double arrow
Каковы основные исторические периоды культуры Древней Греции?

Каждый период в истории культуры по-свое­му ценен. Однако особую роль исследователи от­водят античной (греческой) культуре, чья литера­тура, искусство и философия стали отправной точ­кой в развитии последующей (европейской) куль­туры, оказали большое влияние на другие культу­ры. Древняя Греция открыла человека как пре­красное и совершенное творение природы — меру всех вещей.

При изучении культуры Древней Греции глав­ным источником для исследователей являются философские и литературные тексты, археологические памятники, уцелевшие архитектурные ком­плексы. Очень важно при этом ознакомление с научной разработкой истории культуры античной Греции. Особый интерес в этом плане представ­ляют исследования XX в. (работы А. Бонара, Ж.-П. Вернана, А.Ф. Лосева, Ф.Х. Кессиди). В целом для античной культуры характерен рациональный (те­оретичный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его воспри­ятие, стройная логика, индивидуальное своеобра­зие в решении тех или иных проблем. Этим Древ­няя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в форме коммен­тирования древних учений, ставших канонически­ми, увековечивания традиций.

У истоков греческой культуры стоят Крит и Микены, чью культуру еще нельзя считать водо­разделом между древним Востоком и Западом. Более того, характерная для этой эпохи (2 тысяче­летие до н.э.) так называемая «дворцовая» куль­тура сближает ее с восточными прототипами: на­блюдается та же централизация хозяйственной, ре­лигиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта, наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фи­гура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец. Преобладает хтоническая религиозность (религия земли и плодородия), хотя известны имена гречес­ких богов, позднее вошедших в семью олимпий­цев, которые олицетворяют другие силы.




Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки родовой знати — басклеям в их борьбе за славу, доблести и богатство. Под­виги греческих героев-аристократов воспевались в поэме Гомера «Иллиада», возвращение самого «интеллектуального» греческого героя Одиссея домой, на Итаку — в «Одиссее».

Своеобразие гомеровской эпохи (ХI - IХ вв. до н.э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индиви­дуальные личностные нормы культуры. Поведе­ние героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность — воинская доблесть («арете»), ее достижение регламентируется «героическим кодексом», приводит к славе, вслед за которой идет чествование — соответствующее положение в об­ществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «куль­тура стыда» — непосредственно осуждающая ре­акция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально. Гомеровская эпоха демон­стрирует состязательность («агон») как норму культуротворчества и закладывает агональный фун­дамент всей европейской культуры.



Последующая, архаическая эпоха (VIII - VI вв. до н.э.) демонстрирует результат нового типа об­щественных связей — закон («номос») как безлич­ную правовую норму, равнообязательную для всех. Формируется полис (город-государство), в котором каждый полноправный гражданин — собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное положение граждан перед законом вводит механизм ограни­чения в агональную культуру: на первый план выдвигаются мирные добродетели («справедли­вость», «рассудительность», «благочестие»), а не­обходимость поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального творчества. Боги охраняют и поддерживают но­вый социальный и природный порядок (келюс), в котором отношения регулируются принципами космической компенсации и меры, подлежат ра­циональному осмыслению в различных натурфи­лософских системах.

Эпоха классики (V - IV вв. до н.э.) — кратков­ременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Эпоха подготовлена накоплен­ным эффектом самосознания (победа греков над персами, осознание преимуществ закона перед произволом и деспотизмом), формируется пред­ставление о человеке как самостоятельной (автаркичной) личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуж­дению. Воспеваются достижения человека, обще­ственная жизнь служит саморазвитию (эпоха Перикла). В то же время начинают осознаваться про­блемы человеческой индивидуальности (политика софистов и Сократа), перед греками открывается бездна проблемы бессознательного (иррациональ­ного), которую классическая культура Греции пы­тается компенсировать рациональной системой обоснования онтологической безопасности (Пла­тон, Аристотель), Проблемы атараксии (невозму­тимость души) и личного спасения — последнее «прости», послание Древней Греции Европе в эпоху эллинизма (конец IV—1 вв. до н.э.), ликвидиро­вавшего самостоятельность греческих полисов.






Сейчас читают про: