Какова роль христианизации Руси для становления отечественной культуры?

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием как по своим не­посредственным результатам, так и по последстви­ям, ближайшим и отдаленным. Христианский иде­ал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду, хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При всей развитости традиций восточнославянского языче­ства только принятие христианства позволило рус­ской культуре через контакт с Византией преодо­леть локальную ограниченность и приобрести уни­версальное измерение. Язычество не выделяло че­ловека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христи­анства культура осознает себя и свое место в мире.

Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло со­бой подлинную революцию, принесшую с собой со­вершенно новые ценности, новые формы жизни, разрушающие прочно укоренившиеся древние сте­реотипы. Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступало в конфликт со всем предшествующим религиозным миропониманием. Язычество оказы­вало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, вспыхивали народные восста­ния под предводительством волхвов. Больших ус­пехов христианская церковь добивалась тогда, когда стала использовать старые праздники и об­ряды, наполняя их новым содержанием. Типич­ным языческим праздником является Новый год. Другие известные языческие праздники — Масленица, день Ивана Купалы. Остатки воспомина­ний о языческих праздниках сохранились практи­чески во всех христианских праздниках России. Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие — компромиссное рав­новесие языческих и христианских элементов.

Важной особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей письменности. Было слово, обращенное к народу на его языке и его алфавите. Алфавит, пришедший от южных сла­вян, был приспособлен к фонетике, усваивался народом, многие представители которого, преиму­щественно в растущих городах, были грамотны. Достаточно вспомнить о новгородских, псковских берестяных грамотах, чтобы судить об уровне раз­вития грамотности в Древней Руси.

В институциональном плане для древнерусско­го христианства характерна тесная связь с кня­жеской властью и ее административным аппара­том. В формальном плане преобладало безуслов­ное соблюдение ритуально-обрядового, текстоло­гического, иконописного канона. Господствующей методологической установкой было формальное соответствие построений теории и идеологии духу и букве нормативных установлении, изложенных в канонической христианской литературе. С рели­гией было неразрывно связано функционирование всех видов искусств. По всей стране строились церкви. Сначала архитекторами были приезжие из Константинополя, затем этому искусству на­ учились местные мастера. Покрывая стены церкви многочисленными изображениями эпизодов из священной истории, живописцы обязаны были сле­довать жестким правилам, которые обусловливали расположение сюжетов.

За короткое время после принятия христиан­ства культура Древней Руси достигла своего рас­ цвета, особенно при Ярославе Мудром. Началось строительство каменных церквей, таких как Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Успешно развивались иконопись, переписка книг, украшен­ных миниатюрами, наподобие Остромирова евангелия, литература. С принятием христианства свя­зано появление на Руси переводных работ древ­ негреческих и византийских авторов, богослужебных христианских книг, становление системы об­разования при монастырях, возникло множество культурных центров.

Подобно всем мировым религиям, христиан­ство на различной национальной почве приобре­тало новые черты, непосредственно связанные с особенностями национального характера, с пред­ шествующей культурной традицией, становясь более или менее синкретичным. Не стало исклю­чением в этом отношении и русское православие. Оно способствовало формированию человека но­вого типа. Этот человек стремился не к преобра­зованию внешнего мира, а к его одухотворению. Древнее понятие правды, пройдя через православное переосмысление, получило статус божествен­ного идеала духовного совершенства и социаль­ной справедливости. Повседневная жизнь была очень далека от идеала и противопоставлялась ему, мало интересовала православную церковь.

Русь не восприняла четко разработанную сис­тему римского права, православие не вмешива­лось в правовые представления общества. Право­вое сознание не выделялось из морального созна­ния. В самом выдающемся литературном и фило­софском произведении Древней Руси «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона бла­годать, обращенная к душе человека, ставится выше закона, обращенного только к внешней сто­роне жизни человека.

На древнерусской почве сложился своеобраз­ный тип святого, который непохож ни на византий­ского, ни на западноевропейского. Первые русские национальные святые — князья Борис и Глеб — безропотно приняли смерть во имя правды.

Православие стало духовной основой Руси. Сложилось единство языка, власти и веры, без чего впоследствии было бы невозможно восстановле­ние единого государства, а также его сохранение в ходе колонизации земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: