Каковы основные достижения культуры Древнего Китая?

К середине I тысячелетия до н. э. в результате междоусобных войн из множества царств, суще­ствовавших ранее на территории Китая, остава­лось не более десяти. Самыми могущественными были царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Источники называют их как «семь сильней­ших». В период с 481 по 221 гг. до н. э. (период Чжаньго) создались предпосылки для образова­ния огромной древнекитайской империи — от пу­стыни Гоби на севере до Южно-Китайского моря на юге, от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Сложившаяся в конце III в. до н. э. империя просуществовала вплоть до кон­ца II в. н. э. К тому времени изменения обществен­но-политических отношений привели ее к кризису и крушению.

Культура этого периода ярко отражает осо­бенности разных сторон жизни Китая. Потребнос­ти земледелия способствовали раннему возникно­вению астрономических знаний. Китайские астро­номы умели вычислять время зимнего и летнего солнцестояния, солнечных и лунных затмений. В период Чжаньго в Китае получил распростране­ние лунно-солнечный календарь. Правильность многих астрономических наблюдений подтвержде­на современной астрономией. Так, совершенно точ­но китайскими учеными было отмечено каждое появление кометы Галлея, первое упоминание о которой относится к осени 613 г. до н. э. В IV в. до н. э. ученым Ши Шэнем был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. Необходимость создания ирригационных сооруже­ний привела к развитию практических математи­ческих знаний и, в частности, геометрии.

Источники дают сведения о развитии знаний по анатомии и медицине в период Чжаньго. Древ­нейшие натурфилософские трактаты свидетель­ствуют о поисках китайскими учеными неких пер­воэлементов вещей. Таковыми им представлялись: вода, огонь, дерево, металл и земля. Натурфило­софия древних китайцев нашла отражение в гла­ве «Хунь фань» («Великий план») «Цу цзиня» («Книги истории») и в «И-Цзине» («Книге пере­мен»). Дата создания этих произведений — пред­положительно XI-VII вв. до н. э. или, по некоторым новым исследованиям, относится к более по­зднему времени.

V-II вв. до н. э. являются периодом интенсивно­го развития философского мышления. К нему отно­сится зарождение основных школ китайской фило­софии: даосизма и конфуцианства. Основополож­ником даосизма является Лао-цзы (VI в. до н. э.). Его учение было изложено впоследствии в «Дао дэ цзине» (не ранее IV-111 вв. до н. э.). Все вещи состо­ят из мельчайших частиц. Основной философской категорией является дао, означающее «путь», «за­кон». Мир подчинен дао. Дао — источник всего существующего. Второй важнейшей категорией является дэ, которое выступает как обнаружение дао. Благодаря ему дао, само по себе непознавае­мое, появляется в мире вещей и явлений и, в част­ности, в человеке. Оба эти понятия составляют ос­нову мира, оба следуют «естественности».

Другим широко распространенным учением было конфуцианство, основанное Конфуцием (551-478 гг. до н. э.). Он собрал большой исторический материал, пересказал ряд древнейших документов. В конфуцианстве воскрешаются и переосмыслива­ются древние взгляды о бесформенном хаосе, из которого выделились «чистые частицы», образовав­шие небо, и «мутные», образовавшие землю. Небо — божественное существо, управляющее земной жизнью. Конфуций доказывал, что поведение лю­дей должно определяться их положением в обще­стве, защищал принцип нравственного совершен­ствования, проповедовал идеи гуманизма, уваже­ние к себе и другим, почитание старших, показы­вал необходимость подчинения закону. Наряду с Лао-Цзы и Конфуцием в истории китайской философии остались Мо-Цзы (469-381 гг. до н. э.), Ян чжу (ок. 395-335 гг. до н. э.) Ван Чун (27-104 гг. до н. э.).

К бесспорным достижениям древнекитайской культуры можно отнести творчество поэта Цюй Юаня (340-278 гг. до н. э.). Эти произведения сви­детельствуют о том, что ко времени его деятельно­сти произошел переход от устного песенно-поэти­ческого творчества к литературной поэзии, имею­щей индивидуального автора. Основные произве­дения: «Девять напевов», «Призыв души», «Воп­рошаю небо», «Жаль мне минувших дней». Про­заическая литература этого периода представлена в основном мифами, легендами и сказками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: