Традиционно многие востоковеды с появлением буддизма и его утверждением связывают окончание ведического периода. Однако индуизм, являющийся идеологической основой ведического периода, продолжал существовать параллельно с буддизмом, существует до сих пор и в количественном отношении в Индии имеет более приоритетное положение. Важнейшие элементы ведической культуры — философия, религия, аюрведа, йога,. искусство — живы и в современной Индии и составляют ее духовную основу.
Живые ведические традиции, многообразие философских воззрений, возрастающий интерес к Европе накладывают свой отпечаток на своеобразную культуру страны.
Зрелищные искусства, претерпевающие многие изменения, сохраняют свою приверженность к древнейшим формам, к ведическим традициям.
Зрелищные искусства Индии поражают удивительным многообразием и прочными связями с философско-мировоззренческими древними системами и глубоким проникновением в народную сферу.
Для панорамы театрального искусства Индии характерно не только разнообразие и многоликость, но и общий эстетический склад, традиционная синтетическая природа актерского творчества, что во многом определяет индийскую национально-самобытную художественно-образную систему отражения мира.
|
|
Своеобразие индийского театра заключается в том, что с древнейших времен укоренились формы театрального искусства, синтетичные по своей природе: слово звучит в нерасторжимом единстве с музыкой, пластикой, мимикой; синтез обретает характер не сочетания или сочленения различных и разнообразных искусств, а скорее их совершенно однородного по фактуре сплава. Именно это свойство, которое в Индии сложилось в древности, а для многих теоретиков и практиков европейского искусства и поныне еще представляет собой манящую труднодостижимую цель, побуждает нас особенно пристально вглядываться в уникальную природу индийского театра.
В первом дошедшем до нас трактате «Натьяшастра» содержатся энциклопедические сведения о происхождении театра, религиозных ритуалах, предшествовавших театральному спектаклю, архитектуре театральных зданий, организации сценического пространства. Главное место в этом трактате отведено непосредственно художественно-выразительным средствам и возможностям театра. Специальные главы посвящены правилам и законам создания драматургического произведения, стихосложению, музыкальному искусству (вокальная и инструментальная музыка, теория музыки, музыкальный инструментарий), а также хореографическому искусству (техника танца, язык жестов — мудра, искусство пантомимы).
|
|
Концепция рааса — учение о поэтических чувствах, эстетическом переживании и наслаждении — получила в трактате свое классическое оформление как эстетическая теория театрального искусства.
Слово «рааса» употреблялось в Ведах для обозначения воды, молока, сока, пальмы и цветка Атхарва-веда ассоциировала рааса также с понятием вкуса и запаха. В Упанишадах значение термина расширилось: наряду с конкретным понятием (злак, напиток) он стал также и выражением абстрактной идеи (высшая степень удовольствия, радости, выражение природы верховного существа). Название концепции продиктовано, видимо, этимологическим значением слова: рааса — вкус, поэтическое чувство. Каждое драматургическое произведение, творение театра, предписывает трактат, должно заключать в себе определенные рааса, а зритель, читатель и слушатель, «вкушая» рааса, должен переживать определенные чувства, испытывая эстетическое наслаждение.
«Натьяшастра» различает восемь основных чувств, каждому из которых соответствует определенная рааса: шрингара — любовная рааса, хасья — комическая рааса, каруна — патетическая, вира — героическая, раудра — грозная, бхайянака — боязливая, бибхата — отталкивающая, адбхута — волшебная.
«Натьяшастра» подразделяет средства актерской выразительности на четыре вида: движение тела, мимика, голос, костюм.
«Натьяшастра» является основополагающим трактатом и в современных индийских музыкально-драматических стилях.
Связь современного театра с ведической культурой прослеживается и в его тематике.
Попытаемся проследить эту взаимосвязь на примере двух стилей катхакали и манипури.
Танцевальная драма Кералы Катхакали теснейшим образом связана с традициями ведического искусства. Об этом свидетельствуют и сюжетная основа, восходящая к ведическим сюжетам, и язык изобразительных средств, не изменивший законом, изложенным в «Натьяшастрах», и сценические условности, не допускающие применение современных технических средств.
Катхакали — по словам Суреша Двастхи, занимающегося исследовательской работой в области зрелищных искусств, — восходит к глубоко укоренившейся традиции, в которой драматическое искусство — «дар небес», детище всех божеств индуистской «троицы» — Вишну, Брахмы, Шивы. Согласно преданию, драматическое искусство по своей природе — творение божественное. Снизойдя на землю и став доступным людям, оно превращается в своего рода жертву богам, и не случайно Калидаса назвал театральное представление чакшуяджна — «зримое жертвоприношение».
В театре катхакали постоянно смешивается божественное и человеческое, кроме того катхакали представляет традицию театра как арены противоборства богов и демонов, сил добра и зла. Катхакали — это синтетически театральный жанр, который вобрал в себя элементы танца, драмы, пантомимы и стал своеобразной кульминацией длительного процесса эволюции древней арийской и дравидийской культуры. Катхакали, в том виде, в котором мы знаем его сегодня, насчитывает 300-400 лет, но корни его уходят в глубь веков, не менее чем на 2000-2500 лет. Театр катхакали возник и развивался в Керале, на юго-западе индийского субконтинента. Он ведет свое происхождение от древних ритуальных культовых действий, а также танцевальных форм, бытовавших в регионе. По мнению некоторых исследователей, в том числе Лили Самсон, на формирование стиля катхакали повлияли и древние формы рукопашного боя. Тренировка и обучение искусству рукопашного боя в Керале имели целью зарядить энергией тело и разум путем физического совершенствования. Этим занимались найяры, представители воинской касты. Как и в странах Дальнего Востока, они применяли боевые приемы с оружием и без него, однако целью тренировок были физическая подготовка и самооборона. На развитие катхакали самым непосредственным образом повлияли Чакиар Котху, Кудийаттам, Кришаттам, Раманаттам. Чакиар Котху исполняла только одна каста — чакиары. Их право выступать в храмах Малабара передавалось по наследству, и на эти строго канонизированные выступления, проходившие обязательно на территории храма, допускалась только избранная элитарная публика.
|
|
Ведический танцевально-драматический стиль манипури зародился на востоке Индии, в штате Манипур. Это долина Бога Змея, ее населяет народ, считающий свою жизнь и природу дарами Бога и рассматривающий танец и музыку как прекраснейший и естественнейший способ выражения благодарности. Каждое событие — рождение, свадьба, смерть — служат поводом для красивой церемонии и предоставляют возможность стать свидетелями и участниками профессионального музыкально-танцевального ритуала. Манипур — край, где мифы и легенды сосуществуют с почти научными объяснениями явлений, где сложная система пророчеств соседствует с широкими познаниями и глубочайшей философией. Эти различные влияния гармонично соединяются в повседневной жизни человека. Театрализованные ритуалы — это не просто формальные обряды, отчужденные от чаяний простых людей. В одном доме можно увидеть и святыни, свидетельствующие о духовных устремлениях, и ткацкий станок для удовлетворения чисто экономических нужд, а во время театральных представлений земное, каждодневное сочетается с выражением в мимике, пластике, жестах и слове высоких духовных потребностей людей самых разных каст и варн.
Многие сюжеты ведического театра манипури говорят о том, что человек ощущает свое единство с природой.
Когда Кришка и гопи исполняли Рааслила, Кришна пригласил Шиву проследить, чтобы никто им не мешал. Шива очень хотел посмотреть на их экстатический танец, но Кришна не разрешил, позволив ему стать лишь у ворот площадки для танцев, причем Шива поклялся, что все время будет стоять спиной к танцующим. Шива сдержал свое обещание, но ему не давали покоя пьянящие звуки божественной флейты Кришны и звон ножных колокольчиков гопи. Он поделился этим с Парвати, и они решили вместе создать свой собственный Рааслила. Спустившись из своей гималайской обители, они нашли сказочную долину, полную воды. Шива швырнул в склон горы свой могучий трезубец. Вода вылилась через образовавшееся отверстие, и тогда Шива и Парвати начали от радости танцевать, а Ананта, божественный змей, снял со своего капюшона драгоценные камни и осветил ими долину.
|
|
В танцах манипури присутствует также идея сотворения мира. Цепь ведических традиций в манипури неразрывна и неизменна.