Нация есть, как известно, историческая общность людей, складывающаяся на основе общности их языка, территории, экономической жизни, культуры и некоторых особенностей психического склада. Нация обладает самосознанием. Это означает, что в своем отношении к миру, в своем языке нация имеет специальные способы, при помощи которых она осознает и изображает себя, свою память, свою деятельность. Все это реализуется в культуре. Национальная культура формируется одновременно с процессом становления национального самосознания. Он придает культуре отчетливо выраженный национальный характер. Духовная сила нации, национальное достоинство, вообще идейно-творческий потенциал народа главным образом зависят от того, насколько сохранены, глубоко осознаны и прочувствованы все духовные завоевания прошлых веков, взятые в их вершинах и глубинах.
Важным этапом формирования национальной культуры были петровские реформы в области образования, положившие начало светской школе, появление не церковной портретной и бытовой живописи, выдвижение на передний план гражданского строительства и архитектуры. Рост национального самосознания требует выработки общенационального языка. Подготовкой его основ был занят Ломоносов. Во второй половине XVIII века в процесс национального самосознания вовлекаются все более широкие слои народа. В культуре это находит выражение в проповеди личной, внесословной ценности человека. Этой проповедью пронизаны поэзия и драматургия Сумарокова, творчество портретистов Рокотова, Левицкого, Боровиковского.
|
|
В начале XIX века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем. С особой остротой идут споры о необходимости нормативного закрепления русского литературного языка. Во всех видах искусства проблема личности в народе нашла яркое выражение. Патриотический подъем, еще более усилившийся с началом войны 1812 года, способствовал углублению понимания национальной общности, развитию гражданственности. Национальное сознание интенсивно взаимодействовало с искусством. Искусство, прежде всего политическая графика, влияло на общественное сознание, формируя его в национальное. Общественная активность всех сословий, в свою очередь, разрушала дворянскую замкнутость как классицистской, так и сентиментальной эстетики, усиливала развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.
Культурным событием колоссальной важности, независимо от общей концепции и политической направленности стало, с точки зрения отражения национального самосознания, появление «Истории государства Российского» Карамзина. По свидетельству Пушкина, «появление сей книги наделало шуму... все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную». Затем последовало «Философическое письмо» Чаадаева — первая философия истории России. В 1839 году появились статьи Хомякова «О старом и новом» и Киреевского «В ответ А.С. Хомякову». Это послужило началом полемики между так называемыми славянофилами и западниками. При резких расхождениях по ряду общих вопросов между этими направлениями существовала и известная общность. И западники, и славянофилы искали пути превращения русского народа в русскую нацию. Позднейшие исследователи по-разному оценивали эти два направления, но никто не отрицал важного их значения для развития русского национального самосознания в широких кругах общества. По существу, в рамках модифицированных основ этих идейных направлений и по сей день в разных сферах культуры ведется спор об историческом предназначении России, ее прошлом, настоящем и будущем.
|
|