Классификация и содержание факторов образования правовых рисков в деятельности хозяйствующих субъектов

В деятельности хозяйствующего субъекта для эффективного управления (менеджмента) организацией нарушения или несоответствие внутренним и внешним правовым нормам, таким как законы, подзаконные акты регуляторов, правила, регламенты, предписания, учредительные документы выступают в виде правовых рисков. В России правовые риски приобретают особое значение, так как в силу сравнительно короткой истории существования рыночной экономики в законодательстве по-прежнему отсутствует четкая нормативная база, а зачастую и базовые определения в сфере осуществления внутреннего контроляза соблюдением государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта.

Правовой риск — это действия, вызывающие текущий или будущий риск потери дохода, капитала или возникновения убытков в связи с нарушениями или несоответствием внутренним и внешним правовым нормам, таким как законы, подзаконные акты регуляторов, правила, регламенты, предписания, учредительные документы.

В Базельской классификации фигурируют правовые риски, но отсутствуют риски потери репутации, хотя очевидно, что некоторые операционные события могут сказаться на «добром имени» компании, вплоть до полного сворачивания бизнеса.

Такие риски проявляются в следующем:

- несоблюдение организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;

- допускаемые правовые ошибки при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);

- несовершенстве правовых актов и правоприменительной, в том числе, судебной практик;

- нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

Среди рисков, которые специалисты относят к правовым, и которые следует учитывать при проведении процедуры правового аудита, выделяют:

- риск потерь, связанных с изменением законодательства в период осуществления сделки, либо с тем, что соответствующее законодательство не было учтено при проведении сделки;

- риск несоответствия законодательства разных стран;

- риск некорректно составленной документации, что ведет к невозможности выполнения условий сделки;

- риск оспаривания со стороны государственных органов и третьих лиц (акционеров, контрагентов и т.д.). Отличительным признаком правового риска от иных финансовых рисков является возможность избежать появления опасного для компании уровня риска при полном соблюдении сторонами хозяйственного, предпринимательского процесса, действующих законодательных и нормативных актов, внутренних документов и процедур компании.

Причины таких нарушений – это внутренние факторы, к которым относятся:

- несоблюдение организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров законодательства РФ, в том числе по идентификации и изучению клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей, учредительных и внутренних документов;

- несоответствие внутренних документов, а также неспособность своевременно приводить деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства;

- неэффективная организация правовой работы, приводящая к юридическим ошибкам в деятельности вследствие действий служащих или органов управления; отсутствие профессионального опыта у руководства фирмы, недостаточность экономических знаний, финансовые просчеты, недостаточное приспособление (маневренность) фирмы, плохая организация труда и низкая квалификация работников фирмы и т.д.;

- нарушение условий договоров; недостаточная проработка правовых вопросов при разработке и внедрении новых технологий и условий проведения финансовых, хозяйственных операций и других сделок, финансовых инноваций и технологий.

К внешним факторам нарушений государственных нормативов и стандартов относятся:

- несовершенство правовой системы (отсутствие достаточного правового регулирования, противоречивость законодательства РФ, его подверженность изменениям, в том числе в части несовершенства методов государственного регулирования и(или) надзора; коррупция;

- некорректное применение законодательства иностранного государства и(или) норм международного права); невозможность решения отдельных вопросов путем переговоров и как результат - обращение в судебные органы для их урегулирования; нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров;

- нахождение организации, ее филиалов, дочерних и зависимых организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств.

Последствиями нарушений нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта являются:

- юридические санкции или санкции регулирующих органов;

- существенные финансовые убытки и/или потери репутации фирмы в результате несоблюдения ей законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся предпринимательской деятельности.

Таким образом, главным обобщающим (содержательным) признаком правового риска следует считать «риск несоответствия внутренним и внешним нормативным документам». Это обычно касаются таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и обеспечение добросовестного подхода при консультировании клиентов; противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, налоговое законодательство, относящегося к структурированию финансовых продуктов или консультациям для клиентов. Компания, преднамеренно участвующая в операциях, используемых клиентами, чтобы избежать требований нормативной или финансовой отчетности, уклониться от налоговых обязательств или совершить неправомерные действия, подвергается значительному правовому риску.

С учетом различных институциональных оснований в деятельности хозяйствующего субъекта можно выделить следующие категории правовых рисков, в зависимости от следующих факторов:

1.источника воздействия:

а) внешние (изменение законодательства, его нарушение контрагентами, клиентами);

б) внутренние (юридические ошибки самой компании);

2. объема реализации правового риска:

а) полностью правовые (источник и реализация носят правовой характер: нарушение – санкция, штраф);

б) источник риска правовой, а реализация происходит в объеме другого риска (нарушение нормы ведет к возникновению и реализации операционных, финансовых, кредитных и иных рисков);

3. возможности реализации (как критерий раскрываемости нарушения определенных правил):

а) реализуемый (имеющий неблагоприятные последствия, санкции и т.п.);

б) нереализуемый (по сути, - это лишь потенция риска, он носит латентный характер);

4. по форме реализации:

а) предписания компетентных органов государственной, муниципальной власти;

б) применение последствий недействительности сделки (неисполнение контрагентами договорных обязательств ввиду допущенных ошибок в документах);

в) санкции и штрафы (неблагоприятные судебные решения);

г) ведения тяжбы и урегулирования проблемной ситуации (расходы на юристов, консультантов, бухгалтеров и т.п.);

д) потеря деловой репутации;

5. по субъекту возникновения:

а) персонал;

б) клиенты;

в) контролирующие, правоохранительные органы;

6. организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта

а) ОАО, ЗАО (органы управления, ответственность и т.п.);

б) ООО (руководство, учредители);

в) кооперативы, товарищества (участники) и т.д.;

7. имущества хозяйствующего субъекта

- недвижимость (земельный комитет, налоговые органы и т.д.);

- движимое имущество;

- кредиты, страховые продукты;

- интеллектуальная собственность и т.д.

В зависимости от сферы и субъектов возникновения правовые риски можно классифицировать на:

Внешние риски:

- конкуренты (недобросовестная конкуренция) и методики защиты (МАП);

- законодательные риски (мониторинг действующего законодательства);

- правоприменительные риски (судебно-административные; уголовно-процессуальные);

- государственные (контролирующие и правоохранительные) органы;

- некоммерческие (общественные) организации (например, профсоюзы);

- коммерческие организации.

Внутренние риски:

- персонал (административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность);

- сделки и уголовно-процессуальные нормы.

Наиболее распространенными нарушениями государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта, то есть факторами, способствующими возникновению правовых рисков, являются:

1. Квалификация сделок хозяйствующего субъекта как недействительных.

2. Мошенничество.

3. Нарушение «антиотмывочного» законодательства (вывод средств из фискального оборота).

4. Нарушение норм представления финансовой и иной отчетности.

5. Нарушение антимонопольного законодательства (в т.ч. картельные сговоры).

6. Нарушение норм добросовестной конкуренции.

7. Налоговые правонарушения.

Итак, особую разновидность правовых рисков представляют налоговые риски. Так, при налоговой оптимизации могут возникнуть риски переквалификации сделки или же статуса налогоплательщика.

Актуальными остаются вопросы, связанные с уголовно-правовыми рисками в сфере бизнеса, проблемы преднамеренного банкротства и т.п., практика привлечения бизнесменов к уголовной ответственности, защита прав предпринимателей в рамках уголовного преследования.

Оптимальной может представляться классификация нарушений нормативных предписаний в зависимости от сферы их совершения по мере убывания их важности:

1) в сфере недружественных захватов и поглощений;

2) в сфере налоговых отношений;

3) в сфере владения и управления недвижимостью, а также другими активами компании;

4) в сфере корпоративных отношений;

5) при осуществлении судебно-исковой деятельности;

6) при заключении договоров с контрагентами.

С точки зрения эффективности и возможностей управления правовыми рисками в рамках структурных подразделений хозяйствующего субъекта или привлекаемых им специалистов, можно выделить следующие обобщенные (комплексные) факторы образования правовых рисков:

1) незаключенные и недействительные сделки, применение последствий недействительности сделок (приводят к возникновению договорных рисков);

2) недружественные поглощения (рейдерство);

3) не соблюдение требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) иные факторы: недобросовестная конкуренция, картельные сговоры, неплатежи, использование «фирм-однодневок», финансовое мошенничество, коррупция, защита инсайдерской информации и др.

1. Некоторые риски специфические, так как присущи только отдельным договорам, однако ряд рисков можно распространить на любой хозяйственный договор. Рассмотрим наиболее общие правовые риски. Универсальные договорные риски - основные группы:

1) договор не будет считаться заключенным;

2) договор ничтожен или будет признан недействительным в судебном порядке;

3) договор не в полной мере отражает коммерческие договоренности сторон и интересы своей компании и др.

Судебная практика показывает, что в наше время более 40 % всех рассматриваемых в год гражданских процессов одним судьей в суде первой инстанции, возбуждается по делам о признании сделок недействительными.

В качестве несоответствия закону могут рассматриваться как нарушения, предусмотренные Гражданским кодексом (например, запрет дарения между коммерческими организациями, несоблюдение нотариальной формы договора и другие случаи), так и нарушение других федеральных законов или подзаконных актов. К нарушениям иных нормативных актов можно, например, отнести нарушение порядка отчуждения недвижимого имущества, заложенного по договору ипотеки, реализация арестованного имущества.

2. Рейдерство опасно тем, что оно замещает институциональный, то есть правовой, порядок, паразитирует на законной рыночной экономике - рынке слияний и поглощений (М&А: mergers & acquisitions) в целом и рынке коммерческой недвижимости в частности. Рейдерство - подмена рынка М&А в частности, и рынка вообще, поскольку это - именно захват, насилие, а не рыночное соглашение, пусть даже и вынужденное для одной из сторон М&А.

Рейдерство подрывает уважение к правам собственности, препятствует долгосрочным инвестициям, резко ухудшает международный имидж российского бизнеса.

Одной из главных причин рейдерства в современной России является масштабная коррупция, слабость правоохранительной системы и судов;

вторая причина – слабость законодательной базы и правоприменительной практики;

третья – рост благосостояния населения, рост активов как производственных, так и недвижимости, земли;

четвертая - неэффективное использование собственности;

пятая - низкий уровень предпринимательской культуры (риски). Собственники компании больше думают о развитии бизнеса и о взаимоотношениях с органами власти, чем о собственнике, работниках.

Рейдерство является общим названием цепочки операций, которое с помощью уязвимостей в законодательстве позволяет получить владение над капиталом (по форме - обычно предприятием). При этом совершается вывод активов из владения законных собственников. Рейдерские операции – это захват предприятий с использованием широкого набора процедур, от прямого насилия до использования квазизаконных процедур, которые претендуют на соответствие действующему законодательству, но часто ему противоречат.

Поглощение в зависимости от характера совершаемых действий можно классифицировать на «белое», «серое» и «черное» - законное, противоправное и криминальное.

«Белое» - слияния и поглощения организаций как элемент нормальной рыночной экономики (институциональная экономика).

«Серое» - недружественное поглощение чужого имущества с нарушением норм гражданского, корпоративного законодательства.

«Черное» - недружественное поглощение чужого имущества, как правило, путем мошенничества (подавляющее большинство уголовных дел о «черном» рейдерстве возбуждено именно по ст. 159 УК РФ).

От понятия недружественного поглощения «рейдерство» берет признак несогласия собственников с покупкой их собственности, от захвата - использование коррупционных, государственных, административных и силовых ресурсов, что придает недружественному поглощению криминогенный характер. В этой связи, понятие «рейдерство» и «захват предприятия» являются синонимами.

Таким образом, классификация факторов возникновения правовых рисков включает:

- недружественное поглощение – основанная на нормах российского права, процедура смены собственника или изменения структуры активов компании, сопровождающееся обязательным получением полного контроля над организацией и/или ее активами, как в юридическом, так и физическом смысле вопреки воле собственника (собственников), но с согласия хотя бы части акционеров компании;

- рейдерство - криминальное завладение активами юридического лица, совершаемое под прикрытием, как правило, нескольких гражданско-правовых сделок, по сути, являющихся мнимыми или притворными (недействит.) и создающими видимость законного перехода организации, контрольного пакета акций, здания, сооружения, земельного участка и т.д. от одного собственника к другому и позволяющих устанавливать над компанией или её активами полный контроль, как в юридическом, так и физическом смысле вопреки закону и воле собственника (собственников) компании;

- мошенничество в сфере сделок с активами компании – незаконное завладение путем обмана или злоупотребления доверием чужим имуществом, используемым для систематического получения прибыли.

Рейтинг «рейдпригодности» предприятий РФ по отраслям

Таблица 3.3.

«Рейдпригодность» предприятий РФ по отраслям
Место Отрасли промышленности
  Финансы, кредит, страхование (Первое место в рейтинге занимает отрасль, в которой ожидается максимальное количество поглощений).
  Розничная торговля и общественное питание
  Услуги населению
  Строительство
  Сельское хозяйство
  Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
7-8 Легкая промышленность
7-8 Связь
  Производство строительных материалов
  Транспорт
  Пищевая промышленность
  Цветная металлургия
  Черная металлургия
  Химическая и нефтехимическая промышленность
  Топливная промышленность
  Машиностроение и металлообработка
  Электроэнергетика

Рейдерским атакам в последнее время все чаще стали подвергаться компании малого и среднего бизнеса. Несмотря на то, что отдача от таких проектов меньше, рейдерам они все же интересны, поскольку риски в данном случае ниже (владельцы таких компаний зачастую не могут обеспечить себе квалифицированную защиту из-за нехватки средств).

Нередкообъектом недружественного поглощения становятся компании, допускающие систематические нарушения корпоративного или налогового законодательства, в которых существуют конфликты между акционерами. Например, невыплата дивидендов может стать поводом для формирования внутри компании «оппозиции» в лице миноритарных акционеров, являющихся сотрудниками компании, либо, что гораздо опаснее, членов совета директоров, владеющих относительно крупными пакетами акций. Незаконная оптимизация налогов также является фактором риска: располагая соответствующей информаций и представив ее в «уполномоченные» органы (к примеру, в налоговую службу или ОЭБ и ПК), обиженный собственник вполне может парализовать всю деятельность предприятия, а рейдеры не преминут воспользоваться моментом.

Схемы легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, как правило, подразумевают использование финансовых и нефинансовых институтов, осуществляющих операции с денежными средствами и другими видами активов. Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ), вступившего в силу с 1 февраля 2002 года, устанавливает перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и возлагает на них ряд обязанностей, исполнение которых обеспечивает действие механизма борьбы с проникновением «грязных денег» в экономику.

В соответствии со статьей 5 Федерального Закона №115-ФЗ, определен перечень видов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Данный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. С этой целью статьей 4 Федерального Закона №115-ФЗ установлен ряд мер, направленных на ПОД/ФТ:

обязательные процедуры внутреннего контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Обязательные процедуры внутреннего контроля, прежде всего, направлены на выявление операций, совершаемых физическими или юридическими лицами с целью легализации (отмывания) криминальных доходов или финансирования терроризма. Кроме того, внутренний контроль предусматривает фиксирование и дальнейшее хранение полной информации касаемо проведенной операции (дата, сумма, основание), а также сведений об ее участниках. Учет и хранение данной информации позволяют оперативно восстановить сведения о совершенной операции, в случае возникновения оснований полагать о ее нелегитимности.

Полный перечень процедур внутреннего контроля и порядок его осуществления закрепляются в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которые должны быть разработаны в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом[101].

Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Центральным банком РФ, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона №115-ФЗ, под обязательным контролем понимается - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такие контрольные меры осуществляются ФСФМ на основании информации, полученной от организаций и включают в себя:

· Сбор, анализ, а также учет поступающей информации об операциях и сделках с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих контролю

· Выявление признаков операций и сделок, свидетельствующих об их криминальном характере

· Учет организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности

· Создание единой информационной системы, а также ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

· Обеспечение соответствующего режима хранения полученной информации.

Кроме того, к мерам обязательного контроля относится осуществление полномочий Росфинмониторинга по приостановке спорной операции (сделки), а также по привлечению организаций и физических лиц к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Административная ответственность за нарушение указанных правил была введена ФЗ от 30 октября 2002 г. № 130-ФЗ «О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» путем включения в КоАП РФ новой статьи: 15.27 «Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма». Так, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, упомянутого законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда (далее МРОТ); на юридических лиц - от 500 до 5 тыс. МРОТ.

Объективная сторона этого административного правонарушения заключается в нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации о таких операциях.

Субъектом правонарушения по ст. 15.27 КоАП РФ являются как организации, осуществляющие указанные операции, так и должностные лица этих организаций.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.27, характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

В соответствии со ст. 23.62 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по ст. 15.27 рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за исполнением законодательства и уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то есть Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). От ее имени рассматривать дела об административных правонарушениях вправе как руководитель Службы, его заместители, так и руководители ее территориальных органов их заместители. В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального Закона №115-ФЗ, работникам организаций, предоставляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, запрещается информировать об этом клиентов данных организаций или иных лиц. Это направлено на предотвращение возможности утечки информации о принимаемых мерах контроля. Порядок обеспечения конфиденциальности информации о принимаемых контрольных мерах должен быть закреплен в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Отмывание преступных доходов является одним из опасных и вместе с тем распространенных видов преступлений в сфере экономической деятельности – (статья 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и статья 1741 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»).

Предметом данного преступления являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретенные другими лицами преступным путем (доходы, полученные преступным путем, по ст. 3 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), то есть в результате совершения различных преступлений. Закон ограничивает круг преступлений, которые являются источником названных предметов, исключив преступления, предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 199¹, 199² УК РФ.

Так,в ряде уголовных дел легализация совершалась в отношении имущества в виде денежных средств, еврооблигаций, облигаций предприятий, акций промышленных предприятий, портфельных вложений в различные зарубежные фонды и денежные средства, находящиеся в доверительном управлении в трастах и зарубежных банках.

В науке преступление, в результате которого были получены доходы, принято называть «предикатным»[102].

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что источником приобретения денежных средств или иного имущества (предмета преступления по ст. 174 УК РФ) может быть совершение таких преступлений, как хищение, контрабанда, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, оружия, получение взятки, и др. Факт совершения преступления, послужившего источником происхождения легализуемого имущества, должен быть установлен приговором суда[103].

Денежные средства и иное имущество могут быть предметом преступления, если они были получены от заведомо преступной деятельности.

Из толкования термина «заведомость»следует, что лицу хорошо известно, что используемое им имущество было получено другим лицом преступным путем.

В п. 20 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» подчеркивается, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ, судам следует выяснять, имеются ли в деле доказательства, свидетельствующие о том, что лицу, совершившему финансовые операции и другие сделки, было достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем[104].

Часть 1 ст. 174 УК РФ не устанавливает минимального размера стоимости легализуемого (отмываемого) имущества, в связи с чем на практике возможны случаи возбуждения уголовных дел по данной статье, когда совершенные деяния в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ являются малозначительными.

Объективная сторона преступления выражается в легализации (отмывании) имущества, приобретенного другими лицами преступным путем.

Отмывание имущества, приобретенного преступным путем, выражается в многообразных действиях. При усилении борьбы с отмыванием имущества в одной сфере, внимание преступников переключается на другие, менее защищенные сферы кредитно-финансовых отношений. Наблюдается тенденция профессионализации отмывания имущества, использование для этого современных финансовых инструментов и достижений научно-технического прогресса.

Способы совершения преступления – это: а) совершение финансовых операций и б) совершение других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Совершение финансовых операций– наиболее распространенный и трудно раскрываемый способ легализации имущества, приобретенного преступным путем.

Подфинансовыми операциямив ст. 3 ФЗ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗпонимаютсядействия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 под финансовыми операциями и другими сделкамиследует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.

Другие сделки сденежными средствами или имуществом включают все виды гражданско-правовых сделок, предусмотренных в ГК РФ: купля-продажа, мена, дарение, аренда, заем, кредит, подряд и т.д. (глава 9 ГК РФ[105]).

Незаконные финансовые операции – это сделки и другие действия физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов с денежными средствами, ценными бумагами и платежными документами, независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, совершенные с нарушением национального законодательства, влекущим за собой уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность[106].

В качестве примера таких финансовых операций и иных сделок ЦБ РФ приводит примерную схему операций, связанных с легализацией[107].

Состав рассматриваемого преступления является формальным, то есть оно признается оконченным с момента выполнения действий, образующих легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Конечным результатом рассматриваемых операций является получение физическими лицами - нерезидентами (физическими лицами - резидентами) со своих счетов, открытых в российских кредитных организациях, наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте.

Указанные денежные средства поступают на счета физических лиц - нерезидентов (физических лиц - резидентов) в безналичной форме в виде переводов от одного или нескольких юридических лиц - нерезидентов, в том числе со счетов, открытых в одной и той же кредитной организации.

В свою очередь, на счета юридических лиц - нерезидентов указанные денежные средства по различным основаниям могут поступать как от юридических лиц - нерезидентов (преимущественно в иностранной валюте), так и от юридических лиц - резидентов (в основном в рублях). В последнем случае, если в качестве основания для осуществления расчетов в рублях с юридическим лицом - нерезидентом юридическое лицо - резидент представляет в кредитную организацию внешнеторговые контракты, то, как правило, содержание указанных контрактов не соответствует "Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов", утв. Министерством внешних экономических связей РФ от 29 февраля 1996 г. и доведенным до сведения уполномоченных банков письмом Банка России от 15 июля 1996 г. № 300[108]. При этом расчеты, поставка или приемка-передача товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в рамках исполнения обязательств по вышеуказанным контрактам обычно осуществляются в один день.

Основания переводов в пользу физических лиц - резидентов (физических лиц - нерезидентов) от одного или нескольких юридических лиц - нерезидентов могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями и т.п.

При осуществлении последовательных операций по переводу денежных средств в рамках одной кредитной организации возможно дополнительное участие в схеме еще одного юридического лица - резидента, выполняющего функции по аккумулированию на своем счете рублевых средств от других юридических лиц - резидентов для их последующего перевода на счет юридического лица - нерезидента. В указанном случае ежедневно на счет такого юридического лица - резидента поступают денежные средства от нескольких юридических лиц - резидентов, являющихся клиентами, как данной кредитной организации, так и других кредитных организаций. В конце операционного дня все денежные средства, зачисленные на счет этого юридического лица - резидента, переводятся в полном объеме на счет юридического лица - нерезидента (счета юридических лиц - нерезидентов) для последующего их перевода на счет (вклад) физического лица - нерезидента (физического лица - резидента) и получения в наличной форме.

Таким образом, момент окончания преступления целесообразно связывать с моментом совершения сделки. Учитывая, что согласно положениям науки гражданского права, сделки по моменту совершения делятся на консенсуальные и реальные, причем последние совершаются не в момент заключения соглашения сторон, а при передаче вещи[109], данное преступление следует считать оконченным с момента достижения цели сделки, например, приобретения валюты, недвижимости и т.п., а также с момента совершения сделок, определяемых гражданским законодательством (например, перемещение денежных средств и их аккумуляции на банковском счете либо в виде наличных и т.д.)[110].

Словосочетание «финансовые операции и сделки» в УК РФ употреблено во множественном числе, однако, как разъясняет Пленум ВС РФ в ст. 19 Постановления от 18 ноября 2004 г. № 23, ответственность по ст. 174 (и 1741) УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновное лицо совершило лишь одну финансовую операцию или одну сделку с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом.

Момент окончания преступления - легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23, следует признать выполнение виновным действия, направленного на совершение хотя бы одной финансовой операции или сделки с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 174 УК РФ общий.

В п. "б" части 3 в качестве квалифицирующего признака указан специальный субъект - лицо с использованием своего служебного положения. Под лицами, использующими свое служебное положение (п. "б" ч. 3 ст. 174 и п. "б" ч. 3 ст. 1741 УК РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Высшая судебная инстанция разъясняет, что, например, использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, квалифицируется как пособничество по ч. 5 ст. 33 УК РФ и соответственно по ст. 174 УК РФ и при наличии к тому оснований - по ст. 202 УК РФ (ст. 23 и 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, о чем свидетельствует указание на цель - придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Так, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ легализация (отмывание) имущества, приобретенных преступным путем – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 УК РФ) - в ст. 174 УК РФ рассматривается в качестве целиданного преступления.

Пленум ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 в ст. 20 Постановления подчеркнул, что для решения вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ, необходимо установить, что лицо совершило указанные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Достижение виновным правомерности вида владения, пользования и распоряжения денежными средствами, денежными средствами, приобретенными преступным путем (приобретение гражданско-правового основания права собственности), обусловлено желанием сокрыть следы происхождения денежных средств, приобретенных преступным путем, а также лиц, инициирующих сам процесс отмывания, создания видимости законности получения денежных средств.

Часть 2 ст. 174 УК содержит квалифицирующий признак: совершение преступления в крупном размере.

ФЗ от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ[111]были внесены изменения в ст.ст. 174 и 1741 УК РФ. Так, в соответствии с примечанием к ст. 174 УК РФ в новой редакции финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в целях легализации в крупном размере (в ст.ст. 174 и 1741 УК РФ), признаются указанные операции и сделки, которые совершены на сумму свыше 6 000 000 руб., что в шесть раз больше, чем сумма, предусмотренная данной статьей в старой редакции.

То есть легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления в размере менее 6 000 000 руб., была декриминализирована.

Данные изменения должны существенно повлиять на правоприменительную практику по рассматриваемым статьям, сократив случаи необоснованного вменения указанных составов и переориентировав органы предварительного следствия на расследования наиболее значимых фактов легализации.

Кроме того, ФЗ от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ были смягчены санкции в ст. 1741 УК РФ, в том числе за деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения, а также совершенное организованной группой.

Пункт «а» ч. 3 ст. 174 УК предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч. 2 статьи, если оно совершено группой лиц по предварительному сговору; в ч. 4 содержится квалифицирующий признак - деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 статьи, совершенные организованной группой. Аналогичные квалифицирующие признаки содержатся в ст. 1741 УК РФ.

Понятие группы лиц по предварительному сговору дается в ч. 2 ст. 35 УК, организованной группы – в ч. 3 ст. 35 УК.

Поскольку экономические преступления в наибольшей степени подвержены организованным преступным формам[112], следует обратить внимание на признаки организованной группы.

Организованной группой, по смыслу ч. 4 ст. 174 и 1741 УК РФ следует считать только такую группу, которая была организована не просто в рамках хозяйствующего субъекта для достижения экономических целей, а образовался ее стабильный состав для достижения единой цели – отмывания доходов. Группа лиц в соответствии с данной нормой УК РФ будет считаться организованной не потому, что сама легализация (операции) совершалась в организованном хозяйственном коллективе, как это нередко понимают правоохранительные органы, а потому, что в рамках существующего коллектива образовалась группа лиц, с признаками организации, исключительно для совершения преступлений, предусмотренных ст. 174, 1741 УК РФ.

Объективная сторона- преступления, указанного в ч. 1 ст. 1741 УК РФ, характеризуется действиями, направленными на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенныхлицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 УК РФ): путем совершения финансовых операций; посредством совершения других сделок.

По смыслу действующего уголовного закона, для решения вопроса о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 1741 УК РФ, необходимо установить, что это лицо совершило финансовые операции и другие сделки с денежными средствами в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, полученными им самим в результате совершения преступления.

Между тем согласно ст. 3 ФЗ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"[113] под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, т. е. совершение действий с доходами, полученными от незаконной деятельности, таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действий, направленных на сокрытие незаконного происхождения таких доходов.

Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет, резидент и нерезидент. Субъектом данного преступления может быть лишь то лицо, которое непосредственно приобрело данное имущество преступным путем, а затем само же его и легализовало.

Целью легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, являетсяпридание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, полученными им самим в результате совершения преступления.

Достижение виновным правомерности вида владения, пользования и распоряжения денежными средствами, денежными средствами, приобретенными преступным путем (приобретение гражданско-правового основания права собственности), обусловлено желанием:

выдать доход от преступной деятельности за легальные доходы и получить возможность использовать такие деньги или имущество, не вызывая подозрений у правоохранительных органов и не раскрывая подлинного источника их происхождения;

пополнения оборотных средств бизнеса, подконтрольного виновному;

сокрыть следы происхождения денежных средств, приобретенных преступным путем.

1. Иные факторы: недобросовестная конкуренция, картельные сговоры, использование «фирм-однодневок», финансовое мошенничество, коррупция, защита инсайдерской информации и др.

1.1. Использование картеля, в простом изложении, представляет собой горизонтальное соглашение, заключенное между конкурентами об обязательстве не конкурировать друг с другом.

Картельная деятельность (картель) в соответствии с российским законодательством и антимонопольной практикой это:

- соглашение (согласованные действия) с участием органа (органов) государственной власти или местного самоуправления в целях воспрепятствования равным условиям конкурентной борьбы.

Административная ответственность (ст. 14.32 КоАП – нарушение ст. 11 и 16 Закона о конкуренции, признанное решением комиссии ФАС России) предусмотрена для юридических и физических лиц.

Статья 14.32. КоАП РФ: Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, при наличии в совокупности следующих условий:

1) на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагает соответствующими документами и сведениями о совершенном правонарушении;

2) представленные сведения и документы являются достаточными для установления факта правонарушения;

3) лицо содействует антимонопольному органу в расследовании совершенного правонарушения.

Разновидностью административной является антимонопольная ответственность - по ст. 16 Закона о конкуренции выполнение предписания антимонопольного органа об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Уголовная ответственность (ст. 178 УК РФ) предусмотрена только для физических лиц (обязательно наличие вины в форме прямого умысла и наступивших последствий картельной деятельности).

За картельную деятельность при наличии признаков преступления предусмотренного ст. 178 УК РФ юридическое лицо привлекается к административной а физическое лицо (менеджер) к уголовной ответственности.

В рамках ст. 16 Закона о конкуренции на юридическое лицо (орган государственной власти) возлагается ответственность в виде выполнение требований предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Привлечение лица к уголовной ответственности исключает привлечение к административной ответственности за одно и тоже деяние.

1.2. Использование фирм-однодневок может служить как внутренним, так и внешним фактором возникновения правовых рисков[114], когда такие сомнительные услуги создает сама компания либо она прибегает к услугам уже созданных фирм-однодневок[115].

Так, сотрудничество с фирмами-однодневками может повлечь негативные последствия для добросовестного налогоплательщика.

Сделка, заключенная с фирмой-однодневкой может быть признана судом недействительной, в том числе при ликвидации однодневки по иску налоговой инспекции. Сам факт судебного разбирательства также может нанести ущерб деловой репутации компании, показав ее как ненадежную в плане финансовой и юридической безопасности. Отсутствие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ может повлечь отказ в вычете НДС, исключения из состава расходов, в целях исчисления налога на прибыль, и из сумм НДС подлежащих вычету, суммы, уплаченные по договорам с фирмами-однодневками. Кроме этих неблагоприятных последствий заключения сделок с фирмой-однодневкой существует правовой риск, возникающий вследствие привлечения юридического лица к административной или налоговой ответственности, а его руководителей - к уголовной.

Создание однодневок бизнесмены оправдывают стремлением снизить налоги, преодолеть административные барьеры и несовершенную налоговую систему. В условиях непростой экономической ситуации в России многие предприниматели решением вопроса оптимизации бизнеса, минимизации налогового бремени и видят сотрудничество с фирмами-однодневками. Считается, что одним из условий получения преимуществ в налогообложении, состоит в том, чтобы юридически безупречно оформить документы, служащих оправданием для «слива» денежных средств в фирму-однодневку (договоры, акты, счета-фактуры и т.д.). На практике это не совсем так, ведь любые действия всегда оставляют следы, позволяющие с большой степенью вероятности устанавливать, были ли действительно оказаны те или иные услуги. К примеру, налоговые инспекторы внимательно изучают состав оказываемых налогоплательщику услуг и их соразмерность доходу, полученному в результате использования полученных услуг, просят представить подробные отчеты, проводят опросы сотрудников и т.п. И, конечно, обращают внимание на добросовестность контрагента.

Именно недобросовестные контрагенты наводят тень на самого налогоплательщика. Поэтому налоговая служба и определила ряд основных и дополнительных признаков, наличие которых предполагает взаимодействие налогоплательщиков с «однодневками» и свидетельствует об осуществлении ими деятельности с высоком налоговом риском.

Налоговая служба сформулировала определение «фирмы-однодневки» - это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. [116] Фирма-однодневка» имеет официальных учредителей, указанных в учредительных документах, и реальных «теневых», которые руководят юридическим лицом и обладают необходимыми материальными ресурсами. Таким образом, фирма-однодневка – это существующая «на бумаге» организация, созданная не для ведения реальной экономической деятельности.

Использование в хозяйственной деятельности «однодневок», т.е. включение в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства, является одним из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды. Бывают случаи, когда компании работают с однодневками не для совершения преступления, а для достижения вполне законных целей: для разовых сделок или выполнения технических задач - при заключении договоров или реорганизации фирмы, однако большинство однодневок все-таки используется для совершения финансовых преступлений, и не только для классической «обналички», но и для других налоговых схем.

Хозяйствующими субъектами фирмы-однодневки используются: в «экспортных» схемах в качестве дополнительного звена, позволяющего искусственно завысить покупную цену экспортируемого товара в целях возмещения из бюджетной системы РФ соответствующих сумм НДС либо способствующего созданию ложного экспорта с той же целью; в схемах, основанных на замене купли-продажи имущества на лизинг; при избежании налоговых долгов путем реорганизации; в схемах с использованием вкладов учредителей; и других финансовых схемах.

Поскольку фирмы-однодневки представляют угрозу национальной экономики, государство всерьез взялось за борьбу с ними. Главным субъектом такой борьбы стали налоговые органы, которые сформировали признаки фирм-однодневок. Помимо налоговиков в борьбу были вовлечены органы внутренних дел, Банк России, органы финансового мониторинга, таможенные органы. Среди данных структур были распространены ненормативные акты, в которых содержались так называемые «черные списки» - сюда попадали организации, физические лица, замеченные в связях с фирмами-однодневками.

Так, действующее законодательство обязывает сотрудников налоговой службы и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ЭБиПК) МВД РФ во всех подозрительных случаях при регистрации новых фирм проверять реальное местонахождение данных организаций с выездом по заявленному в регистрационных документах адресу.

Данная практика сдерживает рост количества создаваемых «фирм-однодневок», так как в этом случае у недобросовестных предпринимателей возникает необходимость дополнительных затрат для создания видимости работы вновь образуемой структуры.

В целях внедрения указанной практики территориальные подразделения ЭБиПК МВД РФ в УФНС РФ направляют:

- аналитические материалы по данной тематике;

- список лиц, фактически не осуществляющих предпринимательскую деятельность, установочные данные которых используются при регистрации фиктивных фирм.

Достаточно часто мошенники занимаются организацией фирм-однодневок, регистрируя их на паспортные данные подставных лиц, с дальнейшим использованием их реквизитов для совершения противоправных действий в отношении коммерческих организаций.

В среднем установочные данные в отношении 500 лиц, не осуществляющих фактическую предпринимательскую деятельность, используются при регистрации около 20 тыс. новых юридических лиц.

Работниками УФНС на основе сведений из ЭБиПК формируются отдельные электронные таблицы о фиктивных юридических лицах, копии которых направляются в ИФНС и в полицию.

Более того, в ГУ ЭБиПК МВД РФ разработана система выявления таких предприятий, базирующаяся на получении информации из ИФНС, оперативных сведениях и других источников. Все сведения о лицах, чьи установочные данные используются для регистрации фиктивных фирм и зарегистрированные на данных лиц коммерческие предприятия вносятся в АБД, после чего становятся доступными для всех оперативных сотрудников ОЭБиПК, а по запросам и другим сотрудникам криминальной полиции.

13 января 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев на заседании совета по противодействию коррупции потребовал представить законопроект об ответственности тех, кто учреждает и использует однодневки.

Однако на внесении изменений в уголовное законодательство нельзя ограничиваться, необходима профилактика использования компаниями услуг фирм-однодневок.

В частности, добросовестному налогоплательщику: при заключении договора необходимо проверить личность и полномочия лица, подписавшего договор, запросив, в частности копию его паспорта, а также собрать информацию о месторасположении поставщика и его складов, где хранятся предполагаемые к покупке товары; следует проверять факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ через сайт ФНС России; следует самостоятельно отбирать тех контрагентов, которые не соответствуют признакам добросовестности; надо исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период и др.

4.3. Совершаемые финансовые мошенничества существенно криминализируют ситуацию в сфере обеспечения финансовой безопасности и отличаются гибкой адаптацией к новым формам и методам экономической деятельности, оперативным реагированием на конъюнктуру рынка, использованием технических новаций.

Общественную опасность деянию придаёт то обстоятельство, что финансовые мошенничества являются следствием ослабления системы государственного регулирования и финансового контроля, несовершенства правовой базы и отсутствия эффективной государственной финансовой и уголовной политики.

Финансовое мошенничество, являясь экономическим преступлением, посягает на финансово-правовые отношения собственности, развивающиеся, изменяющиеся и прекращающиеся внутри финансовой системы России, имеет следующие разновидности:

- страховое мошенничество (ст. 159 УК РФ), посягающее на общественные отношения, связанные с заключением договоров страхования и исполнением обязательств по ним;

- кредитно-банковское мошенничество, посягающее на:

а) законный порядок банковской или иной экономической деятельности и интересы в сфере банковского кредитования (ст. 196, 197 УК РФ);

б) законные интересы кредитных учреждений (ст. 176 УК РФ);

- налоговое мошенничество, посягающее на финансовые интересы государства (ст. 194, 198-199.2 УФ РФ).

На совер­шение экономического мошенничества оказывают влияние такие характеристики общности, как:

организационно-правовая форма;

характер деятельности;

длительность существования;

текучесть кадров;

численность штата;

стоимость основного и оборотного капиталов; ликвидность имущества;

общий уровень образования и опыт работников;

уровень образования и опыт работников определенных должно­стей (директор фирмы, бухгалтер, начальник службы безопасно­сти, менеджер и т.п.);

наличие службы безопасности;

численность штата службы безопасности;

местонахождение, количество представительств и филиалов, характер их функций и связей между собой, отдаленность их от головного предприятия;

используемая форма расчетов;

форма документооборота и др.

В зависимости от этих ситуаций могут возникать следующие ви­ды посткриминального поведения жертвы экономического мошен­ничества.

Жертва не предпринимает действий к возмещению ущерба. Это будет виктимизирующим фактором для совершения нового мошен­ничества. Появляется «рецидивная виктимность» к экономическому мошенничеству. Это поведение характерно для первой ситуации. А также может иметь место и во второй, и в третьей, когда, например, жертва не хочет разглашать какие-либо обстоятельства перед право­охранительными органами и отказывается использовать иные спосо­бы возврата имущества.

Жертва обращается в правоохранительные органы или суд с просьбой оказать помощь в возмещении ущерба и наказании мошен­ника. Как правило, это вторая и третья ситуации, когда жертве при­чинен значительный ущерб и она обладает высоким уровнем право­вой культуры.

Жертва из мотива мести совершает имущественное преступ­ление в отношении мошенника. Это имеет место преимущественно в третьей ситуации, реже во второй.

Жертва из мотива мести совершает в отношении мошенника насильственное преступление. При этом жертва (первичная) может обратиться к представителям организованных преступных групп.

Жертва добивается возмещения ущерба при содействии орга­низованной преступной группы106.

Жертва становится соучастником мошенника при дальнейшем совершении преступлений. Это характерно для мошенничества, со­вершаемого по схеме «пирамида». Когда лицо, отдав деньги мошен­нику для возмещения своего ущерба, должно убедить других лиц также внести деньги в «пирамиду» и потом тоже совершить мошен­ничество.

4.4 Коррупция, является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

За совершение коррупционных правонарушений винновые физические лица могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 указанного Федерального закона).

Таким образом, понятие коррупции включает коррупционные преступления, административные коррупционные правонарушения, дисциплинарные коррупционные проступки и гражданско-правовые коррупционные деликты.

Сущность коррупции проявляется в том, что она искажает нормальные общественные отношения: власть, предоставленная государством определенным своим представителям, начинает использоваться не в интересах общества, а в интересах отдельных лиц, зачастую во вред государству и обществу, разрушая и дискредитируя, таким образом, весь государственный аппарат.

Коррупция представляет собой многоаспектное явление, распространенное во всех сферах социальной жизни. Исходя из этого, существуют различные классификации коррупционных проявлений.

Так, в зависимости от занимаемой коррупционером должности коррупция может быть элитарной или низовой; административной или бытовой. Исходя из области социальной жизни, где имеют место проявления коррупции, выделяют коррупцию государственных и муниципальных служащих, коррупцию парламентскую, в правоохранительных органах, корпоративную, экономическую, политическую, партийную, электоральную, международную, транснациональную, в сферах образования, здравоохранения, государственных закупок и т.д.

4.5.Общественная опасность неправомерного использования инсайдерской информации заключается в злоупотреблениях на финансовом рынке, возникающих в условиях, когда инвесторы прямо или косвенно лишаются преимуществ из-за лиц, которые используют публично не раскрытую информацию для себя или третьих лиц.

Незаконная инсайдерская деятельность, по существу, является одним из орудий ограничения свободы конкуренции. Инсайдеры своим поведением подрывают рыночные принципы честной состязательности. Неравное положение участников рынка в количестве известной им информации приводит к убыткам у "неприближенных" к управлению фирмой владельцев ценных бумаг, это разрушает деловую репутацию компаний, а в крупных масштабах - национальные фондовые рынки в целом, может привести к дестабилизации экономических отношений, как на микро, так и на макроуровне.

ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[117] впервые в российской практике были установлены положения, регулирующие использование инсайдерской информации. Ранее регулирование указанных отношений носило фрагментарный характер, то есть встречались разрозненно в различных актах, например в актах ФСФР и Центрального банка РФ (ЦБ РФ)[118].

Данный закон наряду с гражданско-правовой и административной, устанавливает и уголовную ответственность за нарушение правил использования инсайдерской информации. Так, ст. 21 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ были внесены изменения в УК РФ - введена новая статья 1856 «Неправомерное использование инсайдерской информации».

Термин «конфиденциальная информация» является определяющим по отношению ко всем видам информации с ограниченным доступом. Поэтому «инсайдерская информация» является одной из видов конфиденциальной информации, очевидно, являющейся, с учетом ст. 183 УК РФ, специальным видом коммерческой, налоговой или банковской информации.

В ФЗ от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ дано легальное определение инсайдерской информации – это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена открыто (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, включенных в предусмотренный в п. 8 ст. 23 ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации[119], либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации.

Согласност. 3 ФЗ от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ к сведениям, отн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: