Примеры из практики

«Мой сын очень любит, чтобы я его поглаживала. Он часто приходит ко мне в постель. Я глажу его по голове и затылку, по спине, груди, попе, иногда по члену, и я знаю, что ему это очень нравится. Мою дочь я тоже поглаживаю. Часто, когда моюсь в ванне, она приходит и гладит меня по груди, прижимается ко мне и даже пытается сосать грудь. Я только не знаю, правильно ли я поступаю, позволяя это».

Как только я заметила, что моя дочь начала трогать между ног в штанишках, я сразу же ударила ее по ручкам и сказала: «Не смей этого делать».

«Я разрешаю моим детям играть со своим телом, а также друг с другом. Они очень любят друг друга».

«Когда я начинал играть с моими половыми органами, то мама очень ругала меня и строго наказывала. Я должен был часами стоять в углу лицом к стене. Тогда мне было, помнится, года четыре».

Желание ласки: «Я бы хотел, чтобы моя жена позволяла себя целовать, гладить и быть с ней в интимной близости и чтобы она воспринимала это как нечто прекрасное, чтобы она научилась правильно понимать мое желание близости и сама проявляла бы активность, а не просто терпеливо сносила все это».

Любовные ласки могут принимать другую форму и ад­ресоваться по-иному, например ласки между женщина­ми, ласки между мужчинами, ласки в оковах, ласки с чу­жими детьми; ласки и потенция, защита от ласк вплоть до сексуальной защиты, отвращения к сексу.

Любовные ласки между женщинами: «Одна моя подруга научила меня этому. То, как она коснулась меня... С тех пор я бываю вместе только с женщинами, потому что они знают лучше, что нравится женщинам, и они гораздо ласковее мужчин...»

Любовные ласки между мужчинами: «Я чувствую себя одиноким и не знаю, как подойти к девушкам, - только с мужчинами мне хорошо. Меня возбуждает внешний облик мужчины, сердце начинает биться. Таких ощуще­ний у меня не бывает, когда я вижу хорошенькую девуш­ку, а если и случается такое, то длится все это недолго. Помогите! Я глубоко несчастлив. Я бы хотел быть нормальным человеком, который мог бы любить - свою семью и вести разумную жизнь».

Отвращение к сексуальной близости: «Мне противны ласки моего мужа и сексуальная близость с ним; я тер­плю их через силу, не испытывая при этом никаких при­ятных ощущений. Я пытаюсь думать о чем-то другом, но мне это не всегда удается».

Любовные ласки с чужими детьми: «В понедельник я была в бассейне. Выходя из своей кабины, я увидела де­вочку лет семи - восьми. Она была совсем голой. Я по­смотрела между ее ножек. Это было прелестно».

В поисках любовных ласк: формы замещения

Если по каким-то причинам телесная близость с другим че­ловеком и обмен ласками оказываются невозможными, то взамен этого могут появляться различные виды действий с собственным телом, например добровольно голодать или чрезмерно наедаться; мучить себя длительным бегом или обрекать себя на неподвижность; купаться в ледяной воде или находиться в сауне чуть не до обморока.

Иные люди готовы даже идти на риск ранений или за­болеваний: чтобы похудеть на несколько килограммов, они истощают себя недоеданием или строго выполняют программы различных тренингов; чтобы похвастаться великолепной мускулатурой, поднимают в общей слож­ности тонны железа, увлекаются односторонними диета­ми, а перед состязанием отказывают себе в питье. Некоторые тренируют гибкость своего тела с детских лет, чтобы особенно элегантно выполнять сложные гимнасти­ческие упражнения. Иногда это заканчивается для неко­торых спортсменок заболеваниями позвоночника.

Из своего опыта я могу сделать вывод, что за всеми вышеописанными вариантами проявлений ласк и их за­менителей скрываются определенные нормы социализа­ции, которым можно дать их содержательную характе­ристику: это верность, справедливость, чистоплотность, точность, бережливость, контакт, время, терпение, дове­рие, вера и надежда. Любовные ласки - это, следовательно, не только инстинктивное желание, но в формах своего проявления поведение, сформированное воспита­нием. Итак, когда мы спрашиваем, какие факторы фор­мируют любовные ласки и сексуальность, то мы затраги­ваем сферу социального научения, норм и образа-«Я».

Толкование: Оральная или тактильная фаза?

Думается, что Зигмунд Фрейд переоценил значение ораль­ной фазы как первой фазы детства. Несмотря на то что пи­тание и вскармливание грудью через рот вполне естествен­ный и очень важный процесс удовлетворения инстинктивных потребностей, по крайней мере в первые полгода жизни не менее важными, а может быть, даже еще более жизненно необходимыми являются тактильные отношения с внешним миром. Поэтому мы говорим об этом времени как о тактильной фазе развития ребенка.

В нашем культурном регионе, где на прикосновение наложено табу, младенцам в этом, как правило, отказы­вают. Тактильным отношениям, которые так важны для здорового чувства своей самоценности, не уделяется до­статочно внимания, а это приводит к тому, что многие современные люди чувствуют себя очень незащищенны­ми, с дефицитом изначального, врожденного доверия. (Эриксон, 1965 и Баттегай, 1979).

В европейском культурном регионе маленьких детей почти не ласкают, а по мере их взросления перегружают всевозможными требованиями к достижениям. Ласку вы­ражают словами. Со школьного возраста ласки уже счи­таются чем-то предназначенным только для маленьких детей. «Взрослый» - это тот, кто может добиваться по­ставленных перед ним задач без ласки и эмоциональной поддержки. Прикосновение к себе дети и подростки вос­принимают часто как ограничение их свободы или недо­пустимое вмешательство в свободу личности.

Другие культуры: Различные способы ласки

Для многих европейцев бывает трудно привыкнуть к риту­алам ласк на Востоке, ибо они противоречат усвоенной с детства сдержанности в контактах. И наоборот, человеку с Востока очень трудно вести себя на европейский манер сдержанно среди европейцев и воздерживаться от непо­средственного проявления чувств: вместо объятий — руко­пожатие или просто кивок головой. Ласковое обращение вытесняется и скрывается за деловыми формами общения. Почти обычными становятся случаи, когда восточный человек, женившись на европейской женщине и нахо­дясь в Европе, приспосабливается к принятым там нор­мам поведения. Но как только он возвращается на роди­ну со своей женой, он попадает в трудное положение. Здесь он должен вести себя так, как не мог себе позво­лить на Западе. Он обнимает друзей, знакомых, целует их, словом, ведет себя так, как привык с детства. А для его европейской жены это, конечно, очень неприятно. Подчеркнутая близость с семьей, открытость, самобытные ритуалы общения - все это ей чуждо. Она чувству­ет себя лишней среди них. Почти автоматически форму­лируется альтернатива: кого мой муж любит больше, меня или свою семью и своих друзей?

На Востоке никто не обратит внимания на то, если на улице двое мужчин при встрече, здороваясь, целуются (эта форма приветствия стала за последнее время обще­принятой в международной политике), идут, держась за руки или под руку по улице. Если бы такую сцену перене­сти на европейскую улицу, особенно в Германию, то сразу бы сказали: это могут быть только гомосексуалисты.

Народ массаи живет в маленьких поселениях, разбро­санных по всей территории. Каждое поселение состоит из определенного числа семей, которые все, что у них есть, сдают в «общий котел» и помогают друг другу в по­вседневных делах. Низенькая лачуга - с давних пор удобное и надежное убежище; там же держат молодняк или больную скотину. Массаи очень любят детей. Мать повсюду носит своего ребенка на спине, за плечами, она очень часто кормит его; грудное вскармливание продол­жается до двух или трех лет. Теплый и постоянный те­лесный контакт и тщательный материнский уход за ре­бенком - это первая прочная основа доверия, которое ребенок будет испытывать к своим родителям. Народ массаи таким способом создает основу для безграничной преданности ребенка семье и клану в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: