Каковы основные культурологические идеи Н.Я. Данилевского?

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) — русский философ, естествоиспытатель, социо­лог, культуролог.

Изложенная Данилевским в книге «Россия и Европа» (1869) теория культурно-исторических ти­пов оказала исключительное влияние на современ­ную западную философию культуры и во многом предвосхитила книгу О. Шпенглера «Закат Евро­пы». В современной философии и культурологии имя Данилевского упоминается первым в ряду та­ких мыслителей, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Нортроп, П.А. Сорокин. Он считается основоположни­ком теории множественности и разнокачественности человеческих культур, «пионером», заложившим популярный на Западе подход пространственно-временной локализации явлений культуры.

Выдвигая теорию структуры и динамики куль­турно-исторических типов, Данилевский стремил­ся объяснить более узкую проблему, почему Ев­ропа (Запад) враждебно относится к России. «Ев­ропа видит в Руси и в славянстве не только чуж­дое, но и враждебное начало...» По мнению авто­ра, эта враждебность сохраняется, несмотря на большие жертвы и услуги, которые Россия оказы­вает Западу. Например, Россия никогда не напа­дала на Европу, не вела захватнических войн, в то время как Запад не раз посягал на просторы России, вынуждая ее защищаться и изгонять аг­рессора. Не видя рациональной основы для объяс­нения такой враждебности, Данилевский говорит о «... неизведанных глубинах тех племенных сим­патий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их к не­ведомой цели, ибо в общих, главных очертаниях история слагается не по произволу человеческо­му, хотя ему и предоставлено разводить по ним узоры», — таков вывод философа.

Реальную же причину антагонизма Данилевский видит в том, что Россия и Европа принадле­жат к различным культурно-историческим типам.

Европа, по мнению автора, есть поприще романо-германской цивилизации. Это одна из несколь­ких великих цивилизаций в человеческой истории. Отождествление европейской цивилизации со все­мирной основано на ошибочной точке зрения, бла­годаря которой лишь одна цивилизация рассмат­ривается как прогрессивная и созидательная в про­тивовес остальным, статическим и несозидательным. Данилевский осуждает господствовавшие истори­ческие теории за неправильное понимание отноше­ния национального к общечеловеческому, за раз­деление истории на древнюю, среднюю и новую. «Какое дело Китаю, Индии до падения Западной Римской империи?» — пишет Данилевский.

Основная мысль его культурологической тео­рии: «Формы исторической жизни человечества... не только изменяются и совершенствуются повоз­растно, но и разнообразятся по культурно-исто­рическим типам».

Каждый культурно-исторический тип развива­ется подобно живому организму. «Народы, — пи­шет автор, — нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют, умирают — и умирают не только от внешних причин, которые лишь ускоряют смерть больного...» Таким образом, цветение культуры не вечно; так как в развитии человека можно различить три возраста (несовер­шеннолетие, совершеннолетие, старость) или четы­ре (детство, юность, возмужалость, старость), так же и культуры зарождаются, развиваются, цветут и умирают по своим внутренним законам. Сами куль­турно-исторические типы загерметизированы.

Таким образом, по мнению Данилевского, Рим, Греция, Индия, Египет и другие культуры имели свой древний, средневековый, современный периоды. Стало быть, существует множество цивилиза­ций, которые все вместе выражают бесконечно бо­гатый гений человечества. Каждая из них возника­ет, развивает свои собственные морфологические формы и ценности, и затем погибает вместе с ними.

Философ делит все народы на три основных класса:

1. Позитивные творцы истории, создавшие куль­турно-исторические типы (египетский, китайс­кий, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский);

2. Негативные творцы истории, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих ци­вилизаций, но как «божий кнут» способство­вали гибели дряхлых умирающих цивилизаций;

3. Племена, которым не суждено ни созидатель­ного, ни разрушительного величия. Они состав­ляют этнографический материал, используе­мый творческими народами для разнообразия и обогащения своих цивилизаций.

Данилевский называет основные законы воз­никновения, роста и заката цивилизаций:

1. Всякое племя или семейство народов, говоря­щее на одном языке или принадлежащее к од­ной языковой группе, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из мла­денчества.

2. Чтобы цивилизация могла зародиться и развить­ся, необходимо народам, принадлежащим к ней, пользоваться политической независимостью.

3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествующих или современных цивилизаций.

4. Цивилизация тогда достигает полноты, разно­образия и богатства, когда разнообразны эт­нографические элементы, составляющие его, когда они составляют федерацию, или полити­ческую систему государств.

5. Ход развития культурно-исторических типов подобен одноплодным растениям, у которых период роста неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относи­тельно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Прогресс, по Данилевскому, состоит не в том, чтобы идти в одном направлении (в таком случае он скоро прекратился бы), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической де­ятельности человечества. Поэтому ни одна цивилизация не может претендовать на то, чтобы она пред­ставляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами. Большин­ство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достиг­ла непревзойденных высот в эстетической области, семитская — в религиозной, римская — в области права и политической организации, т.е. являются одно- или двухсоставными.

Философ надеется, что славянский культурно- исторический тип в первый раз представит синтез всех сторон культурной деятельности человечества, т.е. станет четырехосновным культурно-историческим типом. «Особенной чертой его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетвори­тельное решение общественно-экономической за­дачи... На обширных равнинах Славянства, — счи­тает Данилевский, — должны слиться два потока всемирной истории в один обширный водоем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: