Византийская цивилизация просуществовала доброе тысячелетие. Она зарождалась еще в то время, когда римляне господствовали в Британии, а погибала в то время, когда первые шаги по земле делал Колумб. Государства, именовавшегося Византией, никогда не существовало — его самоназванием было «Империя ромеев». Условный термин «Византия» был введен в оборот учеными-гуманистами уже после того, как империя ромеев рухнула под ударами турок.
Византийская культура стала наследницей античного мира, она уберегла его достояние и передала народам Восточной и Западной Европы. Особенности византийской культуры заключаются в синтезе западных и восточных элементов в разных сферах материальной и духовной жизни общества. В первые столетия существования Византии сформировались основные тенденции мышления византийского общества, его образная система. С.С. Аверинцев определил ранневизантийскую культуру как «пограничную и переходную»: «Если мы назовем раннюю Византию «пограничным» явлением, это будет верно как по отношению к пространственной границе, разделившей балкано-италийский Запад и анатолийско-левантийский Восток, так и по отношению к временной границе, разделившей античность и средневековье. Византия осуществила себя как частичное снятие и той, и другой границы: это был взаимопереход Греции и Азии, осложненный взаимопроникновением классического преемства и новизны» [12].
|
|
С Х века наступает новый этап в истории византийской культуры — происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. Господствовал принцип противоположности земного и небесного, примата небесного над земным. С необыкновенной силой развивалось монашество. Монастыри строили все: императоры, патриархи, придворные, чиновники, солдаты, крестьяне. Многие землевладельцы превращали в монастыри свои усадьбы. Основным источником знания считалась традиция. Священное писание и античная классика рассматривались как совокупность необходимого знания. Важнейшей эстетической задачей для византийцев стало устремление к идее, к Богу. В отличие от античного храма, перекрытого плоской крышей, византийский храм венчает купол, возносящийся ввысь.
Христианская вера и императорская власть в своем двуединстве составляли формообразующий принцип так называемого «византизма». Высшая власть сохранила те формы монархии, которые выработались в Римской империи, и эволюционизировала в сторону восточной деспотии. Происходила сакрализация императорской власти. Самодержавие выступило как социокультурная форма существования Восточного христианства. Подчинение Богу и государю рассматривалось в качестве этического идеала империи.
|
|
С начала ХIII века после захвата Константинополя крестоносцами наступает период заката византийской культуры. В культуре поздней Византии проявлялись тенденции, родственные западноевропейскому гуманизму. Именно византийские эрудиты открыли западным гуманистам поразивший их мир греко-римских древностей. Тем не менее в самой Византии победил исихазм — учение, проповедующее пассивное созерцание, самоуглубление, сводящее практику борьбы за спасение к «умной молитве» как форме постоянного, никогда не прекращающегося общения с Богом, обещающее мистическое слияние с божеством и освещение божественным светом.
Византийская культура выполнила роль своеобразного моста между Западом и Востоком, оказав, в том числе, громадное влияние на становление и формирование отечественной культуры.