Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Указанные сферы деятельности тесно связаны с важнейшими правами и свободами граждан, нарушение которых может повлечь за собой непоправимые последствия для граждан, причинить им невосполнимый вред. Кроме того, рассматриваемые виды деятельности осуществляются в сфере борьбы с преступностью, охраны правопорядка, что имеет важное значение для общества и государства в целом.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Данная отрасль надзора также выделяется в отдельную в силу важности соблюдения законов, регулирующих права задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, заключенных под стражу или отбывающих наказание.

Надзор за исполнением законов судебными приставами. Эту отрасль надзора рассматривают как часть прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и решения судов.

  1. Министерства юстиции РФ и его территориальные органы.

“Юстиция” - термин, использующийся в юридической литературе для обозначения сово­купности судебных учреждений или их деятель­ности по осуществлению правосудия. Поэтому утверждения, встречающиеся в некоторых учебниках по данному курсу, что Министерство юстиции РФ и его территориальные органы обеспечивают реализацию государственной политики в сфере юстиции, не точны.

Название министерства и его органов в значительной мере дань традиции, но вместе с тем подчеркивает, что их деятельность носит юриди­ческий характер.

Органы юстиции в основном осуществляют организационно-управленческие функции.

Организация и деятельность органов юсти­ции основаны на Законе РФ “О Совете Минист­ров - Правительстве Российской Федерации”, а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.

На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Пра­вительства РФ; проведение юридической экспер­тизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспече­ние судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней; регулирование сферы право­вого обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая ин­форматизация и другие.

Система органов юстиции состоит из:

- Министерства юстиции РФ;

- министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной обла­сти, Москвы и Санкт-Петербурга;

- органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленчес­кие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Россий­ская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

  1. Задачи Министерства Юстиции РФ по организационному и ресурсному обеспечению.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, выполняющих задание в установленной сфере деятельности.

Минюст России осуществляет следующие основные полномочия: — вносит Президенту и в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозируемые показатели деятельности Министерства;

— обобщает практику законодательства России и разрабатывает предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, вносимых на рассмотрение Президента и Правительства России, участвует в организации работы по систематизации законодательства и подготовке Свода законов Российской Федерации;

— осуществляет юридическую экспертизу и государственный учет нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований;

— проводит государственную регистрацию актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан или имеющих межведомственный характер;

— обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб и контроль за соответствием принимаемых ими решений законодательству Российской Федерации;

— представляет предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации и международных соглашений о правовой помощи;

— организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов. Осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы.

Минюст России осуществляет и иные функции, если они предусмотрены федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации, назначаемый на должность Президентом по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр имеет двух заместителей, назначаемых на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

В состав центрального аппарата Минюста России включены 9 департаментов по основным направлениям его деятельности. Общая численность сотрудников центрального аппарата 547 единиц.

Министр юстиции осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью министерства; распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает Положения о структурных подразделениях, структуру и штаты центрального аппарата; назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата и в установленном порядке руководителей территориальных органов юстиции; согласовывает решения руководителей подведомственных федеральных служб о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов этих служб; присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции; подписывает международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.

  1. Министерство внутренних дел РФ. Функции и организованное построение.

Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов (подсистем) милиция, пожарная охрана, внут­ренние войска, следственный аппарат и др. Ор­ганы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти. Они занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выпол­няют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.

Единого законодательства, регламентирую­щего организацию и деятельность органов внут­ренних дел, в настоящее время не существует. Основным законом, определяющим организа­цию милиции, входящей в состав органов внут­ренних дел, ее права и обязанности, является За­кон РСФСР “О милиции”. Деятельность других подразделений органов внутренних дел регла­ментируется УПК РСФСР, Кодексом об адми­нистративных правонарушениях РСФСР, Зако­ном “Об оперативно-розыскной деятельности” и др. Организация органов внутренних дел осу­ществляется и в соответствии с другими норма­тивными актами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел РФ.

В соответствии с этим Положением на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод чело­века и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и обществен­ной безопасности;

- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскры­тию и расследованию преступлений.

Свою деятельность органы внутренних дел строят в соответствии с прин­ципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными организациями, гражданами, средствами мас­совой информации.

Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляе­мую Министерством внутренних дел РФ, действующим в соответствии с за­конами и Положением о МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ.

Основными задачами, стоящими перед Министерством внутренних дел РФ, являются руководство органами внутренних дел и внутренними войска­ми в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совер­шенствованию их деятельности, совершенствование правовой базы деятель­ности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности, обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защищенности личного состава органов внутренних дел и внут­ренних войск, развитие и укрепление материально-технической базы орга­нов внутренних дел и внутренних войск.

В соответствии с этими задачами МВД РФ определяет основные приори­тетные направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, организует и проводит исследования проблем охраны общественного поряд­ка, безопасности дорожного движения, выявления, предупреждения и рас­крытия преступлений, обеспечивает внедрение достижений науки и техни­ки в деятельность органов внутренних дел. МВД РФ организует оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенным к их компетенции. На МВД РФ возложена и ор­ганизация контактов с правоохранительными органами зарубежных госу­дарств по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Структурно Министерство внутренних РФ дел состоит из нескольких главных управлений и управлений. Ведущими из них являются Главное уп­равление уголовного розыска, Главное управление по борьбе с экономичес­кими преступлениям, Главное управление по борьбе с организованной пре­ступностью, Главное управление инспекции по безопасности дорожного движения, Главное управление обеспечения общественного порядка, Глав­ное управление государственной противопожарной службы, Главное управ­ление внутренних дел на транспорте, Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Следственный комитет, Главное командование внут­ренними войсками.

Каждое из структурных подразделений осуществляет работу по организации деятельности в аналогичных подразделениях нижестоящих органов внутренних дел, оказывает им методическую и практическую помощь. Кроме того, многие подразделения непосредственно осуществляют правоохранительную деятель­ность. Например, Следственный комитет МВД РФ осуществляет расследование особо сложных уголовных дел. Главное управление уголовного розыска прини­мает оперативно-розыскные меры для раскрытия тяжких и особо тяжких пре­ступлений, имеющих большое общественное значение, и т. д.

В состав Министерства внутренних дел РФ входят также Штаб, Нацио­нальное центральное бюро Интерпола, Центр общественных связей и раз­личные вспомогательные подразделения.

Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр, который непо­средственно или через своих заместителей руководит структурными подразделениями Министерства. Министр, его заместители и Главнокоман­дующий внутренними войсками назначаются и освобождаются от должнос­ти Президентом РФ.

В МВД РФ образуется коллегия в составе министра, его заместителей, Главнокомандующего внутренними войсками, других руководящих работни­ков органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Прези­дентом РФ, а ее состав, кроме лиц, входящих в нее по должности - Прави­тельством РФ. Коллегия рассматривает особо важные вопросы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения колле­гии принимаются большинством голосов и приводятся в исполнение прика­зами министра. Министр назначает также начальников главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел, управлений внутренних дел на транспорте. Министры внутренних дел республик в составе РФ назначаются на должности в порядке, установленном конституциями этих республик.

Часть подчиненных Министерству органов образуются и действуют в со­ответствии с административно-территориальным делением государства, дру­гие - в соответствии с организацией воздушного, водного, железнодорожно­го транспорта, организацией внутренних войск и т. д.

Основными структурными звеньями системы органов внутренних дел, помимо Министерства внутренних дел РФ, являются:

- министерства внутренних дел республик, главные управления (управ­ления) внутренних дел краев, областей, других субъектов РФ, отделы внут­ренних дел районов, городов;

- управления и отделы внутренних делна железнодорожном, воздушном и водном транспорте;

- управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на ре­жимных объектах);

- региональные управления по борьбе с организованной преступностью;

- внутренние войска, состоящие из округов,соединений, воинских час­тей, воинских образовательных учреждений.

В систему органов внутренних дел входят также окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные учреж­дения, Всероссийский научно-исследовательский институт и другие научно-исследовательские учреждения.

Органы внутренних дел являются многофункциональными правоохра­нительными органами. Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, являются:

- административная, связанная с охраной общественного порядка, органи­зацией безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности;

- уголовно-процессуальная, включающая расследование преступлений, а также связанное с ним рассмотрение заявлений и сообщений о преступле­ниях, подготовка материалов в протокольной форме;

- оперативно-розыскная деятельность по выявлению и раскрытию пре­ступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от орга­нов предварительного расследования и суда, бежавшихиз мест лишения свободы, без вести пропавших.

Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача паспортов, разрешений на ношение и хранение огнестрельного, газового ору­жия, выдача лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельно­стью. Органы внутренних дел осуществляют обеспечение безопасности неко­торых категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности по договорам.

До недавнего времени значительное место в правоохранительной деятель­ности органов внутренних дел отводилось функции исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, назначенных судом. Однако в связи с осуществляемой реформой по разграничению правоохранительных функций органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переда­ны из ведения МВД РФ в распоряжение Министерства юстиции РФ.

  1. Организованное построение следственного аппарата нижнего, среднего и высшего звеньев органов МВД, ФСБ

В единую централизованную систему МВД России входят:

· органы внутренних дел, включающие в себя полицию

· центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России)

· территориальные органы МВД России

· образовательные учреждения системы МВД России

· научно-исследовательские организации системы МВД России

· медико-санитарные организации системы МВД России

· санаторно-курортные организации системы МВД России

· окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России

· представительства МВД России за рубежом

· иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел

· внутренние войска

· органы управления внутренними войсками;

· соединения и воинские части оперативного назначения (мотострелковые);

· специальные моторизованные соединения и воинские части;

· соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

· авиационные воинские части;

· морские воинские части;

· военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

· разведывательные воинские части (подразделения);

· воинские части (подразделения) специального назначения;

· учреждения (медицинские, научные и другие) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и другие).

· организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России

Органы федеральной службы безопасности осуществляют контрразведывательную деятельность против разведывательной деятельности иностранных спецслужб, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, посягающих на конституционный строй, суверенитет и обороноспособность государства, здоровье нации.

Организация и деятельность федеральных органов безопасности осуще­ствляется на основе Федерального закона “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, а также Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Прези­дента РФ. Принципами деятельности федеральных органов государственной безопасности являются законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм, единство системы Федеральной службы безопасности и централизация управления, сочетание гласных и негласных методов и средств.

Руководство органами федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ, который утверждает Положение о Федеральной службе безо­пасности, назначает и освобождает от должности директора Федеральной службы безопасности, утверждает состав коллегии, определяет численный со­став сотрудников федеральной службы безопасности.

Органы федеральной службы безопасности образуют централизованную систему, которую составляют:

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

- управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безо­пасности);

- управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооружен­ных Силах, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах, управления (органы безопасности в войсках).

Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности Феде­ральная служба безопасности (ФСБ) РФ на правах министерства, главой которой является Директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. В структуру ФСБ РФ входят департаменты: контрразвед­ки, по борьбе с терроризмом, анализа, прогноза и стратегического планирования, организационно-кадровой работы, обеспечения деятельности; управ­ления: разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное, оперативно-поисковое, оперативно-технических мероприя­тий, собственной безопасности, делами; следственный изолятор; научно-ис­следовательский центр.

Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности федеральных органов безопасности в ФСБ РФ образуется коллегия в составе Директора ФСБ, его заместителей, руководящих работников Федеральной службы бе­зопасности.

Деятельность органов ФСБ осуществляется по трем направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность направлена на выявление, преду­преждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специаль­ных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществляется эта деятельность с применением как гласных, так и неглас­ных средств и методов. Осуществление контрразведывательной деятельнос­ти, затрагивающей конституционное право граждан на тайну телефонных пе­реговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения. Контрразведывательная деятельность, затра­гивающая неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, уста­новленных законом, или на основании судебного решения.

Борьба с преступностью осуществляется путем осуществления оператив­но-розыскных и уголовно-процессуальных мер по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, неза­конный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других мер, отнесенных законом к компетенции органов федеральной службы безопас­ности, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя России. Эта деятельность регламентируется Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, уголовно-процессуальным законодательством.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ во взаимодействии с органами внешней разведки.

Органы Федеральной службы безопасности наделены законом следую­щими основными правами:

- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предвари­тельное следствие по делами, отнесенным законом к компетенции ФСБ;

- проникать в специальные службы и организации иностранных госу­дарств, производящих разведывательную и иную деятельность, направлен­ную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

- осуществлять контроль за обеспечением режима секретности при об­ращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, незави­симо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящих­ся за ее пределами);

- пользоваться в случаях, не терпящих отлагательства, транспортными средствами предприятий, учреждений и организаций для преследования преступников, доставления граждан в лечебные учреждения, для проезда к месту происшествия;

- беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территории и в помещения предприятий, учреждений и ор­ганизаций в случае, если имеются достаточные основания полагать, что там совершено или совершается преступление, отнесенное законом к компетен­ции органов ФСБ, а также в случае преследования лиц, совершивших эти преступления;

- проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

- использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов ФСБ, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, организаций;

- оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.

  1. Задачи и формы деятельности адвокатуры.

Право каждого на получение квалификационной юридической помощи закреплено в ст. 48 Конституции РФ. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре базируется на Федеральном законе РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 26 апреля 2002 г., с последующими изменениями и дополнениями.

Адвокатура – это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката.

В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката, в порядке, им установленном, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Она не является предпринимательской деятельностью.

Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и в этом смысле она негосударственный правоохранительный орган, однако ее деятельность имеет государственное значение, так как направлена на защиту нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.

Принципами, на которых основана организация и деятельность адвокатуры, являются законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также принцип равноправия адвокатов.

Задачи адвоката (адвокатуры) – оказание квалифицированной юридической помощи. Адвокатура содействует осуществлению правосудия в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, охране прав и законных интересов граждан, соблюдению законности и правопорядка, формированию уважительного отношения к законам.

Осуществляя юридическую помощь, адвокаты:

  • дают консультации и справки по правовым вопросам;
  • составляют заявления, жалобы, завещания, иски и другие документы правового характера;
  • осуществляют защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц на различных стадиях конституционного, арбитражного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства;
  • участвуют в качестве представителя юридических и физических лиц в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;
  • представляют интересы юридических и физических лиц в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях как внутри страны, так и в аналогичных органах и организациях иностранных государств;
  • участвуют в качестве представителя юридических и физических лиц в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • выступают в качестве представителя юридических и физических лиц в налоговых правоотношениях.

Адвокат принимает участие в разрешении сложных жилищных и иных гражданских дел, помогает подготавливать истцу или ответчику соответствующие документы, защищает их интересы.

  1. Общее собрание членов коллегиии адвокатов, полномочия общего собрания.

Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушива­ет отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает другие вопросы деятельности коллегии.

Общее собрание членов коллегии адвокатов является выс­шим ее органом. В коллегии адвокатов, насчитывающей более 300 че­ловек, вместо общего собрания может созываться конференция. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Ми­нистерства юстиции РФ или республики либо отделов (управлений) юстиции, а также по требованию не менее одной трети состава кол­легии.

Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Конференция членов коллегии адвокатов созывается исходя из норм представительства, устанавливаемых президиумом коллегии адвокатов, и считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов, избранных по юридическим консультациям. Все вопросы общее со­брание (конференция) решает большинством голосов адвокатов, уча­ствующих в голосовании,

Общее собрание (конференция) обладает широкими полномочи­ями и может решать любые вопросы, имеющие отношение к деятель­ности коллегии адвокатов. Оно избирает для осуществления повсед­невного руководства и контроля за деятельностью коллегии адвока­тов президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию. После избрания этих органов общее собрание обладает правом осуще­ствлять контрольза их работой. С этой целью оно заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума коллегии адвокатов и ревизионной комиссии.

Общее собрание (конференция) разрешает также другие орга­низационные и финансовые вопросы, относящиеся к деятельности адвокатов, устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов с последующим утверждением исполнительными орга­нами, определяет порядок оплаты труда адвокатов, утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего тру­дового порядка, рассматривает другие вопросы, связанные с деятель­ностью коллегии адвокатов.

Общему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов принадлежит право досрочного отзыва членов президиума и реви­зионной комиссии, не оправдывающих оказанногоим доверия. Ре­шение общего собрания (конференции) членов коллегий адвокатов может быть пересмотрено только общим собранием (конференцией) членов коллегии.

  1. Состав, порядок избрания и полномочия президиума коллегии адвокатов и ревизионной комиссии.

Президиум коллегии адвокатов является исполни­тельным органом, постоянно действующим в период между общими собраниями адвокатов. Он избирается общим собранием (конферен­цией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом общим собранием в зависимости от числа членов коллегии и объема работы. Избранными в состав пре­зидиума считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвующих в голосовании адвокатов. В случае выбытия из соста­ва президиума одного из его членов на очередном общем собрании (конференции) адвокатов могут быть проведены, довыборы. Члены президиума, занимающие штатные должности, получают заработ­ную плату из средств коллегии и имеют право заниматься адвокат­ской практикой.

Председатель президиума по закону должен изби­раться открытым голосованием на заседании президиума из числа его членов. Однако в некоторых коллегиях отступают от этого пра­вила: его избирает непосредственно собрание (конференция) тайным голосованием из числа нескольких выдвинутых собранием кандидатов.

Президиум наделен широкими полномочиями, необходимыми ему для осуществления управления коллегией адвокатов. Он созы­вает общие собрания (конференция) членов коллегии адвокатов; ор­ганизует в установленном порядке юридические консультации и ру­ководитих деятельностью; проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов; назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями; принимает в члены коллегии и в ее состав стажеров; организует стажировку; рас­пределяет адвокатов по юридическим консультациям, решает вопросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчисляет и исключает из членов коллегии и состава стажеров; утверждает штаты и сметы юридических консультаций; проводит мероприятия по повышению квалификации членов коллегии. Президиум решает и другие вопросы. Его деятельность строится на основе коллективного руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов, широкого привлечения адвокатов к работе президиума. При президиуме коллегии могут образовываться действующие на общественных началах органы, оказывающие ему помощь.

Президиум коллегии адвокатов проводит свои заседания при наличии не менее половины его членов. Он вправе рассматривать вопросы приема в коллегию, отчисления и исключения из нее при наличии на заседании не менее двух третей состава президиума. Его решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов рассмотрение обсуждаемого вопроса переносится на очередное заседание президиума с вызовом отсутствующих его членов. Постановление президиума коллегии адвокатов может быть пересмотреносамим президиумом или общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.

Ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом коллегии адвокатов и избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года в количестве, определяемом собранием. Избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвовавших в голосовании адвокатов. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. В случае выбытия из состава ревизионной комиссии одного из ее членов на очередном общем собрании (конференции) могут быть проведены выборы вместо выбывшего в установленном порядке.

На ревизионную комиссию возложена обязанность проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, а также осуществлять контроль за порядком и сроками рассмотрения предложений, заявлений, жалоб.

Юридические консультации создаются президиумами коллегий для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи в районах, городах, а иногда и в других населенных пунктах. В настоящее время в стране действует свыше 4 тыс. юридических консультаций.

Местонахождение юридической консультации и количество ра­ботающих в ней адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с местными органами государственной власти или самоуправления.

Юридические консультации являются основным рабочим зве­ном адвокатуры. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультациии там проводят свою работу.

Юридические консультации строятся, как и вся коллегия адвокатов в целом, по территориальному принципу. По общему правилу на территории края, области, города действует несколько юридических консультаций. Состав и местонахождениеих определяются президиумом коллегии адвокатов с учетом интересов более полного и рационального обслуживания населения и с учетом его числа в том или ином районе. Если районы невелики, то может быть одна консультация на несколько районов. Численность юридических консультаций различна в зависимости от их расположения. Например, в сельских местностях юридические консультации могут насчитывать 1, 2, 3 человека, в крупных городах— 40—50 человек.

Во главе юридической консультации стоит заведующий, назна­чаемый президиумом коллегии адвокатов из числа наиболее квалифицированных адвокатов, имеющих высшее юридическое образование и необходимый стаж практической работы.

Заведующий юридической консультацией осуществляет предоставленные ему права на основании доверенности, выдаваемой президиумом коллегии адвокатов. Заведующие юридическими консультациями, в которых работают не более четырех адвокатов, как правило, выполняют свои обязанности без оплаты. Заведующему юридической консультацией, в которой работают более четырех адвокатов, решением общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов может быть установлен должностной оклад с учетом объема выполняемой работы и численности адвокатов в размере, не превыша­ющем минимального должностного оклада соответствующего районного судьи. Заведующий юридической консультацией имеет право заниматься адвокатской деятельностью.

  1. Членство в в коллегии адвокатов, порядок приема в коллегию, прекращение членства в коллегии адвокатов. Права и обязанности членов коллегии адвокатов.

Порядок приема в коллегию адвокатов определяется законодательством Российской Федерации и состоит в следующем. В члены коллегии адвокатов принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии адвокатов указанных лиц может быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могут быть приняты в коллегию после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года. прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.

Постановление об отказе в приеме в коллегию адвокатов может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.

Адвокат является членом коллегии адвокатов и входит в одну из ее структур. Он имеет право:

- избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов;

- ставить перед органами коллегии вопросы, касающиеся деятельности коллегии, вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении;

- принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения;

- выйти из состава коллегии.

Адвокат вправе оказывать юридическую помощь на территории всей Российской Федерации без каких-либо ограничений. Каждый адвокат вправе вместе с другими адвокатами учреждать коллегию и ее организационные структуры - бюро, фирмы, кабинеты и т.д. Адвокат также вправе иметь частную практику.

Адвокат и стажер не вправе совмещать адвокатскую деятельность со службой в государственных и общественных органах. Исключение может быть допущено президиумом коллегии для лиц, занимающихся научной и педагогической деятельностью, а также для адвокатов, работающих в районах, где объем адвокатской деятельности является недостаточным.

Закон не запрещает адвокатам состоять в политических партиях и общественных движениях. Однако если интересы клиента в конкретном деле противоречат программе и целям политической партии, в которой состоит адвокат, то он не должен, как представляется, осуществлять защиту или представительство.

Адвокат имеет право на получение гонорара за свою работу. Взимание гонорара или части его, минуя кассу юридической консультации, рассматривается как уклонение от налогообложения, нарушение норм адвокатской этики и влечет соответствующую ответственность. Адвокаты пользуются правом на оплачиваемый (из средств коллегии) отпуск, пенсию и получение пособия по временной нетрудоспособности.

Адвокат вправе представлять интересы клиента во всех государственных и общественных организациях - судах, прокуратуре, МВД, ФСБ и др. Для участия в судебном и ином деле адвокату выдается ордер, подписываемый заведующим юридической консультацией. Ордер подтверждает полномочия адвоката. После получения ордера адвокат не вправе отказаться от принятой защиты или представительства.

Через юридическую консультацию адвокат имеет право запрашивать документы, необходимые для ведения защиты или представительства. Такое требование адвоката обязательно для соответствующих государственных и общественных организаций.

Адвокат самостоятельно или через частных детективов осуществляет сбор данных, которые он может представить следователю или суду в качестве доказательств по уголовному или гражданскому делу. Однако он не правомочен проводить следственные действия - это прерогатива органов и должностных лиц государства. Адвокат может с согласия клиента и за его счет запрашивать мнения специалистов, в частности, для оценки заключения экспертов.

При производстве предварительного расследования и в судебном заседании адвокат пользуется правами защитника или представителя, предусмотренными нормами уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражного процессуального права.

Адвокат несет ряд обязанностей: быть образцом моральной чистоты, строго соблюдать закон и правила адвокатской этики, постоянно повышать свою квалификацию, подчиняться трудовому распорядку, использовать все разрешенные законом средства для защиты прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого) и представляемого.

Адвокаты обязаны вести защиту по назначению. Доказательства, добытые с нарушением прав защитника или представителя, должны признаваться недопустимыми.

За примерное исполнение своих обязанностей адвокаты могут быть поощрены решением президиума коллегии адвокатов. Мерами поощрения являются: благодарность, денежная премия, ценный подарок, занесение в книгу почета.

За нарушение закона, устава коллегии и требований адвокатской этики адвокаты могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию решением президиума коллегии адвокатов.

Дисциплинарные взыскания применяются президиумом коллегии адвокатов непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни адвоката или пребывания его в отпуске. Взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Мерами взыскания могут быть: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из коллегии.

Дело о дисциплинарной ответственности адвоката может быть возбуждено общим собранием (конференцией) коллегии, президиумом или его председателем.

До рассмотрения дела о дисциплинарном проступке председатель президиума коллегии должен затребовать от адвоката письменное объяснение, тщательно проверить основания его привлечения к дисциплинарной ответственности и ознакомить с материалами дисциплинарного дела.

Дело о дисциплинарном проступке рассматривается президиумом коллегии в присутствии привлекаемого к ответственности адвоката. Повторная неявка адвоката без уважительной причины не препятствует рассмотрению дела о дисциплинарном проступке.

При наличии данных, свидетельствующих о совершении адвокатом проступка, за который он может быть исключен из коллегии, президиум вправе отстранить от работы адвоката до разрешения вопроса.

Постановление президиума о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано адвокатом общему собранию (конференции) членов коллегии в месячный срок со дня вручения адвокату копии постановления о наложении дисциплинарного взыскания, а также в суд.

Если в течение одного года со дня наложения взыскания адвокат не совершит нового проступка, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Общее собрание (конференция) или президиум коллегии за добросовестный труд и безупречное поведение могут снять с адвоката взыскание досрочно.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания может быть произведено также по ходатайству заведующего юридической консультацией.

Прекращение членства в коллегии адвокатов осуществляется путем отчисления или исключения адвоката из коллегии. Исключение из коллегии проводится президиумом коллегии в случаях: систематического нарушения адвокатом внутреннего трудового распорядка или недобросовестного выполнения служебных обязанностей, если к адвокату ранее применялись меры дисциплинарного воздействия; совершения иных проступков, несовместимых с пребыванием в коллегии.

От исключения следует отличать отчисление адвоката из коллегии, которое возможно:

1) по собственному желанию адвоката;

2) при поступлении на государственную службу;

3) при наличии в отношении адвоката вступившего в законную силу обвинительного приговора суда;

4) при признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) при установлении судом факта незаконной выдачи лицензии адвокату;

6) при неудовлетворительных результатах прохождения испытательного срока.

Отчисление проводится президиумом коллегии адвокатов по заявлению адвоката.

Отчисление и исключение из коллегии адвокатов могут быть обжалованы в судебном порядке в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума об отчислении или исключении.

Отдельные функции адвокатов могут по их поручению выполнять помощники и стажеры. В качестве помощников могут работать лица со средним юридическим (юридические колледжи) или неполным высшим юридическим образованием, а также лица, не имеющие такого образования. На них возлагаются вспомогательно-технические обязанности: подшивка бумаг, машинопись, изготовление копий документов, запись клиентов на прием к адвокату и т.п.

Стажер претендует на членство в коллегии адвокатов после истечения срока стажировки, поэтому может в той или иной мере выполнять функции адвоката: знакомиться с материалами уголовного или гражданского дела, делать выписки из него; вместе с адвокатом иметь свидания наедине с задержанным или арестованным обвиняемым, подозреваемым, а также участвовать в его допросах и других следственных действиях; осуществлять защиту или представительство по несложным уголовным и гражданским делам (под контролем адвоката); вести прием граждан, давать консультации; составлять несложные юридические документы. Стажеры обязаны посещать стажировки. По истечении срока стажировки они сдают квалификационный экзамен, после чего президиум коллегии рассматривает вопрос об их приеме в адвокатуру.

  1. Виды юридической помощи, оказываемые адвокатом

Осуществляя юридическую помощь, адвокаты:

  • дают консультации и справки по правовым вопросам;
  • составляют заявления, жалобы, завещания, иски и другие документы правового характера;
  • осуществляют защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц на различных стадиях конституционного, арбитражного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства;
  • участвуют в качестве представителя юридических и физических лиц в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;
  • представляют интересы юридических и физических лиц в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях как внутри страны, так и в аналогичных органах и организациях иностранных государств;
  • участвуют в качестве представителя юридических и физических лиц в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • выступают в качестве представителя юридических и физических лиц в налоговых правоотношениях.
  1. Государственные и частные нотариальные палаты. Требование, к кандидатам на должность государственных и частных нотариусов. Порядок назначения и освобождения от должности государственных и частных нотариусов

Нотариатом называется система государст­венных органов и должностных лиц, а также част­ных нотариусов, осуществляющих различные но­тариальные действия в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия предусмотрены зако­ном и заключаются в удостоверении сделок, для которых законодательством установлена обяза­тельная нотариальная форма (договоры, завеща­ния, доверенности); выдаче свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе; свиде­тельстве верности копии документа, подписи и перевода; удостоверении различного рода фактов; принятии мер к охране наследственного имущест­ва и др. Нотариальные действия осуществляются в определенном законом порядке, по строго регла­ментированным правилам, несоблюдение кото­рых приводит к признанию нотариального акта недействительным.

Нотариальная деятельность тесно связана с судебной, в особенности с осуществлением пра­восудия по гражданским делам. Удостоверяя бес­спорные права какого-либо лица, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Суд рассмат­ривает жалобы на нотариальные действия или об отказе в них. Нотариально закрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, по­скольку содержание договора, подлинность под­писей, удостоверенных в нотариальном порядке, являются достоверными. Но в отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в от­ношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направ­лена на юридическое закрепление гражданских прав.

Правом осуществления нотариальных действий наделяется ряд должност­ных лиц административных органов (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, главные врачи больниц и др.). В то же время сущест­вуют органы и должностные лица, которые занимаются нотариальными дейст­виями на профессиональной основе. Именно они и рассматриваются как государственный нотариат.

Организация и деятельность нотариальных органов осуществляется в со­ответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариа­те, а также различными инструкциями, утверждаемыми Министерством юстиции РФ.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом считается вся территория города.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юсти­ции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автоном­ной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Нотариаль­ные конторы, как правило, создаются в городах, а в крупных городах - в каждом районе города.

Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами.

Руководство государственными нотариальными конторами осуществляет Министерство юстиции РФ, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

Нотариусом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в государственной нотариальной кон­торе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квали­фикационные экзамены и получивший лицензию на право нотариальной деятельности.

Стажировка в государственной нотариальной конторе или у нотариуса организуется органами юстиции или нотариальной палатой сроком на 1 год. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности, он может быть сокращен, но не более чем на 6 месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными совместно Министерством юстиции РФ и Федеральной но­тариальной палатой.

Квалификационная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих стать нотариусом, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Решение ква­лификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комис­сию, действующую при Министерстве юстиции РФ. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд.

Лица, сдавшие квалификационный экзамен, получают лицензию на пра­во нотариальной деятельности. Лицензию выдают органы юстиции субъек­тов РФ в течение месяца после положительного решения квалификацион­ной комиссии.

Наделение нотариуса полномочиями осуществляется Министерством юстиции РФ или по его поручению - органами юстиции на конкурсной ос­нове из числа лиц, получивших лицензию.

Компетенция нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, одинакова.Всеони осуществляют свои действия от имени государства.

  1. Федеральные и местные нотариальные палаты, их состав, порядок избрания правления и президента федеральной и местных нотариальных палат. Компетенция палат.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, пред­ставляющей собой профессиональное объединение, основанное на обяза­тельном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотари­альные палаты образуются в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт-Петербурге.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата осуществляет представительство и защиту интересов нотариусов, оказание им помощи в развитии частной нотариальной деятельности, организацию стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение профессиональной подготовки нотариусов, организацию страхования нотариусов и т. д. Нота­риусы обязаны платить взносы на содержание палаты и представлять сведе­ния о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся их финансово-хозяйственной деятельности, при проверках, проводимых но­тариальными палатами. Нотариальная контора имеет право ходатайствовать перед судом о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Основ­ные вопросы деятельности палаты решает собрание нотариусов палаты, а те­кущей работой руководит правление во главе с президентом.

Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами Феде­ральной нотариальной палаты. Федеральная нотариальная палата объединя­ет все нотариальные палаты, а значит всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории РФ. Федеральная палата представляет интересы но­тариусов и нотариальных палат на государственном и международном уров­нях. Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат, которое избирает правление и президен­та Федеральной нотариальной палаты.

Контроль за деятельностью нотариусов осуществляет суд, рассматривая в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства спор о праве, ос­нованном на совершении нотариального действия, жалобы на совершение но­тариального действия или отказ в нем. Суды также рассматривают и требова­ния о возмещении ущерба нотариусами, занимающимися частной практикой.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, осуществляют орга­ны юстиции, а за нотариусами, осуществляющими частную практику, - но­тариальные палаты.

Контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства возлагается на налоговые органы.

В период между Собраниями деятельностью Палаты руководит Правление. Количество членов Правления определяется Собранием, на котором Правление избирается, при этом общее количество членов Правления не может быть менее 11 человек. Президент нотариальной Палаты по должности является членом Правления.

Деятельность Правления осуществляется на принципах коллегиального руководства, открытости, регулярной отчетности.
Выборы Правления проводятся Собранием после выборов Президента Палаты.
К компетенции Правления Палаты относятся следующие вопросы:

§ принятие решений о созыве Собрания, формирование повестки дня Собраний;

§ организация выполнения требований действующего законодательства, настоящего Устава, Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации, решений Собраний, Правления Палаты и Федеральной нотариальной палаты;

§ принятие решений об участии или представительстве Нотариальной Палаты в других организациях;

§ подготовка материалов к Собранию;

§ осуществление в соответствии с действующим законодательством контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей и правил нотариального делопроизводства, утверждение плана проверок профессиональной деятельности нотариусов;

§ организация, рассмотрение жалоб на действия нотариусов, частных определений, представлений правоохранительных органов;

  1. Нотариальные действия, совершаемые, должностными лицами консульских учреждений и местной исполнительной власти.

В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осуществляются должностными лицами органа исполнительной власти на основании решения его руководителя.

За границей для российских граждан нотариальные действия осуществ­ляют консульские учреждения.

Капитаны морских судов, главные и дежурные врачи больниц, начальни­ки воинских частей, исправительных учреждений и следственных изолято­ров имеют право удостоверять завещания и доверенности. Удостоверенные ими документы имеют силу нотариально удостоверенных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: