Что такое миф, мифосознание?

Миф (от греческого «мифос» — рассказ, пре­дание) — это прежде всего повествование о богах и героях. Современному читателю широко извест­ны высокохудожественные и фантастические по­вествования древних греков и римлян о своих бо­гах и героях: Зевсе (Юпитере) и Гере (Юноне), Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), Геракле и Прометее и т.д. Однако современные этнографи­ческие исследования значительно расширили и углубили наши представления о древнем мифе, вынесли их за рамки рационализированного ан­тичного мифа и повергли пытливый ум исследова­теля с вершин светлого Олимпа в тартар хаоти­ческих и страшных образов, которые, тем не ме­нее, имели определенную систему, в которую были объединены грозные силы природы, животные, звери, птицы и люди, земные и небесные, смерт­ные и бессмертные. Все эти классы явлений были репрезентированы (представлены) тем или иным конкретным образом и системой мифологических образов в целом.

Такой миф менее всего похож на поэтический вымысел, да он так и не воспринимался в обще­стве собирателей и охотников, скотоводов и зем­ледельцев. Отголоски этих древних мифов слыш­ны и в позднейших, подвергшихся рационалисти­ческой обработке (собственно говоря, в процессе разложения древнего мифа и перехода от мифа к художественному образу) мифах Древней Греции. Повествования о богах и культурных героях, сооб­щавших племени основные производственные и специальные знания и охранявших его безопас­ность и благополучие, относились к системе эзоте­рического (тайного) знания и сообщались юноше (девушке) лишь в момент достижения совершен­нолетия, как завершающий, высший акт инициа­ций (посвящений), которым предшествовали соот­ветствующие испытания и наделение взрослым именем. Миф в этом случае лишен всякой сказоч­ности и воспринимается как подлинная реальность, поскольку для члена племени, находящегося «внут­ри мифа» подлинная реальность ограничивается образами мифа и его языковой основой или, используя выражение Бронислава Малиновского, в мифе «не названное не существует и начинает существовать, будучи названо».

Мифы многих народов насчитывают сотни и даже тысячи сказаний, в которых передается опи­сание возникновения мира, животных и человека, сражений и подвигов героев и т.д. И сама «серьезность» мифологических сказаний, их «подлинность» говорят о том, что миф выражает целые пласты исторически существовавшего сознания. Мифологические сказания и образы служат источником и надежным средством передачи тради­ций и навыков. Обычно они были близки традици­онным верованиям и нередко обслуживали ритуал. Исследователи также отмечают особенности мышления, протекающего в рамках мифосознания. Для него характерно расположение в феноменологической плоскости. Каждый мифологический образ вечен, и в то же время подлежит обновле­нию, связывая синхронические и диахронические процессы. При поразительном умении различать индивидуальные особенности окружающих пред­метов (например, оттенки снега) не наблюдается перехода ко всеобщему, его заменяет вечный мифологический образ, который разрастается в слож­ную систему, где божественные персоны объединены общностью кровных уз.

Это кровное родство божеств мужского и жен­ского пола, взаимообразующихся и олицетворяю­щих многообразие природных явлений, лежит в основе целостного восприятия мира. С развитием личностного начала и разрушением прежней нор­мативности мифа, рушится и тождество мифоло­гического образа и вещи, начинается вымысел, эпос, поэзия. Наиболее консервативным в мифе остается его космогоническое ядро: мифы о проис­хождении мира, месте человека в мире и его на­значении. Эти мифы содержат архитипические пласты этнокультуры — эстетические и этические нормы и идеалы и подлежат последующей пере­работке в философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: