double arrow

Глава 12. Участие журналистов в освещении избирательных кампаний

Современная политическая жизнь России невозможна без выбо­ров. Они проходят на разных уровнях и стали обязательным атрибу­том политической борьбы. Поэтому необходимо прежде всего выде­лить основные проблемы широкого спектра вопросов правового регулирования деятельности средств массовой информации в рамках избирательных кампаний, прежде всего федерального уровня. Неко­торые из таких проблем способны значительно затруднить нормаль­ное функционирование СМИ как важного института обеспечения свободных и честных выборов.

Вопросы участия СМИ в формировании представительных и других выборных органов имеют большое практическое и теорети­ческое значение. Это весьма специфическая сфера деятельности средств массовой информации, где они выполняют одновременно несколько функций. Они служат, во-первых, каналом информирова­ния избирателей (например, о назначении дня выборов, об образова­нии избирательных участков, о регистрации кандидатов и т. д.), во-вторых, средством предвыборной агитации, наконец, в-третьих, ин­струментом гражданского контроля.

Для понимания сути избирательного процесса необходимо обра­тить внимание на федеральные избирательные законы: «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 30 марта 1999 г.); «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.; «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г.

Общепризнанные принципы всеобщего, равного и прямого из­бирательного права при тайном голосовании Конституция Россий­ской Федерации относит только к выборам Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 81). Однако отсюда не следует, что эти принципы не распространяются на другие виды выборов. Напротив, Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает: «Граж­данин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеоб­щего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (п. 1 ст. 3). Отсюда следует, что все выборные органы государственной власти и местного самоуправления (в том числе единоличные) формируются исключительно на основе этих принципов.

К числу основных принципов проведения выборов данный закон относит также гласность (п. 7 ст. 3).

Такой подход больше соответствует общему содержанию изби­рательных законов, устанавливающих довольно высокие требования по обеспечению открытости. Например, банки и кандидаты обязаны представлять в соответствующие избирательные комиссии отчеты о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Копии таких отчетов передаются избирательными комиссиями средствам массовой информации. Цели транспарентности преследует и прави­ло, согласно которому в каждом материале, помещаемом в периоди­ческих печатных изданиях за плату, должно указываться, из избирательного фонда какого кандидата он был оплачен. Если же публикация помещена бесплатно, то и это должно быть указано, как и то, какому кандидату она принадлежит (п. 3 ст. 41 Закона об ос­новных гарантиях избирательных прав).

Согласно этому закону (ст. 2) информационное обеспечение со­ставляет одну из важнейших гарантий избирательных прав. Роль СМИ состоит в том, чтобы помочь гражданам интегрироваться в процесс формирования органов власти, обрести и реализовать навы­ки открытой политической борьбы. В то же время освещение изби­рательной кампании, в частности по телевидению, не только при­ближает массы к политике, но и низводит предвыборную борьбу до уровня спортивного состязания, возбуждая не только гражданствен­ность, но и азарт.

Следует отметить, что избирательные кампании в целом оказы­вают стимулирующее воздействие на функционирование всей сис­темы непосредственной демократии и отдельных ее институтов, инициируя проведение митингов, демонстраций, сбор подписей и т. д. В свою очередь, эффективная самореализация институтов не­посредственной демократии в период подготовки и проведения вы­боров составляет важное средство достижения целей избирательных кампаний.

Все ныне действующие избирательные законы федерального уровня были приняты едва ли не накануне выборов. Более того, по­добная практика может уже считаться российской традицией. Так, президентские выборы в июне 1991 г. проходили по закону от 24 ап­реля 1991 г., в июне 1996 г. — от 17 мая 1995 г., в марте 2000 г. — по закону от 31 декабря 1999 г. Точно такая же закономерность наблю­дается и в отношении выборов депутатов Государственной Думы: в 1995 г. их избирали по закону от 21 июня 1995 г., а в 1999 г. — по за­кону от 24 июня 1999 г. Может сложиться впечатление, что законы о выборах воспринимаются законодателем как акты временные, с огра­ниченным сроком действия, создаваемые в каком-то смысле ad hoc.

Действующее российское законодательство различает использо­вание СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом слу­чае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором — как самостоятельный институт демократии. Причем обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами по­литических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой, ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

Правда, законодатель не всегда точно определяет, в каком случае речь идет об использовании СМИ, а в каком — об участии СМИ. Так, в п. 7 ст. 48 «Закона о выборах Президента Российской Федерации» не делается никакого различия между «участием» СМИ в агитаци­онной деятельности и их участием в освещении избирательной кам­пании.

Очевидно, что СМИ, в отличие, например, от кандидатов на должность президента, не являются субъектами агитационной дея­тельности, а, следовательно, не могут считаться и ее участниками. Они лишь производители информационных услуг. Это прямо следу­ет из конструкции норм ст. 8 «Закона о выборах Президента Россий­ской Федерации». С одной стороны, гражданам и политическим об­щественным объединениям здесь гарантируется свобода проведения предвыборной агитации в любых допускаемых законом формах и законными методами. С другой стороны, зарегистрированным кан­дидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массо­вой информации для проведения предвыборной агитации.

Напротив, в освещении избирательной кампании СМИ призваны играть главенствующую роль. Кандидаты не вправе в этом участво­вать, а избирательные комиссии должны обеспечить лишь информи­рование избирателей о сроках и порядке осуществления избиратель­ных действий, ходе избирательной кампании, выдвинутых и зарегистрированных кандидатах.

Законодательство различает использование СМИ: а) избиратель­ными комиссиями, б) органами местного самоуправления (напри­мер, для публикации списков избирательных участков), в) зарегист­рированными кандидатами.

По содержанию формы использования СМИ подразделяются: а) на информирование, б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, инфор­мирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты как сходства, так и раз­личия. Общим является то, что законодательство, как правило, уста­навливает определенные сроки.

Для опубликования, в отличие от оповещения, характерно то, что закон, как правило, связывает с ним наступление определенных юридических последствий. Более того, оно нередко используется в законе как заключительная стадия легитимации. Так, согласно п. 2 ст. 5 «Закона о выборах Президента Российской Федерации» реше­ние о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. И именно «со дня официального опубликования» решения о назначении выбо­ров начинается избирательная кампания, которая продолжается опять-таки «до дня официального опубликования» результатов вы­боров (ст. 2 «Закона об основных гарантиях избирательных прав»).

Опубликование отличается от оповещения также тем, что пред­полагает полное воспроизведение того или иного документа со все­ми установленными законом атрибутами. Для него характерен стро­го определенный порядок подготовки документа и его направления для опубликования, а также установление органов, ответственных за его надлежащее обнародование.

Там, где в контексте избирательного законодательства речь идет именно об официальном опубликовании, обязанность публикации лежит не на СМИ, а на структуре власти. Например, публикация списков избирательных участков с указанием их номеров и границ, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий возлагается на глав муниципальных образований. Распро­страняются соответствующие нормы только на те печатные СМИ, которые являются официальными публикаторами органов государственной власти и местного самоуправления. При отсутствии офи­циального публикатора орган власти или самоуправления вправе ис­пользовать другие формы обнародования своих решений.

В тех случаях, когда по смыслу закона речь идет об опубликова­нии, которое не является официальным и как таковое не порождает правовых последствий, круг средств массовой информации значи­тельно расширяется. В частности, избирательные комиссии, как пра­вило, не имеют своих официальных публикаторов (исключение со­ставляет ЦИК России, имеющий собственный печатный орган). Поэтому их решения бесплатно публикуются в тех СМИ, которые созданы с государственным участием или имеют бюджетное финан­сирование (п. 7 ст. 12 «Закона о выборах Президента Российской Федерации»). Правда, закон не всегда четко отграничивает опубли­кование от оповещения (обнародования). На практике СМИ широко используются для оповещения, а публикация осуществляется и по­мимо периодической печати.

Федеральные избирательные законы довольно подробно, хотя не всегда четко и полно, определяют круг средств массовой информа­ции, услугами которых могут пользоваться зарегистрированные кандидаты для проведения предвыборной агитации. Внутри этого круга законодатель выделяет несколько категорий СМИ с различ­ным правовым статусом. «Закон о выборах Президента Российской Федерации» (подпункты «а» — «г» ст. 47) наиболее последовательно подразделяет СМИ, выделяя прежде всего группу средств массовой информации, которые можно условно обозначить как «уполномочен­ные». В эту группу входят телерадиокомпании и редакции периоди­ческих печатных изданий: 1) учредителями (соучредителями) кото­рых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) 2) которые финансировались в предшествующий выборам год не менее чем на 15 процентов своего бюджета за счет средств, выде­ленных органами государственной власти или местного самоуправ­ления.

Следует заметить, что использование здесь любимого юристами союза «и (или)» создает возможность включения в данную группу тех СМИ, которые имеют государственных соучредителей, но не по­лучают от них никакого финансирования. Но за счет каких средств в таком случае подобные СМИ должны будут осуществлять функции, возложенные законом на «уполномоченные» средства массовой ин­формации? В аналогичной ситуации неминуемо окажутся те СМИ, которые ранее получали финансовую поддержку от государства, но лишились ее в год выборов.

Разгадку этого противоречия следует искать в тех статьях изби­рательных законов, где указывается, что государственные СМИ покрывают связанные с выборами расходы «за счет средств текущего бюджетного финансирования» указанных средств массовой инфор­мации (п. 2 ст. 26 «Закона об основных гарантиях избирательных прав»). Причем закон говорит именно о бюджетном финансирова­нии, то есть о целевом предоставлении бюджетных средств конкрет­ным СМИ, а не о предоставлении определенным категориям СМИ каких-либо льгот, например по налогам или арендной плате. Следо­вательно, речь идет только о СМИ, финансируемых из того или ино­го бюджета.

Отсюда следует, что фактически в категорию «уполномочен­ных» попадают только те СМИ (независимо от наличия государст­венных органов в числе их соучредителей), которые получают бюд­жетное финансирование в год выборов. Примечательно, что если редакция СМИ только в год выборов начала получать бюджетное финансирование, то, строго говоря, она не попадает в категорию «уполномоченных».

Внутри данной категории выделяются, во-первых, печатные и аудиовизуальные СМИ, а во-вторых, общероссийские и региональ­ные СМИ.

«Уполномоченные» СМИ несут главную нагрузку по информа­ционному обеспечению избирательной кампании. На них возложены следующие задачи:

1) обеспечение зарегистрированным кандидатам равных условий проведения предвыборной агитации;

2) предоставление избирательным комиссиям возможности размещения печатной информации (общероссийские и региональные печатные СМИ, выходящие не реже одного раза в неделю, — не менее одной сотой еженедельного объема печатной площади);

3) предоставление избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени для информирования избирателей (общероссийские телерадиокомпании — не менее 15 минут эфирного времени ежене­дельно, региональные — не менее 10 минут);

4) предоставление на равных основаниях зарегистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени в прайм-тайме (обще­российские телерадиокомпании — не менее одного часа по рабочим дням в течение 30 дней до голосования, региональные — не менее 30 минут);

5) резервирование платного эфирного времени для проведения агитации зарегистрированными кандидатами в объеме не меньшем, чем объем бесплатного эфирного времени, но и не превышающем его более чем в два раза (размер оплаты должен быть единым и опубликован не позднее чем через 30 дней после назначения выборов; доля каждого кандидата определяется путем деления общего объема зарезервированного эфирного времени на общее число заре­гистрированных кандидатов);

6) выделение бесплатной печатной площади для размещения материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами (об­щий еженедельный объем в общероссийских печатных СМИ должен составлять не менее пяти процентов объема еженедельной печатной площади, распределяемой между кандидатами в равных долях путем жеребьевки);

7) резервирование печатной площади для проведения зарегистрированными кандидатами платной предвыборной агитации (общий объем платной печатной площади не может быть меньше объема бесплатной, но и не может его превышать более чем в два раза);

8) публикация получаемых из Центральной избирательной комиссии сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов.

К «уполномоченным» СМИ непосредственно примыкают муни­ципальные — созданные при участии органов местного самоуправле­ния и (или) профинансированные в предшествующий выборам год не менее чем на 15 процентов своего бюджета за счет муниципаль­ных средств. Именно здесь публикуется перечень территориальных избирательных округов. Кроме того, муниципальные СМИ предос­тавляют зарегистрированным кандидатам эфирное время и печатную площадь за соответствующую плату.

Вторая категория СМИ — специализированные СМИ, государст­венные и негосударственные, ориентированные на неполитическую тематику. За подобными СМИ избирательные законы признают пра­во отказаться от публикации каких бы то ни было агитационных ма­териалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в какой бы то ни было форме. Условно обозначим данную катего­рию как «уклоняющиеся». На практике с ней связаны следующие проблемы.

Во-первых, как соотносятся понятия «специализированных» из­даний, имеющиеся в Законе о СМИ и в законах о выборах? В первом из названных актов речь идет о СМИ, специализирующихся на со­общениях и материалах рекламного и эротического характера, для детей, подростков и инвалидов, а также образовательного и куль­турно-просветительского назначения (ч. 1 ст. 14). Во втором — о дет­ских, технических, научных и других изданиях (п. 1 ст. 41 «Закона об основных гарантиях избирательных прав»). Использование тер­мина «другие» делает границы данной категории СМИ совершенно размытыми.

Во-вторых, по сравнению с «Законом об основных гарантиях из­бирательных прав» п. 7 ст. 48 «Закона о выборах Президента Российской Федерации» значительно ужесточает правила определения «уклоняющихся» СМИ. Здесь допускается:

а) отказ негосударственных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций негосударственных и муниципальных периодических печатных изданий, а также редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, от участия в агитационной деятельности;

б) отказ специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных периодических печатных изданий от участия в освещении избирательной кампании.

Причем в обоих случаях отказом считается «непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомления» о разме­ре и условиях предоставления эфирного времени и печатной площа­ди для целей предвыборной агитации. Тем самым закон связывает освещение избирательной кампании с предоставлением информаци­онных услуг для целей агитации. Здесь в наиболее концентрирован­ной форме проявляется стремление законодателя не допустить не­легальной предвыборной агитации под видом объективного «освещения избирательной кампании».

Однако принятые законодателем меры на практике оказываются недостаточно эффективными. Кроме того, совершенно противоесте­ственно требовать, чтобы СМИ, отказавшиеся от размещения плат­ной предвыборной агитации, воздерживались бы от освещения из­бирательной кампании. Подобное требование, помимо прочего, практически невыполнимо, поскольку, например, специализирован­ные музыкальные радиопрограммы, занимающие львиную долю FM и УКВ диапазонов, как правило, не имеют в своей сетке вещания места для предвыборной агитации, но почти всегда предусматрива­ют передачу кратких новостей. Спрашивается: неужели такие ра­диопрограммы обязаны воздерживаться от сообщений о ходе изби­рательной кампании? Такое требование кажется чрезмерным. Тем более что оно практически повсеместно игнорируется.

Третья категория — средства массовой информации или их ре­дакции, учрежденные самими зарегистрированными кандидатами. Условно обозначим их как «ангажированные» СМИ. Обращает на себя внимание тот факт, что данная категория существует в избира­тельных законах только применительно к периодическим печатным изданиям. Если же участник избирательной гонки учредит телера­диопрограмму или телерадиокомпанию, то она не сможет, во всяком случае по закону, попасть в число «ангажированных» СМИ. Важно и то, что данное правило касается лишь тех СМИ, которые учреждены зарегистрированными кандидатами, а следовательно, созданы уже в ходе избирательной кампании.

Особенность правового режима «ангажированных» СМИ — осво­бождение их от обязанности предоставлять печатную площадь на равных условиях всем конкурирующим кандидатам (п. 2 ст. 41 «За­кона об основных гарантиях избирательных прав»). Как это ни пара­доксально, но, по мнению ЦИК России, такие СМИ имеют право размещать агитационные материалы учредивших их кандидатов только за плату. Более того, содержащиеся в законе формулировки действительно дают основания для подобных парадоксальных ут­верждений.

Так называемые «ангажированные» СМИ по закону освобожде­ны также от обязанности не допускать обнародование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репута­ции зарегистрированных кандидатов в случаях, когда эти СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту его чес­ти, достоинства или деловой репутации до окончания срока пред­выборной агитации (п. 4 ст. 53 «Закона о выборах Президента Российской Федерации»). Тем самым «ангажированные» СМИ и их должностные лица выводятся за пределы ответственности, преду­смотренной ст. 5.13 Кодекса РФ об административных правонару­шениях.

Наконец, четвертая категория — средства массовой информации, не относящиеся к первым трем группам и имеющие право на дого­ворной основе, за плату предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Условно обозначим эту группу как «оплачиваемые» СМИ. Чтобы получить право относиться к данной категории, негосударственные СМИ должны выполнить общие требования допуска к участию в агитационной деятельности — заблаговременно опубликовать сведения о размере и условиях опла­ты их информационных услуг, уведомив о своей готовности ЦИК России или региональную избирательную комиссию.

Некоторые наиболее общие требования избирательного законо­дательства не дифференцируются применительно к отдельным кате­гориям СМИ. Так, все средства массовой информации и их должно­стные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий (п. 8 ст. 12 «Закона о выборах Президента Российской Федерации»). Но распространяется ли это требование на конфиденциальную информацию? Означает ли отмену государственной, врачебной, коммерческой и других тайн? Ключевым здесь является понятие «необходимой информации».

Применительно к СМИ ситуация еще более очевидная. Если из­бирательная комиссия обращается к редакции с просьбой раскрыть источник доверительной информации, то редакция может обосно­вать свой отказ ссылкой на Закон о СМИ. Согласно этому закону, обязанность сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника лежит не только на редакции (ст. 41), но и на журналисте (п. 4 ч. 1 ст. 49), который, не будучи должностным лицом, не подпа­дает под действие данной нормы «Закона о выборах Президента Российской Федерации». Впрочем, если спор между СМИ и избира­тельной комиссией дойдет до суда, то суд может потребовать рас­крыть источник информации.

Еще одно общее требование — не допускать обнародования ин­формации, способной нанести ущерб чести, достоинству или дело­вой репутации зарегистрированных кандидатов в случаях, когда эти СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать опровержение или иное разъяснение в за­щиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации (п. 4 ст. 53 «Закона о выборах Прези­дента Российской Федерации»). Правда, нельзя исключить, что некий кандидат потребует от редакции обнародовать порочащую его конкурента информацию именно в тот самый, чреватый для редак­ции осложнениями «безответный период». Пойдя ему навстречу, ре­дакция нарушит указанную норму закона. Отказав ему, редакция ущемит право кандидата самостоятельно определять форму и харак­тер своей агитации через СМИ (п. 2 ст. 44). В этом случае соответст­вующая избирательная комиссия «вправе обратиться в правоохрани­тельные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении про­тивоправной агитационной деятельности и привлечении организа­ции телерадиовещания, редакции периодического печатного изда­ния, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации» (п. 6 ст. 53).

Избирательные комиссии характеризуются федеральным зако­нодательством о выборах и референдумах как коллегиальные орга­ны, формируемые в установленном законом порядке, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Их общее число, включающее избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные и участковые, превышает 90 тысяч. Вершину этой пирамиды занимает Центральная избира­тельная комиссия. Именно она осуществляет руководство всеми ни­жестоящими избирательными комиссиями и в этом качестве может контролировать их деятельность.

Применительно к деятельности средств массовой информации в период подготовки и проведения федеральных выборов важное значение имеют следующие функции Центральной избирательной ко­миссии:

· обеспечение для всех кандидатов соблюдения установленных фе­деральными законами условий предвыборной деятельности;

· распределение бюджетных средств, выделенных на предвыбор­ную агитацию, контроль их целевого использования, а также со­блюдения требований федеральных законов в части финансирова­ния избирательных кампаний кандидатов;

· осуществление мер по организации единого порядка распределе­ния эфирного времени между зарегистрированными кандидатами для проведения предвыборной агитации;

· обеспечение информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах, зарегистрированных кандидатах;

· установление перечня сведений о доходах и имуществе, подле­жащих опубликованию в случае регистрации кандидата;

· обеспечение оперативной доступности информации, содержащей сведения о кандидатах, абонентам информационно-коммуника­ционных сетей общего пользования;

· передача в средства массовой информации сведений о зарегист­рированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации;

· публикация перечня общероссийских государственных организа­ций телерадиовещания и общероссийских государственных пе­риодических печатных изданий;

· установление форм учета эфирного времени и печатной площади, предоставленных зарегистрированным кандидатам бесплатно или за плату, в организациях телерадиовещания и редакциях периоди­ческих печатных изданий;

· проведение жеребьевки, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов на общероссийских государст­венных каналах телевидения и радиовещания;

· прием финансовых отчетов зарегистрированных кандидатов и пе­редача их в пятидневный срок в средства массовой информации;

· направление в средства массовой информации общих данных о результатах выборов Президента Российской Федерации в тече­ние одного дня после их определения.

Принятые ЦИК России Разъяснения о некоторых вопросах про­ведения предвыборной агитации от 13 августа 1999 г. № 8/52-3 со­держат, в частности, следующие принципиальные положения:

· под предвыборной агитацией понимается деятельность, побуж­дающая или имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата. Она начинается со дня регистрации кандидата и завершается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Она может финансироваться только из изби­рательного фонда. Действия граждан, политических обществен­ных объединений, подпадающие под признаки предвыборной аги­тации и совершаемые со дня официального назначения выборов до регистрации кандидатов, осуществляются в нарушение феде­рального закона. Проведение подобной агитации является основа­нием для отказа в регистрации кандидата;

· предвыборная агитация может проводиться через средства массо­вой информации путем проведения массовых мероприятий, вы­пуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов в иных, не запрещенных законом, формах. Граждане и политические общественные объединения имеют право в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию;

· зарегистрированные кандидаты, занимающие государственные или муниципальные должности, вправе вести предвыборную аги­тацию только в свободное от исполнения должностных обязанно­стей время (время отдыха, в том числе отпуска, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха) и не вправе проводить пред­выборную агитацию во время пребывания в служебных команди­ровках. Однако если их выступления в средствах массовой ин­формации не связаны с проведением предвыборной агитации, то это не подпадает под действие федеральных избирательных зако­нов и регулируется Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ;

· должностные лица, журналисты и другие творческие работники организаций электронной и печатной прессы, если они являются зарегистрированными кандидатами либо доверенными лицами за­регистрированных кандидатов, не вправе участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации;

· реклама коммерческой и иной деятельности зарегистрированных кандидатов может осуществляться только в негосударственных СМИ и только по правилам платной предвыборной агитации;

· предвыборная агитация через средства массовой информации может проводиться только зарегистрированными кандидатами и исключительно за счет средств избирательного фонда. Иные участ­ники избирательного процесса не вправе проводить предвыбор­ную агитацию через средства массовой информации;

· организации СМИ обязаны заблаговременно опубликовать сведе­ния о размере и условиях оплаты эфирного времени и печатной площади, предоставляемых для предвыборной агитации. Указан­ные размер и условия должны быть едиными для всех субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации через средства массовой информации. Телерадиокомпании должны публиковать эти сведения в одном из периодических печатных изданий, опубликование в которых является официальным. Те организации СМИ, которые не опубликовали указанную информа­цию и не уведомили ЦИК России о своей готовности предостав­лять эфирное время и печатную площадь зарегистрированным кандидатам, не вправе участвовать в предвыборной агитации;

· в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о прове­дении предвыборных мероприятий должны даваться исключи­тельно отдельным блоком, как правило, в начале указанных про­грамм, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются из средств избирательного фонда. Редакции средств массовой информации обязаны контролировать указанные ин­формационные блоки, с тем чтобы в них не отдавалось предпоч­тение какому бы то ни было зарегистрированному кандидату, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности.

Другой важный документ — Рекомендации ЦИК России о поряд­ке оформления договоров на предоставление эфирного времени (пе­чатной площади) для целей предвыборной агитации на платной ос­нове от 5 ноября 1999 г. № 38/468-3. Здесь указывается, что отношения между СМИ и зарегистрированными кандидатами по по­воду предоставления платных информационных услуг должны стро­иться на основе гражданско-правового договора, заключаемого в простой письменной форме. В качестве обязательных условий дого­вора должны быть указаны: форма предвыборной агитации (интер­вью, пресс-конференция, выступление, политическая реклама и т. п.); дата и время выхода в эфир; продолжительность предоставляемого эфирного времени; формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе передачи; размер и порядок оплаты эфирного времени.

Поскольку договор заключается на основе жеребьевки, к нему должна быть приложена копия протокола проведенной жеребьевки. Аналогичным образом заключается договор на предоставление пе­чатной площади для целей предвыборной агитации.

ЦИК России пришел к выводу, что редакции СМИ и их творче­ские работники нередко игнорируют требования избирательного за­конодательства, руководствуясь мотивами экономической выгоды или политическими предпочтениями. В частности, ведущие ин­формационно-аналитических программ и передач, освещающих избирательную кампанию, сопровождают информационные сюже­ты субъективными комментариями, негативными или, напротив, комплиментарными характеристиками участников избирательного процесса. Все это, по мнению ЦИК России, явные признаки предвы­борной агитации, проводимой лицами, участие которых в агитации через средства массовой информации не предусмотрено законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: