Праздники Руси

В основе праздников данного периода лежала народная культура: обряды, игры, хороводы и другие формы фольклора. Славянскиепраздникипредставляли собой обряды культа солнца.

Все праздники на Руси были связаны с языческими богами (Волос, Перун, Сварог, Купало...). В районе Волынска жили древляне, в Витебске – кривичи, у озера Ильмень – славяне. Там образовался Новгород. Туда призвали Рюрики, Синеуса и Трувора. 862 год считается годом основания

Руси. Правнук Рюрика Владимир крестил Русь в 988 году. Все явления природы и названия богов имели арийские корни.

Главный бог Сварог – бог неба (его сыновья Даждьбог, Солнце или Сварожич). Он кормит и поит людей. Земля - образ коровы (зооморфический образ). В переводе, корова – го (отсюда - говядина). Землю представляли влажной и сырой. Перун – грозный небесный огонь. Богу Перуну посвящался каждый четверг. Стрибог – бог ветра, повелитель всех ветров. Ему посвящали определенные дни, когда дул сильный ветер.

Все праздники Древней Руси были связана с солнцем. Предвестником солнца считался петух. Март: День весеннего равноденствия – проводы зимы. Май: у язычников в этот день был праздник Семик, чествовали бога Тура, это было связано с оплодотворением земли солнцем. В начале июля прощались с солнцем. Бога солнца звали Жар-птица, Ярило, Ладо, Купало. Праздник в честь бога солнца проходил с 25 мая по 25 июня. В честь бога назвали новые поселения (Ладожское озеро, Лодейное поле и др.).

Ночь с 6 на 7 июля – Купальская ночь. С этим праздником у славян были связаны самые таинственные обряды. Он был посвящен борьбе с нечистой силой. Ночь совпадала с Рождеством Иоанна Крестителя. Отсюда – название праздника Иван-Купало. Праздник способствовал падению нравственности, ранним бракам. В Костроме Купала – старик в лохмотьях. На Украине все шли в шинок (корчму), пили, затем сжигали соломенное чучело. По преданию папоротник цветет только в ночь. Кто успел сорвать его, приобретает силу. В эту ночь переименовывали коров. Эти ночи – вакханалии (бесовские игрища). Обряд: при заходе солнца складывали обноски в захудалое место и сжигали. От костра брали пучок и обходили вокруг дома. Девушки собирали 12 разных цветочков и складывали под подушку – гадали на суженого. Венок кидали в воду. Рубили купальное дерево (с листьями), наряженное девушками, ставили его в центре города, водили хороводы, срывали веточку (для урожая), затем дерево сжигали.

Представления и празднества у славянских племен были связаны с древнейшими обрядами: охотничьими, скотоводческими, земледельческими.

Приняв Христа в свое сердце, русский народ духовную крепость находил в молитвах и в житиях святых, а идеалом святости и по сей день для него являются Сергий Радонежский, Тихон Задонский, Паисий Величковский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский... (X – XVII в.в.)

Тысячу лет единственным светом, радостью и всей культурой для русского народа была его церковь. В церкви он искал возвышения души к Богу, она была для народа школой знаний, так как русский народ учился непосредственно из церковных чтений и богослужебных песнопений (на Западе для этого нужно было знать латынь), а литературный язык его постоянно находился вблизи от языка церкви. С принятием христианства русский человек потянулся к небесной светлой и чистой жизни.

Церковь и монастырь были примерами аскетического благочестия с говением, исповедью и причастием.

Частицу этой красоты русский человек старался перенести в свой дом. Всякий входящий в дом сначала делал три поклона с крестным знаменем иконам и лишь после этого по-светски здоровался с хозяином.

«Бог есть любовь», божья любовь к человеку – вот что зачаровывало русскую душу. Любовь человека к Богу мыслилась уже как ответный отклик. Любовь смиренная и сострадательная мыслилась и к ближнему. Смирение вело к другой, любимой русской душой, добродетели – терпению в страданиях[33].

Большое место в жизни русского человека занимали святые. Это были и мученики, принявшие смерть ради людей, и постники, и молчальники, уединившиеся для освобождения души, для последующей службы людям, а также простые люди, чистые душой, раскрывающие глаза заблудшим и отчаявшимся.

Храм, как утверждали русские религиозные мыслители, есть лестница, путь, ведущий к Богу. Место в храме, где находятся прихожане – это «земля», а алтарь храма – «небо», место обитания невидимого. «Небо» от «земли» отделяется стеной иконостаса, на котором запечатлены те светлые лики, тот живой идеал невидимого мира, которые принадлежат как бы двум мирам: и видимому и невидимому. Лишиться икон для верующих людей значило то же самое, что заложить в стене окна и лишить окружающих света.

Русские князья в целях укрепления государственности обращаются к опыту Византии – наследнице традиций древнегреческой культуры и античного Рима. Важнейшим событием было введение на Руси единой государственной религии – христианства, оплотом которого также была Византия. Объединение восточного славянства в мощное государство и его борьба за независимость способствовали образованию единой древнерусской народности, формированию и развитию русской культуры. Для этой поры (X-XI века) характерна борьба уходящего патриархального и побеждающего феодального укладов, борьба язычества и христианства, что налагало печать глубокой противоречивости и двойственности на всю русскую культуру.

В XII веке история единого Древнерусского государства сменяется историей борьбы и соперничества самостоятельных княжеств.

С конца XIII века начинается рост политического и экономического значения Москвы. Расширяется территория княжества. С переездом в Москву митрополита-главы православной церкви она становится духовным центром всей Руси. Москва становится инициатором создания Русского государства. Она становится центром формирования общерусской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: