Во второй половине июля у славян-язычников существовал праздник в честь Перуна, бога грома.
С принятием христианства празднование Перуна было приурочено к 20 июля, дню празднования пророка Ильи. На Июль-пророка народ перенес черты Перуна. Так, Илья-пророк разъезжает по небу на колеснице и извергает гром и молнию. Илья носит житяную пугу, и где взмахнет ею, растет жито.
Жатвенные праздники носят название «зажинок», «обжинок», «дожинок» и «толоки». Из обрядов, совершаемых на этих праздниках, примечательна традиция завивания из колосьев ржи или пшеницы венков, которые с песнями несли с полей в деревню и хранили до посева.
Песни, относящиеся к этому празднику, содержат похвалу хлебу и обращение к солнцу, месяцу, полю и хозяину, в них приводится сравнение жатвы с битвой, а хлеба – с золотом.
Маскарадные празднества в России.
Карнавально-маскарадные зрелища в России XVIII века имели ощутимую связь с европейским карнавалом. Однако русский карнавал, оплодотворенный западноевропейскими новациями, вызревал на благодатной почве, питаемой вековыми традициями языческой культуры, фольклора, народного искусства, самобытного скоморошества.
Карнавальные маска и костюм не просто сокрытие лица личиной, «харей», «рожей». Их цель заключалась не столько в том, чтобы обмануть зрителя, сделать исполнителя неузнаваемым, сколько в том, чтобы нести определенную информацию. Иначе говоря, за карнавальным смехом стоит утверждение силы человека, его уверенность в возможности свободы. Но не только живое общение – признак карнавала: он одновременно – игра, действо, зрелище, представление, демонстрация.
Карнавальный костюм и маска помогали приобрести свободу действия, стать непосредственным и неузнаваемым.
В XVII веке, с ростом городов, с постепенным приходом в город на житье и заработки крестьянской народной массы, в городскую среду мощно вливалось деревенское народное творчество.
Скоморошество – одно из звеньев отечественной карнавально-праздничной культуры.