Неясность и дискуссионность причин присутствия на Руси в IХ-Х вв. скандинавских дружинников-варягов, местонахождения славянского племени Русь, проблемы славянской письменности и славянства вообще, ошибочное прочтение летописного повествования о «варяжском» происхождении древнерусской правящей династии Рюриковичей породили длительные, еще с XVIII в., часто ожесточенные споры между норманнистами и антинорманнистами. Первые (со времен Петра I — немецкие историки на русской службе Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, писатель Н.М. Карамзин и многие другие) отстаивали тогда надуманную, противоречащую фактам и неубедительную во многих отношениях точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые (М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, С.П. Гедеонов и другие) выдвигали славянскую теорию происхождения Древней Руси.
В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения местные корни восточнославянской государственности в процессе образования Киевской Руси. Лишь в качестве исключения можно указать на немногих выходцев из Скандинавии, обрусевших во время формирования господствующего слоя.
При общей скудости знаний о той далекой эпохе, особенно в сравнении с византийскими источниками, наш пристальный интерес вызывают новые данные науки и новые выводы ученых. Ведь нет ничего труднее искоренения заблуждений, существовавших веками. К их числу относится упомянутая «норманнская теория», согласно которой якобы существовало германо-скандинавское племя Русь, создавшее государственность, культуру и даже передавшее свое имя тому государству, которое стало называться Русью, а позже — Россией...
Длительное время над русским сознанием довлела бездоказательно-противоречивая «теория», оскорбляющая национальное достоинство. Ей упорно сопротивлялись носители русской духовности — деятели культуры, прежде всего ученые и писатели. Но на историю давила политика, германскому и иному влиянию в России было выгодно поддерживать в россиянах убеждение, что без варягов им «не обойтись» (С. Лесной-Парамонов). Норманнская теория во все времена считалась «благонамеренной», а всякий, выступающий против нее, подвергался сомнению в «благонадежности»... Впечатляюще-выразительная оценка сложившейся в России «традиции» дана в исследовании Н. Загоскина «История права русского народа» (1899): «Вплоть до второй половины текущего столетия учение норманнской школы было господствующим... Поднимать голос против считалось дерзостью, признаком невежественности и отсутствия эрудиции, объявлялось почти святотатством. Это был какой-то научный террор, с которым было очень трудно бороться». Многие деятели отечественной культуры разных эпох, конечно. понимали, что с норманнской официальной теорией что-то неладно, но мало было высказать возмущенное несогласие или критические доводы, надо было доказать ее ложь, а для этого не было достаточной объективной информации и сил.
Наконец, то и другое нашлось. В уникальной книге С. Лесного-Парамонова «Откуда ты, Русь?» (Ростов-на-Дону, 1995), посвященной малоизученному периоду Древней Руси — доолеговскому времени, подводятся итоги многих усилий российских исследователей, прежде всего В.А. Рязановского и Н. Ильиной, высказаны убедительные возражения на все «доводы» норманнистов. В то же время в ней собраны и систематизированы доказательства того, что Рюриковичи были западными славянами и справедлива славянская теория, а проблема «варягов» исчерпана до конца...
Изучая многие древнерусские летописи новгородского цикла, а также западноевропейские хроники, грузинские, армянские, персидские и арабские источники, ученый-историк окончательно выяснил, что «варяги», явившиеся на Русь (Новгородская земля так еще не называлась), были по национальности славяне и приглашены в Новгород потому, что мужская линия древнеславянской новгородской династии угасла. Рюрик, Синеус и Трувор (славянские имена) — представители ее женской линии — внуки последнего новгородского князя Гостомыслаот его средней дочери Умилы, вышедшей замуж за славянского князя Годчава на Западе. Призывали своих — славян, а не чужих — скандинавов или германцев.
Большинство материалов книги С. Лесного-Парамокова будет совершенно ново для отечественного читателя. В частности, к исключительным по своей важности выводам приходит он, когда рассматривает проблему происхождения племени Русь. Они коренным образом отличаются от общепринятых взглядов: древнерусская цивилизация оказалась на много веков древнее, чем засвидетельствовано историческими документами, на которые раньше отечественные историки не обращали должного внимания.
Таким образом, новейшие исследования ранее не известных и не изученных источников показывают, что Киевская Русь была только восточной частью племени Русь, бытовавшего издревле в Западной Европе.