Каковы характерные черты Просвещения в России: попытки создания «новой породы людей»?

Просвещение было крупным идейным течени­ем, охватившим большинство европейских стран. Не миновало оно и Россию. Просветители с раз­личной степенью глубины и обоснованности стре­мились проанализировать общественные отноше­ния и государственные формы с позиции свобод­ного, ничем не ограниченного разума. Деятели Просвещения верили в общее благоденствие и искренне желали его. Сталкиваясь с жадностью, лицемерием, ханжеством, духовным убожеством, стяжательством, просветители бичевали эти по­роки, веря в то, что путем просвещения, разъяснения их можно устранить и «естественный человек» предстанет во всем блеске своих добродетелей. В этой иллюзии заключался их глубокий трагизм.

Русское Просвещение являет собой неоднородную и многослойную картину. Его характерной чер­той было то, что просветительские взгляды испо­ведовали и пытались проводить в жизнь идеологи «просвещенного абсолютизма». Просвещение не было подготовлено в России внутренним развитием страны, его идеи были позаимствованы в ос­новном у французов небольшой прослойкой интел­лигентного дворянства. Оригинальным явлением нашего Просвещения была попытка создания «но­ вой породы людей». Восприняв идею Руссо, со­ гласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех смыслах, русские социально-педагогические утописты решили ее осуществить, не учтя, прав­ да, добавления Руссо, что ребенка, дабы его изолировать, нужно поместить на Луну или на нео­битаемый остров.

В 1764 году Екатерина II утвердила разрабо­танное И.И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Ставилась цель: воспитать «новую породу, или новых отцов и матерей». Отцы и матери воспитают в тех же пра­вилах своих детей, те — своих «и так следуя из родов в роды в будущие веки». Предусматрива­лось создать закрытые «воспитательные училища», куда поступали бы дети не старше 5-6 лет, пока они еще не испорчены дурным влиянием и непра­вильным воспитанием. Находясь в училище до 18-20 лет, они даже с ближайшими родственниками должны встречаться только в определенные дни и в присутствии воспитателей. Надлежало воспиты­вать такие качества, как страх божий, похваль­ные склонности, трудолюбие, учтивость, благопри­стойность, «соболезнование о бедных», знание «до­мостроительства», «отвращение от всяких продерзостей», опрятность. Интересно, что в качестве «экспериментального материала» избирали бед­ных дворянских сирот и вообще неимущих дворян, безродных подкидышей, нищих, которых родители были не в состоянии прокормить. Вот кто должен был стать «людьми новой породы». Открытие Московского воспитательного дома нашло в стра­не немедленный отклик. В Петербурге появился его филиал, крупные администраторы стали от­крывать подобные учреждения в своих губерниях, дворяне, купцы и даже смекалистые крестьяне последовали их примеру. Реальная жизнь показа­ла, что сочинять уставы и проекты куда проще, чем претворять их на практике. С такой же быст­ротой, как оно и начиналось, все движение сошло на нет. Екатерина II потеряла интерес к экспери­менту и забыла Бецкого, который долго умирал одиноким слепым стариком.

И все-таки этот эксперимент занимает опре­деленное место в истории отечественной культу­ры. Он дал своеобразные результаты, не предус­матривавшиеся ни Екатериной, ни Бецким. Воз­никала личность нового типа, с новым самосозна­нием. Она еще не была в полной мере свободной, но уже начинала иметь собственное мнение, соб­ственное достоинство и честь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: