Тема 8. Избирательные системы

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, штате, земле, а также определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той или иной партии, программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их позициям и интересам.

Таким образом, выборы - это не только существенный признак, атрибут демократии, но поистине ее стержень, ее необходимое условие.

Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование государственных представительных органов политической власти. В каждой стране избирательная система функционирует на основе законодательства, которое детализирует основные положения данной системы, зафиксированные в конституции страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к ним, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами средств массовой информации, а также источники финансирования.

Избирательная система – составная часть политической системы, которая в свою очередь подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются:

Избирательное право - теоретико-юридический компонент;
Избирательная процедура (или избирательный процесс) - компонент практически-организационный.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

Избирательная процедура - мероприятия государства по организации и проведению выборов, “избирательный закон в действии”.
Термин “избирательное право” может употребляться и в другом, более узком значении, а именно, как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное избирательное право), либо в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

В соответствии с принципом трактуемого в широком смысле слова избирательного права и некоторыми другими критериями (объект выборов, их масштаб, срок и т.д.) можно дать определенную классификацию выборов. Так, бывают выборы президентские, парламентские, в местные органы самоуправления - региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.
Существует также классификация выборов согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В данном случае выборы делятся на: всеобщиеограниченные (цензовые); равные - неравные; прямые - косвенные (многоступенчатые); с тайным – с открытым голосованием. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.
Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правилом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено так называемыми избирательными цензами: имущественным (обладание имуществом или доходом определенной ценности), цензом оседлости ( проживание на данной территории не менее определенного законом срока), образовательным (например, знание государственного языка страны), в озрастным и т.д.

В демократических странах выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. В истории человечества борьба за всеобщее избирательное право связана с борьбой за отмену имущественного и образовательного ценза (образовательный ценз сохранился сегодня в Латинской Америке, в Африке и Азии он отменен). Длительной была так же борьба за предоставление избирательного права женщинам. В 1902 году всеобщее избирательное право для женщин с 21 года впервые провозгласила Австралия. В Финляндии оно было введено с 1906 года, в России с февраля 1917 года, в Англии - с 1918 года, в США - с 1920, в Италии - с 1945 года, в Швейцарии - с 1971 года, в Лихтенштейне - с1984 года.
Цензы пассивного избирательного права обычно значительно жестче цензов права активного. Так, в Канаде в Сенат может входить только лицо, владеющее недвижимой собственностью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии - 30 лет, во Франции - 35 лет, в Бельгии и Испании - 40 лет. В то же время нельзя не отметить, что неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их, а следовательно, расширяя контингент избирателей.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место.

Разница между прямыми и косвенными (многоступенчатыми) выборами состоит в том, что в первом случае избиратели непосредственно голосуют за кандидатов на замещаемую должность, тогда как во втором - за лиц, которым отводится роль выборщиков. Система косвенных выборов практикуется на выборах президента США. Некоторые страны, например, Франция, сравнительно недавно перешли от косвенных выборов главы государства к прямым. Что касается выборов коллегиальных органов власти, то здесь просматривается следующая закономерность: местные ораны власти, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, а в ряде стран - и верхние парламенты (в частности, Сенат США) избираются прямыми выборами. Голосование это является также тайным, что характерно ныне для всех индустриально развитых стран мира.

Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: мажоритарной (система большинства) и пропорциональной (пропорционального представительства).

Мажоритарная избирательная система - это такая система, при которой победителем на выборах признается кандидат, набравший 50% голосов + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании (в некоторых случаях - от списочного состава избирателей).

Мажоритарная система имеет две разновидности – абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, т.е. 50%+1 человек. В случае, если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.

Преимущества мажоритарной системы в том, что, усиливая крупные партии, она создает стабильные правительства.

В настоящее время эта система применяется в Индии,Конго, Мексике, Танзании, Таиланде, Франции. Японии. В Англии, Канаде, Новой Зеландии, США принята вестминстерская система (система относительного большинства с голосованием в один тур).

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый “избирательный метр” - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого кандидата. Пропорциональная система - наиболее распространенная система в современном мире.
К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена во многом реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Другими словами, данная система представительства предоставляет сравнительно мелким партиям места в законодательном собрании. Перспектива завоевания своей “доли” в структуре власти, хотя и малой, является стимулом для партии меньшинств и способствует сохранению многопартийной системы.

Ныне пропорциональная система действует в Австрии, Бельгии, Греции, Люксембурге, Италии, Норвегии, Румынии, Финляндии, а так же в латиноамериканских странах.

В ряде стран существует смешанная система. Суть смешанной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы. В современной России половину депутатов избирают по пропорциональности, а другую - по мажоритарности.В ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе в один тур, а другая - по пропорциональной системе. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального представительства.

Как уже говорилось, избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. При этом следует отличать такие нередко отождествляемые понятия, как “избирательная процедура” и “избирательная кампания”.

Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов). Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т.п.

Избирательная процедура включает в себя назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кампания. Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию.

Выборы проводят по избирательным округам. Они создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом жителей. Здесь нужно учитывать много факторов: административно-территориальные границы, численность населения, проживание этнических меньшинств и т.д. Обычно списки избирателей составляют местные органы власти, но иногда (Малайзия, США) избиратели сами должны явиться на избирательные участки и зарегистрироваться.

Существует несколько способов выдвижение кандидатов. В Англии, Бельгии, Дании достаточно подать заявление самого кандидата с несколькими подписями избирателей. Иногда нужна петиция от имени партии (Австрия, Индия, Германия, Швейцария). Проводят и первичные выборы - праймериз (ЮАР), чтобы выявит наиболее влиятельного кандидата. При регистрации вносится залог - материальное подтверждение серьезности намерений претендента. В Англии сумма залога - 1500 фунтов стерлингов, в Индии -500 рупий, во Франции -1 тысяча франков. Залог не возвращается, если кандидат не получил минимум голосов.

Большие средства тратятся на предвыборную кампанию, смысл которой в том, чтобы избиратель познакомился с программами претендентов и сделал осознанный выбор. Партии проводят митинги и собрания, выступают в прессе и на телевидении. Современная избирательная кампания - дорогостоящее предприятие, поскольку связано с прессой и телевидением. К этой работе широко привлекают социологов, психологов, политологов. Часть расходов на предвыборную кампанию берет на себя государство. Предвыборная кампания заканчивается за день до голосования. Оно бывает тайным, в некоторых странах применяются специальные машины, чтобы избежать подтасовки результатов голосования.

Электоральное поведение среди форм политической активности в демократических странах занимает особое место. На предпочтения избирателей оказывает влияние множество факторов: пол, возраст, социальное происхождение, конфессиональная принадлежность, особенности социализации и т.п. Мужчины более активны, чем женщины. Возрастная группа от 35 до 55 лет является более активной, чем молодежь и более пожилые люди. Образованные граждане отличаются более высокой степенью политического участия. Больший консерватизм присущ женщинам. Радикальное поведение чаще всего демонстрирует молодежь. Она же охотно отдает свои голоса тем, кто обещает быстрые перемены.

В тех странах, где голосование является обязательным, а за уклонение от него могут последовать какие-либо санкции (например, штраф), число голосующих гораздо выше, чем там, где есть свобода выбора. Снижает также уровень проголосовавших необходимость гражданам самостоятельно регистрироваться (голосование выше там, где регистрация избирателей осуществляется автоматически).

К выборам близки такие формы политического участия как референдум и плебисцит (прямая демократия). Родина референдума - Швейцария. Референдум - это голосование по законодательному или внутри и внешнеполитическому вопросу. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, правительству, общественным организациям. При подготовке референдумов избирательные округа не создаются, принятым считается решение, за которое проголосовало большинство граждан. В США и Швейцарии широко распространены местные референдумы. Референдум имеет свои слабые стороны: велико число не участвующих в голосовании, решение принимается незначительным большинством, общественное мнение может измениться. Официально принято считать, что решение должно поддержать квалифицированное большинство - две трети граждан, участвующих в голосовании.

Плебисцит - опрос граждан голосованием, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории. Во внутриполитической жизни - это вопрос о доверии главе правительства. Во Франции плебисцит узаконил монархию Луи Бонапарта, В Германии референдум 19 августа 1934 года передал власть Гитлеру (90 % выступили за избрание его президентом). В некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума. С формально-юридической точки зрения процедуры плебесцита и референдума совпадают.

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Понятие политической идеологии. Политические идеологии ( от греч. idea – понятие и logos - знание ) представляют собой наиболее влиятельные формы политического сознания. С момента появления самого термина “идеология” (его ввел в научный оборот французский философ Антуан Дестют де Трасси в 1801 г.) в науке сложились различные взгляды на его содержание.

Идеология является своеобразным духовным основанием политики. Идеологические доктрины позволяют разрабатывать адекватные подходы к оценке социальных процессов, к определению текущих и перспективных целей политики.

Политика и идеология тесно связаны: политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах, идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы. В совокупности они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на реализацию поставленных целей.

Синтезируя основные подходы, можно сказать, что политическая идеология представляет, прежде всего, определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. В то же времяполитическая идеология - это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований.

Она является по преимуществу инструментом элитарных кругов, которые с ее помощью консолидируют групповые объединения граждан, обеспечивают связь с низами, выстраивают определенную последовательность действий в политическом пространстве. Идеология вместе с тем - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных интересов. Но идеология - не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия в его развитии. Система ценностей, которая закрепляется в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.
Свойства идеологии и ее функции. Политические идеологии существовали не всегда, они появились в эпоху Просвещения, выдвинувшую идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно сформулированных самими людьми целей преобразования и ожидания предполагаемых результатов. Обоснование возможности целеполагающей деятельности людей востребовало науку об идеях, в которой выражались идеалистические представления о желаемом обществе.

Роль идеологий в жизни общества обусловлена теми функциями, которые они выполняют. Исходя из того, что политические идеологии включают такие ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры, можно выделить следующие функции:

ориентационная, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти, она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

мобилизационная, смысл которой заключается в том, что, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию;

интегративная, которая состоит в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором;

амортизационная, которая означает, что, будучи способом интерпретации политической деятельности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы выражается в том, что политические идеологии могут возникать на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить этот интерес интересам других групп.

Политические идеологии выполняют указанные функции благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания (например, политической психологии): претензиям на тотальную значимость, или глобальность; нормативности. Любая политическая идеология стремиться подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.

Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения.

Основные идеологические течения в современном мире. Политические идеологии различаютсяпо двум основаниям: по предлагаемой модели желаемого общества; отношению к прогрессу и технологии его осуществления. Если по первому основанию политические идеологии можно разделить на “ правые”, центристские и “ левые”, то отношение к социальным изменениям противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, и консерваторов, стремящихся к сохранению установившегося политического порядка. Между ними располагаются силы с умеренными политическими ориентациями, предпочитающие путь постепенных реформ.

Политические идеологии, возникшие в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса и предлагали различные модели обществ и способов их реализации.

“Правые” идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако “правые” политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают в себя целый спектр политических идеологий - от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических.

“Левый” политический спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости “левые” представляют себе по-разному. Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости благодаря планово организованной экономике, приоритету общественной собственности, осуществлению принципа оплаты по труду. Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а, как равенство стартов, т.е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В отличие от коммунистов социалисты отдают приоритет частной собственности в создании эффективной экономики и зрелого гражданского общества.

Политическая история на протяжении столетий продемонстрировала зарождение и упадок многих идеологических доктрин. В последние полтора-два века наиболее заметную роль на политической арене играли следующие идеологии:

либерализм и неолиберализм. На базе политической философии английских просветителей конца XVII - ХVIII веков Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита сформировалось самостоятельное идеологическое течение - исторически первая политическая идеология - либерализм. В основу своей концепции либерализм положил идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства, правовое равенство граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, верность конкретному Отечеству.

Исходным тезисом (началом) либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида связаны с наличием зрелого гражданского общества, правового равенства граждан, политического плюрализма как принципа организации жизни общества на началах многообразия, правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества в жизнь индивида.

Либерализм стал идеологической основой западных демократий. Глубокий кризис первой трети ХХ века (1929-1933) обнаружил ограниченные возможности либерализма в сдерживании процессов нарастания социального неравенства, что потребовало изменения известной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, в нем существенно расширены социальные функции государства и границы его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме этого, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. В области экономики они отстаивают необходимость сохранения равноправного положения разных форм собственности, жизнеспособность которых должен определять рынок. Вместе с тем развитие рынка и его механизмов предусматривается осуществлять под контролем государства.

Консерватизм (термин впервые употребил Франсуа Шатобриан в начале XIX в.) представляет собой двоякое духовное явление.

С одной стороны, это психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления, независимо от ее целей и содержания.

С другой стороны, консерватизм - это и соответствующая модель поведения в политике и жизни вообще, и особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащем известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальномупорядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами.

Консерваторы ХIХ в. исходили из полного приоритета общества над человеком: “люди проходят как тени, но вечно общее благо” (Э. Берк). По их мнению, свобода человека определялась его обязанностями перед обществом, возможностью приспособиться к его требованиям, а главный вопрос о преобразованиях в обществе сводился к духовному преображению самого человека, так как сохранение прошлого в настоящем должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями.

Исходными ценностями консервативной политической доктрины являются порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как признается в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль логика прогресса задана свыше, то противоестественно вмешиваться в естественный ход исторического развития. Принимая принципы частной собственности, рынка, свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития естественного жизненного начала.

Политическим идеалом консерватизма являются сильное государство и четкая политическая стратификация, при которой власть принадлежит элите, свобода трактуется как подчинение власти и лояльность ей. Консерватизм не был идеологией новых классов, наоборот, он был реакцией на новые условия со стороны уходящих с исторической сцены старых классов, например, аристократии.

В первой половине 70-х годов ХХ в. консерватизм превратился в неоконсерватизм. Его наиболее известные представители Дэниел Белл, Збигнев Бжезинский сформулировали ряд идей, ставших ответом на экономический кризис того времени, массовые молодежные протестные движения. Требовалась структурная перестройка экономики, отвечавшая потребностям нового этапа технологической революции и созданию новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, созданием новых форм самореализации личности.

Неоконсерватизм предположил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной ответственности гражданина и государства, крепком государственном порядке и стабильности. Основная ответственность возлагалась на самого индивида, который должен рассчитывать на собственные силы и солидарность сограждан. “Государство - не дойная корова”.

Неоконсервативной идеологии придерживаются лишь некоторые крупные партии в западных странах (республиканская в США, либерально - консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев расширяется.

Коммунизм (социализм). Идеи социализма известны в мире с древних времен, однако, теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX веке. Большое значение длястановления социализма имели идеи французского мыслителя Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бабефа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за власть. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и необходимого вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. Главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные прогрессы, политика, а не экономика.

Вклад в осмысление социализма внесли мыслители нового времени Т.Мор и Т.Кампанелло, а в конце XVIII - начале XIX века утопические социалисты Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. В середине XIX века К.Маркс и Ф.Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его с процессом исторического становления более справедливого общества “всеобщего изобилия” - коммунизма.

Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения “светлого коммунистического будущего”. Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксизма. Доктринальные основы марксизма выводились из возможности тотального (абсолютного) познания окружающей действительности и формулирования законов общественного развития. Обладание знанием законов позволяет безошибочно преобразовывать общество. Схема исторического прогресса была крайне односторонней и сводилась к обусловленности общественных изменений уровнем материального производства, исключая культурные, психологические, исторические и другие факторы. Поэтому весь исторический прогресс представлялся как последовательная схема общественно-экономических формаций.

Однако, если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) создается на принципиально иной экономической основе - общественной собственности. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба были обусловлены сохранением частной собственности в руках буржуа. Революционный переход от капитализма к социализму должен был начинаться с экспроприации частной собственности и установления диктатуры пролетариата.

Новое общество характеризовалось наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы типа “удовлетворенность ощущения работы на общее благо”. Наиболее важным механизмом, который интегрирует различные элементы социальной системы, является коммунистическая партия. Для более полной реализации ее функций, как направляющей и руководящей силы, предполагалось превращение ее во властную структуру, сращивание с государством.

В.И. Ленин, пытаясь соединить эти идеи с рабочим движением в России, рассматривал социализм как цель деятельности партии “нового типа”. В.И.Ленин и его соратники стали проводниками фундаменталистского течения в социализме.

В то же время ряд немецких теоретиков (К.Каутский, А.Бебель, Э.Бернштейн), позитивно оценивая роль государства в общественных преобразованиях и утверждая приоритет мирных, эволюционных средств достижения цели, стали основоположниками теоретического ревизионизма, положив в основание социализма начало социал-демократической идеологии.

В ХХ веке были стремления модернизировать социализм. Так, австро-марксисты М.Адлер и О.Бауэр создавали “ интегративную” концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии. А.Шафф и Г.Петрович обосновали доктрину “гуманистического” марксизма; разрабатывались теории “экологического”, “христианского” социализма и т.д. Однако эти идеи не нашли широкой поддержки в мире.

Наибольшее влияние на общественное сознание в ХХ веке (в европейских странах особенно) оказала социал-демократическая идеология. Она отстаивает приоритеты социального устройства государства, в основе которого мир, справедливость, свобода, социальное партнерство.

Социал-демократическая идеология. Она своими корнями уходит во времена II Интернационала и связана с творчеством Эдуарда Бернштейна, Карла Каутского и др.В отличие от К. Маркса и его последователей, Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и всякую связь прихода социализма с этим крушением. Социализм, как считал этот теоретик, не сводится к замене частной собственности общественной. Путь к социализму - это поиск новых “товарищеских форм производства” в условиях мирного развития капиталистической экономики и политической демократии. “Конечная цель - ничто, движение - все” - таким стал лозунг реформистского социализма.

Его основные политические идеи заключались в следующем: отрицаниевсякой диктатуры как формы политической власти; приверженность принципам демократического парламентаризма; учет политического плюрализма и ориентация на консенсус при решении важнейших проблем; приоритет мирных средств достижения социалистических целей; участиегосударства в регулировании экономики и развитие рыночных механизмов; верность концепции социальной защищенности трудящихся масс; ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность.

Впоследствии многие идеи Э.Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии, сформулированную на Учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. в концепции “демократического социализма”. Главными ценностями “демократического социализма” признавались свобода, справедливость, солидарность. Реализовать эти ценности можно лишь посредством экономической, политической и духовной демократии. Вот почему в декларации социализм характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения в реализации названных ценностей, в обогащении их реального содержания. В декларации социализм в большей степени выступает как нравственная категория, нежели экономическая, хотя социал-демократия не отказывалась в то время от обобществления, ограничивая его экономической целесообразностью. На практике концепция “демократического социализма” успешно реализована в Швеции, Австрии, Швейцарии, Норвегии и т.д.

Современная социал-демократия интегрировала достижения политической мысли различных направлений, например, марксизма и либерализма, и создала идеологию, выражающую интересы широких слоев западного общества: рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Это обстоятельство вызывает интерес к идеологии социал-демократизма, поскольку выделяет ее из обычного ряда политических идеологий отсутствием претензий на глобальность и жесткую нормативность.

Социал-демократическая идеология является сегодня политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как “левая” идеология внутри марксизма. Пластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволила ей органично изменяться вместе с изменениями социальной действительности.

Фашизм. В отличие от либерализма, консерватизма, коммунизма, ориентирующихся на конкретные классы и социальные группы, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности, что обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения и самоутверждения в мире.

В политологии сложилось двоякое понимание фашизма. Одни понимают под ним сформировавшиеся идеологии в Италии, Германии, Испании в 20-30-е годы ХХ столетия. Родоначальником фашизма явился лидер левого крыла итальянских социалистов Б.Муссолини. Его теория базировалась на элитарных идеях Платона и Гегеля, проповедовала крайний национализм, прославление войны.

Идеологи итальянского фашизма стремились возродить могущество Священной Римской империи и были не столь убедительны, но национал-социализм создал идеологию, которая оказалась в состоянии сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости. Идеология национал-социализма создавала новый тип личности, свободной “от отягчающих ограничений разума, от грязных и унижающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью и, от требования свободы и личной независимости, которыми могут пользоваться лишь немногие”.

Создание условий для развития национального немецкого государства предполагалось за счет “расширения жизненного пространства на Востоке”, “устранения целых расовых единиц” и “обеспечения продовольственного снабжения”.

Фашизм существовал во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг., Португалии при Салазаре, Аргентине (1943-1955), Греции (конец 60-х), в отдельные периоды в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Таким образом, идейной основой фашизма являлись доктрины, содержащие превосходство тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и других групп общества. Поэтому от фашизма не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные и другие идеологии, сохраняющие привилегированное положение для “коренного населения”, приверженцев “подлинной веры”, “гегемона” и требующие этим группам более высокого общественного статуса.

В современной России происходит кристаллизация идеологий, предпочтений и формирование биполярной (или двухполюсной) идеологической системы - либерализм на одном полюсе и коммунизм с социал-демократизмом в разнообразных его формах - на другом. Центристские ориентации до сих пор остаются весьма невыразительными.

Основные группы политических идеологий в Российской Федерации выглядят следующим образом:

демократическо-либеральная, выступающая за продолжение радикальных рыночных реформ в западном духе (ее приверженцами считают себя до 20% опрашиваемых граждан);

национал-патриотическая или идеология “русских националистов ”, предлагающая своим сторонникам некий самостоятельный “русский путь” развития (ее сторонниками считают себя до 10% опрашиваемых);
коммунистическо-патриотическая идеология сторонников социализма, ее адептами полагают себя до 20% опрашиваемых;

настроения “центризма” проявляют люди, не поддерживающие крайне правые и левые экстремистские группировки, в опросах они занимают 17-20%. Это та часть электората, которая еще ждет появления идей, способных привести к власти представителей среднего класса.
Взаимодействие этих групп идеологий на политическом пространстве России формирует феномен, известный в науке как “идеологический дискурс ”. В полемике представителей трех основных доктрин - социалистической, националистической и либерально-демократической, - в их непосредственном соперничестве складываются факторы, которые определяют и темпы реформирования, и сам характер экономического и социально-политического устройства нашей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: