Праздники Французской революции

Июль 1789 г. – август 1792 г. Время эйфории победы, энтузиазма и элементов народной самодеятельности. Везде звучат народные и религиозные песнопения и гимны, так как нет еще революционных песен и музыки.

Сентябрь 1792 г. – июль 1794 г. Казнь Людовика XVI и Марии Ануанетты, появляется республиканская конституция, из сюжетов праздника исключается религия, создаются новые: атрибутика, символика, музыка, гимн.

Август 1794 – 1795 г.г. Робеспьер обезглавлен, объявлена новая система праздников, близкая конкретному человеку (праздник юности, супружества, старости, праздник земледельца и т.д.)

Наиболее известны:

· 14 июля 1790 г. – праздник Федерации. Открывается праздник на Марсовом поле, торжественно, бой барабанов, духовные песнопения, проходит богослужение епископа, приносится присяга верности Федерации, стреляют пушки, играют оркестры). Король присягает Отечеству. 15, 16, 17 июля праздник продолжается в районах города: народное увеселение, встречи с делегатами, манифестации, вечерние танцы и веселье.

· Торжественные похороны Мирабо и перенос праха Вольтера. Ночь, свет факелов, траурная музыка, движется кортеж с телом. Народ Парижа вышел на улицы. Хоры музыкантов, певцов, звучат марши, гимны. Шествие длилось несколько часов.

· Театрализованное представление 22-23 июля 1792 г. – акция «Отечество в опасности»; церемония в память погибших 10 августа 1792 г.; праздник Разума 10 ноября 1793 г. и др.

Поворотное событие истории, новые идеи и надежды создали благоприятную и праздничную ситуацию, а вожди сознательно и целенаправленно применяли ее для утверждения своих воззрений, используя традиционные формы. Как и церковь несколько веков назад, они внедрили в традиционный обряд новую атрибутику и символы, предметы культа, т.е. замещали прежнюю религию и верования новыми.[32]

XVIII век характеризуется:развитием промышленности, наемным крестьянским трудом (по 18-20 часов), сгоном крестьян с земли. Человек выплюнут фабрикой: дома нет – сарай, общее жилье, дети – общие, мораль у общества – нажива. Работа – церковь – кабак. Идея XVIII века – люди-половинки, которые бродят по свету и ищут друг друга. Нет добра и зла, нет

мужчин и женщин, так как в раю - все едины, единое целое. Утопия. Реально это быть не могло. Маскарад, а не жизнь. Маски. Все флиртуют, веселятся, кокетничают. Каждый ведет свою игру, театральность на фоне жизни.

Идея XVIII века – построение рая на земле потерпела крах. Идея разума, которая бы объединила людей проваливается с треском. Празднества французской революции (официальные и народные) поддерживали революционную атмосферу. Во второй половине XVIII века появляются салоны, кружки. Ярмарка – настоящий праздник народной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: