализации того или иного решения, находить источники информации, вести непрерывный новационный поиск. В эпоху всеобщей ломки различного рода стереотипов и старых форм организации, школа и система образования в целом оказались в значительной степени оторваны от реалий нашего времени. С результате возникает настоятельная необходимость в реформировании школы, которая подвергается все более ожесточенной критике со стороны общества. В России такого рода проблемы оказались сопряжены с высоким уровнем бюрократизации и централизованного управления системой образования.
В этих условиях возникает необходимость создания новой концепции образования и глубокого реформирования школы. Основу составляет идея культурно развитого человека. Если вспомнить классическое представление о культуре, как о возделывании, культивировании, то прямой задачей системы образования является эта идея культивирования, возделывания. Человеку предстоит жить в сложных динамических, изменяющихся условиях. Это означает, что он должен быть вооружен прежде всего не системой раз и навсегда заученных знаний, навыков, а умением, способностью меняться, самообучаться. Человек в процессе социализации и инкультурации должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации. Современный человек должен быть ориентирован на общечеловеческий характер современной культуры. Это означает, что его производственная деятельность — это деятельность, которая не просто подчинена определенным технологическим задачам, а имеет социальную значимость. Данная тенденция связана с процессами глобализации и экологизации экономики, политики, сознания человека. Системное решение проблемы, включающее в себя как технологические, так и нравственно-этические, экологические, социальные проблемы, становится необходимым для современного работника.
Традиционная система образования подобного мышления воспитать не может. В связи с этим весьма актуальным становится использование новых информационных технологий как средства, при помощи которого сознание человека приобретает новый характер. Это прежде всего умение моделировать ситуацию, используя компьютер. Такого рода моделирование приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности приобретают характер доминирующих элементов в создании и реализации новых технологий. В условиях глобального кризиса культуры, изменений кардинального характера образа жизни, подобная метаморфоза системы образования неизбежна. При этом оказывается, что вхождение в мир культуры, введение целостного способа осмысления действительности связаны с умением общаться с другими людьми, понимать иные культуры и познавать самого себя. Это означает, что впервые перед педагогикой реально, а не формально становится проблема воспитания не специалиста, а личности, творчески, автономно мыслящей, осознающей саму себя через единство взаимодействия, взаимообогащения с другими людьми.
Таким образом, образование выступает не просто средством получения знаний, но и фактором, изменяющим отношение человека к природной среде, поведение в социальной сфере. Образование есть не только овладение определенными интеллектуальными и производственными навыками, это — важнейшая форма, способ воспроизводства человечества, человеческого в человеке, общекультурное условие жизнедеятельности индивида — приобщения индивида к высшим духовным и интеллектуальным ценностям.