Особенности и роль культуры Византии?

Византийская цивилизация просуществовала доброе тысячелетие. Она зарождалась еще в то время, когда римляне господствовали в Британии, а погибала в то время, когда первые шаги по зем­ле делал Колумб. Государства, именовавшегося Византией, никогда не существовало — его само­названием было «Империя ромеев». Условный тер­мин «Византия» был введен в оборот учеными-гуманистами уже после того, как империя ромеев рухнула под ударами турок.

Византийская культура стала наследницей античного мира, она уберегла его достояние и пе­редала народам Восточной и Западной Европы. Особенности византийской культуры заключают­ся в синтезе западных и восточных элементов в разных сферах материальной и духовной жизни общества. В первые столетия существования Византии сформировались основные тенденции мыш­ления византийского общества, его образная сис­тема. С.С. Аверинцев определил ранневизантийскую культуру как «пограничную и переходную»: «Если мы назовем раннюю Византию «погранич­ным» явлением, это будет верно как по отноше­нию к пространственной границе, разделившей балкано-италийский Запад и анатолийско-левантийский Восток, так и по отношению к временной границе, разделившей античность и средневеко­вье. Византия осуществила себя как частичное снятие и той, и другой границы: это был взаимо­переход Греции и Азии, осложненный взаимопро­никновением классического преемства и новизны» [12].

С Х века наступает новый этап в истории ви­зантийской культуры — происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, бого­словии, философии, литературе. Господствовал принцип противоположности земного и небесного, примата небесного над земным. С необыкновенной силой развивалось монашество. Монастыри строи­ли все: императоры, патриархи, придворные, чи­новники, солдаты, крестьяне. Многие землевладель­цы превращали в монастыри свои усадьбы. Основным источником знания считалась традиция. Свя­щенное писание и античная классика рассматри­вались как совокупность необходимого знания. Важ­нейшей эстетической задачей для византийцев ста­ло устремление к идее, к Богу. В отличие от антич­ного храма, перекрытого плоской крышей, визан­тийский храм венчает купол, возносящийся ввысь.

Христианская вера и императорская власть в своем двуединстве составляли формообразующий принцип так называемого «византизма». Высшая власть сохранила те формы монархии, которые вы­работались в Римской империи, и эволюционизировала в сторону восточной деспотии. Происходи­ла сакрализация императорской власти. Самодер­жавие выступило как социокультурная форма су­ществования Восточного христианства. Подчине­ние Богу и государю рассматривалось в качестве этического идеала империи.

С начала ХIII века после захвата Константи­нополя крестоносцами наступает период заката византийской культуры. В культуре поздней Византии проявлялись тенденции, родственные за­падноевропейскому гуманизму. Именно византий­ские эрудиты открыли западным гуманистам по­разивший их мир греко-римских древностей. Тем не менее в самой Византии победил исихазм — учение, проповедующее пассивное созерцание, самоуглубление, сводящее практику борьбы за спасение к «умной молитве» как форме постоян­ного, никогда не прекращающегося общения с Богом, обещающее мистическое слияние с боже­ством и освещение божественным светом.

Византийская культура выполнила роль свое­образного моста между Западом и Востоком, оказав, в том числе, громадное влияние на становле­ние и формирование отечественной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: