Основные стадии избирательного процесса

а) Назначение выборов и образование избирательных округов и избирательных участков.

Подготовительная стадия начинается с принятия решения о назначении выборов. Существует несколько подходов к определению времени их проведения.

Для первого характерно определение в законодательстве даты голосования (Мексика, США, Латвия, Швеция). Так в соответствии с Избирательным кодексом Коста-Рики (статья 98) выборы проводятся раз в четыре года в первое воскресенье февраля. В Эстонии очередные выборы в Государственное собрание проводятся в первое воскресенье марта на четвертый год после предыдущих выборов (часть 3 статьи 60 конституции). Подробные положения в большой степени характеры для президентских республик, в которых не допускается досрочное прекращение полномочий выборных государственных органов. Вместе с тем подобные нормы встречаются и в законодательстве стран с иной формой правления. Данный подход создает ощущение стабильности государственных институтов, позволяет сформировать определенные поведенческие установки у избирателей.

Второй подход заключается в том, что законодатель не определяет конкретную дату проведения выборов, а лишь устанавливает в каких временных рамках должны состояться выборы. При этом сроки проведения выборов могут увязываться с истечением полномочий выборного органа (Чехия, Польша, Болгария, Беларусь), датой издания акта о назначении выборов (Испания), истечением определенного срока после начала полномочий органа, состав которого переизбирается (Сейшельские Острова). В случае досрочного прекращения полномочий парламента дата новых выборов устанавливается в течение определенного срока либо после его роспуска (Германия - 60 дней), либо после принятия решения о досрочных выборах (Латвия – три месяца, Эстония не ранее 20 и не позднее 40 дней). Такой подход более типичен для стран с парламентской формой правления, в которых отношения между правительством и парламентом строятся на доверии и случаи досрочного прекращения полномочий парламента нередки.

Для третьего подхода характерно отсутствие в законодательстве специальных положений о сроках проведения выборов, устанавливаются лишь временные рамки между роспуском старого и созывом нового парламента. Так, в Великобритании они составляют 20 дней после роспуска палаты общин. Дату роспуска определяет премьер-министр с учетом расстановки политических сил в стране, а королева издает прокламацию, в которой указывается дата новых выборов. В Канаде формально роспуск палаты общин относится к компетенции генерал-губернатора, однако он также юридически оформляет решение главы правительства.

В ряде стран (Индонезия, Коста-Рика, Швеция) предпочтение отдано одновременному проведению выборов различных органов по всей стране. Это позволяет в определенной степени сэкономить средства налогоплательщиков на покрытие расходов на организацию и проведение голосования. Однако подобная модель приемлема только в том случае, если срок полномочий всех органов совпадает, а это встречается достаточно редко. На практике большинство стран проводит разные виды выборов в разное время, что позволяет более адресно осуществлять избирательную компанию.

В законодательстве некоторых стран устанавливаются определенные ограничения в отношении назначения выборов. В конституции Турции (часть 1 статьи 78) и Греции (часть 3 статьи 53) допускается отсрочка выборов в связи с войной. В Литве (часть 3 статьи 58 конституции) президент не может объявить о досрочных выборах сейма, если до истечения срока полномочий президента осталось менее шести месяцев, а также, если после досрочных выборов сейма не прошло шести месяцев. Введение подобного положения показывает, что литовский законодатель рассматривает досрочный роспуск парламента как чрезвычайное обстоятельство, поэтому президент не может воспользоваться возможностью назначения досрочных выборов в любое время в зависимости от собственных политических интересов.

Как показывает практика, издание акта о назначении выборов в тех или иных странах входит в компетенцию различных органов. В целом все государства можно разделить на две большие группы. К первой относятся те, в которых только один орган имеет право назначать выборы (Беларусь – Верховный Совет, Коста-Рика – Верховный избирательный трибунал, Бенин – Совет министров, Испания – король). Ко второй принадлежат государства, в которых несколько органов могут осуществлять данное полномочие. В Болгарии, например, Народное собрание назначает выборы президента (статья 84 конституции), а последний соответственно объявляет выборы в парламент и в органы местного самоуправления (статья 98).

Во многих странах всеобщие выборы проводятся только в нерабочие дни. Например, в Австрии, согласно части 3 статьи 26 Федерального конституционного закона, день выборов в Национальный совет (нижнюю палату парламента) должен приходиться на воскресенье или иной общий день отдыха. Но есть и другие решения. В США, как мы видели, день всеобщих выборов – вторник. Это продиктовано различным подходом к принципу свободы выборов. Упомянутая статья австрийского Федерального конституционного закона в части 1 разрешает землям вводить обязательный вотум, а следовательно, надо обеспечить избирателям наилучшие возможности для реализации права голоса. В США же исходя из того, что участие в голосовании – дело самого избирателя: захочет проголосовать, так найдет время сделать это и в рабочий день.

Чаще всего избирательный процесс начинается с создания избирательных округов.

Это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания депутатов в представительные органы государства и местного самоуправления. Они могут образовываться специально, но нередко избирательными округами служат территории субъектов федерации или единиц политико-территориального деления.

В тех случаях, когда избирательные округа не образуются, вся страна представляет собой единый избирательный округ. Избирательный округ – это наиболее частая разновидность избирательных единиц. В случае формирования представительных органов не по территориальному, а по какому-либо иному принципу избирательными единицами могут служить какие-либо иные объединения избирателей.

Избирательные округа бывают трех видов:

1. Одномандатный избирательный округ (униноминальный, одноименной). По одномандатному округу избирается один депутат. Кандидатов может быть несколько, но всегда это представительство одного депутата. Одномандатные округа характеры для мажоритарной системы (США, Великобритания, Канада, Индия и др.).

2. Многомандатный округ (полиноминальный, многоименный). От него избирается несколько депутатов. Такие округа характерны для пропорциональной системы (Финляндия, Швеция, Голландия, Норвегия).

3. Единый округ. Это, может быть, наиболее редкий вид округа, характеризующийся тем, что он совпадает с границами страны. По единому округу избираются сразу все депутаты. Единый округ обычно применяется в двух случаях: при пропорциональной избирательной системе и в сравнительно небольшой стране. К числу таких стран относятся Израиль, ЮАР, Габон, Малави. По единичному округу проходят выборы Сената в Уганде и т.п.

Порядок разделения территории на избирательные округа имеет весьма важное политическое значение, ибо, от этого могут зависеть результаты выборов. Поэтому обычно он устанавливается законом, а подчас основные его принципы включаются в Конституцию. Например, согласно статьи 49 Бельгийской конституции 1831 года, число мест, предоставляемых в Палате представителей (нижней) каждому избирательному округу, должно быть пропорционально численности его населения, для чего эта численность делится на национальный делитель, получаемый от деления численности населения страны на 212 (число мест в палате); оставшиеся места передаются тем избирательным округам, у которых после деления на национальный делитель оказался наибольший остаток. Перераспределение числа мест между округами производится Королем после проводимой каждые 10 лет переписи населения, результаты которой подлежат опубликованию в течение шести месяцев, а еще через три месяца следует определить число мест, передаваемых каждому округу. Новое перераспределение допустимо, начиная со следующих всеобщих выборов (следовательно, частичные выборы проводятся по тем же округам, по которым проводились всеобщие). Число и границы избирательных округов определяются законом, который должен обеспечивать для избирателей равенство необходимых условий в ходе избирательных действий.

В Великобритании избирательные округа пересматриваются законом раз в 15 лет по предложению комиссии, возглавляемой спикером (председателем) Палаты общин. При этом должны учитываться границы территориальных единиц и округа должны иметь «демографически сравнимое значение». В Германии определение избирательных округов по выборам в Бундестаг Законом о федеральных выборах в Бундестаг 1956 года в редакции 1993 года (параграф 3) возложено на назначаемую Федеральным президентом постоянную комиссию по установлению границ избирательных округов, в состав которой входят глава Федерального статистического ведомства, один судья Федерального административного суда и пять других членов. Доклад комиссии представляется федеральному министру внутренних дел, который безотлагательно передает его Бундестагу и публикует в федеральном правительственном бюллетене.

В принципе избирательные округа должны нарезаться так, чтобы обеспечить равный вес голосов избирателей, о котором говорилось выше как о непременном элементе равного избирательного права. Это значит, что одномандатные избирательные округа создаются с примерно одинаковым числом жителей. Поскольку, однако, возможны существенные колебания между регионами по числу граждан, по тем или иным причинам не имеющих права голоса (например, вследствие резких различий уровня рождаемости есть регионы с большим и малым числом детей) то для обеспечения равного веса голоса в качестве нормы представительства может быть принято число не жителей, а избирателей. Однако это бывает редко: депутат представляет все же не только избирателей, но всю совокупность жителей своего избирательного округа.

Что же касается многомандатных избирательных округов, то если число мандатов в каждом из них одинаковое, они также должны быть примерно равны по числу жителей (избирателей). Обычно же такие избирательные округа имеют различное число мандатов, и в этом случае оно должно соответствовать численности населения округа. Меньший вес голоса в большем по населению округе уравновешивается тем, что в этом большем округе избиратель влияет на выборы большего числа депутатов.

При создании территориальных избирательных округов очень важно оптимально определить их размеры, поскольку манипулирование при нарезке округов может предопределить итоги выборов. Не случайно в законодательстве многих стран оговариваются требования, которые должны учитываться при определении их границ (Италия, Германия). При избрании Государственной Думы в Российской Федерации допустимое отклонение численности избирателей в территориальных округах в пределах субъекта федерации не могло быть более 10%, в труднодоступных и отдаленных районах – 15%, а в Литве при избрании сейма – 25%, В Англии один округ от другого может отличаться по численности населения на 25%. В Германии допускается, видимо, самое большое отклонение в мире – до 33%. Это приводит к тому, что один избирательный округ может быть в полтора-два раза больше другого по населению, по площади, по экономическим и политическим потенциалам. Этим пользуются ловкие политики для того, чтобы добиться своих целей. Например, жители сельской местности могут поддерживать не те партии, что жители городов, и при умышленной «нарезке округов» образуются большие по численности городские округа и небольшие по численности, но большие по площади сельские. При помощи таких манипуляций члены одной партии могут быть представлены в парламенте более многочисленной группой, чем члены другой партии. Вообще, такая политика (она называется «выкройка округов» или «избирательная геометрия») в некоторых странах активно используется. В прошлом веке этим славились США. У них есть свой термин «Джерримендеринг». Это название в честь одного из американских губернаторов – Джерри, который в начале прошлого века славился выкройкой самых причудливых округов для того, чтобы сторонники его политического курса, по политической партии, были представлены в этом причудливом округе максимально полно. Такие округа еще назывались «башмачными завязками», потому что имели вид длинного шнурка или какую-нибудь еще причудливую форму (седла, осьминога).

В 1962 году верховный суд США в решении по делу «Бэйкер против Карра» признал такую практику незаконной и постановил, что все избирательные округа должны нарезаться «существенно равными» в соответствии с принципом «один человек – один голос». Сейчас «избирательная геометрия», может быть, те такая популярная вещь как в старые времена, но отклонения от так называемой нормы представительства имеются в ряде стран Европы и Америки, а в развивающихся странах «избирательная геометрия» применяется весьма эффективно и сегодня.

Избирательные участкиэто территориальные единицы, объединяющие избирателей общим местом голосования. Они имеют чисто техническое значение и зачастую регулирование их организации осуществляется не законом, а подзаконным актом вплоть до инструкции министерства внутренних дел.

Во Франции избирательными участками являются коммуны – низовые единицы политико-административного деления территории страны. В Испании такие единицы могут делиться на несколько избирательных участков (секций), охватывающих от 500 до 2 тыс. избирателей. В Италии коммуны также могут делиться на избирательные участки, охватывающие от 100 до 800 избирателей, а в труднодоступных местностях от 50 до 100 избирателей.

б) Избирательные органы.

На эти органы (комиссии, бюро, президиумы и т.п.) возлагается организационное руководство всем избирательным процессом. Среди них различаются:

- территориальные, включая центральные, система которых основывается на системе политико-территориального устройства государства;

- окружные, действующие в избирательных округах в случаях, когда избирательные округа не совпадают с политико-территориальными единицами;

- участковые, действующие в избирательных участках.

В разных странах они создаются и действуют по-разному. Функции централизованных избирательных органов в одних странах выполняет Министерство внутренних дел – например в Англии, Франции, Италии. Министерство внутренних дел в этих странах занимается такой специфической деятельностью.

Во второй группе стран создаются специальные избирательные комиссии, в которые входят представители крупнейших партий и представители правительства (Германия, Австрия, Мексика и т.п.). Кроме представителей партий в Австрии и Мексике в такую комиссию входят также министры внутренних дел, а в Германии – председатель Главного государственного статистического управления.

В третьем группе государств Центральные избирательные комиссии создаются в виде государственного органа, там работают государственные служащие, получают заработную плату и считаются несменяемыми и постоянно действующими чиновниками.

В четвертой группе стран (США) центральных избирательных органов в масштабе страны вообще не создается, а они есть только на уровне субъектов федерации. Вся официальная сторона выборов там находится в руках отдельных штатов. Поскольку в США 50 штатов, там 50 таких центральных избирательных органов. Этой сферой обычно занимается Секретарь штата. В некоторых штатах создаются специальные избирательные комиссии.

Окружные избирательные органы в различных странах также образуются по-разному. В одной группе стран (Великобритания, Голландия, Индия, Новая Зеландия) никаких избирательных комиссий не создается. Функцию контроля, надзора выполняет специальный чиновник – уполномоченный по выборам. Этот чиновник может в другое время выполнять какие-то свои основные функции, но во время выборов обязанность контроля за выборами лежит на нем. В Англии в роли такого уполномоченного по выборам выступает либо мэр города, либо шериф графства.

Во второй группе государств подсчет голосов и другие функции в масштабе округа, (рассмотрение споров, уточнение и т.д.) производит специальная комиссия, которая состоит из государственных служащих, работников этого низового уровня; также туда входят судьи, и могут входить депутаты местных выборных органов.

В третьей группе стран создаются окружные избирательные комиссии с представительством партийных деятелей, но эти комиссии, в основном, состоят из представителей местных органов управления и самоуправления. Такие окружные комиссии создаются в Германии и в Австрии.

Низовое звено (участковые избирательные органы), как правило, назначаются вышестоящими избирательными органами либо местными органами самоуправления. В основном в таких местных участковых комиссиях главные функции выполняют представители местной администрации, управления и самоуправления. Они могут образовывать специальные коллегии, им иногда помогают добровольцы, представители партий. В любом случае наблюдатели от партий всегда на избирательных участках присутствуют.

Центральные избирательные органы занимаются образованием либо утверждением избирательных округов и участков, утверждением списков кандидатов в депутаты, осуществлением общего контроля над проведением выборов, назначением лиц для разрешения споров, для подведения итогов выборов и оглашения их результатов.

Окружные и участковые избирательные органы выполняют функции составления списков избирателей, рассмотрения спорных моментов, соблюдения правил голосования. Они выявляют нарушения, пресекают их и т.д.

в) Регистрация избирателей и выдвижение кандидатов.

Она представляет собой необходимое условие осуществления избирателем своего права голоса и означает включение лица в список избирателей, на основании которого он сможет быть допущенным к голосованию. «Назначение регистрации избирателей – установить до выборов личность имеющего право голоса таким образом, чтобы только этот человек мог подать избирательный бюллетень», - отмечает западный исследователь избирательного права Р.Дж. Карлсон в своей книге «Системы регистрации избирателей в Канаде и Западной Европе».

В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей (Нидерланды, Бельгия, Польша, Дания). В латиноамериканских государствах и Испании на центральном уровне действуют специальные службы, курирующие данные вопросы. Так, в Мексике «Национальный реестр избирателей является осуществляющим технические функции учреждением, предназначенным для организации выборов, подчиненным Федеральной избирательной комиссии и обязанным проводить регистрацию мексиканских граждан, подготовку избирательных списков и постоянного обновления» (статья 11 федерального закона о политических организациях и избирательном процессе). В Швеции составление списков относится к ведению налогового управления, а в Израиле – к компетенции министерства внутренних дел.

Различают две системы регистрации избирателей – необязательная и обязательна я регистрация.

При необязательной регистрации закон не устанавливает обязанности для государственных органов регистрировать всех избирателей. В списки включаются только те граждане, которые сами проявили инициативу – пришли на избирательные участки и попросили включить их в избирательные списки. Главная задача избирательных органов – проверить соответствие гражданина избирательным цензам, и если этот гражданин отвечает всем необходимым требованиям, то его зарегистрировать. Понятие «необязательность» относится к государственным органам. Такая система существует в США и в большинстве стран Северной и Южной Америки.

Система необязательной регистрации имеет две разновидности: постоянная регистрация и периодическая. Постоянная регистрация существует в большинстве штатов США – избиратели, однажды включенные в списки, остаются там на всю жизнь и вычеркиваются из списков лишь в случаях смерти либо переезда в другую местность.

При системе периодической регистрации старые списки время от времени ликвидируются и составляются новые. Такие периоды могут быть различными. Они могут быть равны 2, 4, 6 годам, вплоть до 12 лет. Избиратель, спустя эти промежутки времени, должен заново регистрироваться.

Обязательная регистрация означает, что избиратель не должен проявлять свою инициативу и являться на избирательный участок для регистрации, а вот государственные органы обязаны выявить избирателя и внести его в списки. Здесь понятие обязательности относится к государственным органам: они обязаны зарегистрировать всех лиц, которые должны участвовать в выборах. Эта система также имеет две разновидности: система постоянных списков и сменяемых списков. Это похоже на предыдущие регистрации при необязательной регистрации.

Постоянные списки составляются на неопределенный период времени, но периодически пересматриваются. В ряде стран они пересматриваются один раз в год (Италия, Франция, Япония, Великобритания), в некоторых странах – каждые два года. Недостаток этой системы в том, что если была проведена перерегистрация, а гражданин по каким-то причинам не попал в список, то ему придется самому проявлять инициативу и позаботиться, чтобы его включили в списки.

Система сменяемых списков – самая удобная для граждан. Суть ее в том, что списки избирателей составляются перед каждыми выборами. Для избирателя нет никаких проблем, он в абсолютном большинстве случаев уверен, что перед каждыми выборами придут соответствующие чиновники, зафиксируют его и затем пришлют извещение о необходимости явиться на выборы. Такая система существует в Германии и в некоторых других странах. Она справедливо считается самой удобной и демократичной системой регистрации.

Сам по себе избирательный список является важнейшим документом, так как он определяет круг участников голосования и удостоверяет право гражданина на участие в голосовании. Поэтому весьма существенно, чтобы избирательный список был прост, содержал бы лишь необходимые реквизиты, был понятен для избирателя. Это не всегда делается. Например, в штате Луизиана (США) избирательный список содержит 16 реквизитов, что, конечно, не только затрудняет регистрацию, но и позволяет лишить кого угодно права голоса. Для этого достаточно сознательно исказить данные по одному из пунктов избирательного списка. Список избирателей публикуется, и каждому избирателю выдается избирательная карточка или избирательное удостоверение для выборов. После выдачи бюллетеня там ставится штамп, что избиратель уже проголосовал.

Во Франции в случае исключения избирателя из списка мэр обязан уведомить его об этом; такое решение административной комиссии может быть обжаловано в суд малого процесса, принимающий окончательное решение, на которое, однако, может быть принесена жалоба в Кассационный суд. Сброшюрованные списки избирателей хранятся в архиве коммуны, и любой избиратель может получить из этих списков сведения и копии, что имеет большое значение для контроля возможных злоупотреблений (голосование «мертвых душ» и т.п.). А в Испании запрещено предоставление любой информации об избирателях, содержащейся в списке избирателей (он считается единым для страны), за исключением удовлетворения потребностей судопроизводства, однако представители кандидатов и представители общественных объединений, выдвинувших кандидатов, могут получить в день оглашения кандидатов копию списка избирателей тех избирательных округов, где эти кандидаты баллотируются. Сам избиратель получает избирательную карточку, где содержаться все его данные, включенные в список избирателей.

Выдвижение кандидатов – это наиболее важная после голосования стадия избирательного процесса: именно на этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, сенаторы, советники местного самоуправления и другие выборные. Процедура или порядок выдвижения кандидатов в депутаты закрепляется обычно в законодательных или подзаконных актах. Эта процедура представляет собой порядок, согласно которому гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты или на какую-либо избираемую должность, и его имя будет внесено в избирательный бюллетень. Выдвижение кандидата в депутаты – важный этап избирательной кампании, поскольку после этой процедуры устанавливается круг лиц, из которых граждане выберут наиболее достойных. Тот, кто не будет внесен в избирательный бюллетень, в выборах участвовать, как правило, не может. В некоторых случаях в бюллетенях оставляют пустую графу и избиратель вправе вписать любую фамилию.

Существует ряд способов выдвижения кандидатов в депутаты. В разных странах они различны, но их можно свести к следующим:

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача заявления о регистрации, подписанного самим кандидатом. Это можно назвать самовыдвижением. Иногда требуется, чтобы кроме подписи будущего кандидата, эта бумага имела подписи одного или двух избирателей, как бы удостоверяющих личность этого кандидата. Кроме этого, в ряде стран предусмотрено внесение избирательного залога.

2. Выдвижение кандидата путем сбора подписей избирателей. То есть избиратели не заверяют подпись кандидата, а как бы выдвигают его от себя. Положение о выдвижении кандидата в некоторых странах подписывается всего одним избирателем, как например, во Франции; а в Великобритании, Ирландии, Австралии - т.е. странах англосаксонской правовой системы – 10. Это как бы микропетиция по выдвижению кандидата. В других странах подписей может быть и больше. Например, в Швейцарии требуется 12 подписей, а в Голландии – 25, а в Бельгии (до недавнего времени) требовались подписи от двухсот до пятисот избирателей.

3. В последние годы становится все более распространенным выдвижение кандидатов политическими партиями. Такой порядок распространен в Европе для выдвижения кандидатов в нижние палаты парламентов Германии, Австрии, Финляндии, а также Японии и других стран.

Можно сказать, что различаются формальные и фактические способы выдвижения. Например, согласно законодательным правилам Великобритании, кандидат выдвигает свою кандидатуру самостоятельно, и ее должны поддерживать не менее 10 избирателей. Но фактически кандидаты в парламент Великобритании выдвигаются политическими партиями, и в каждом избирательном округе Великобритании есть партийная организация от крупнейших партий, которые санкционируют и регистрируют своих кандидатов. Без такой санкции или регистрации кандидат не может ссылаться на партийную принадлежность. Поэтому, с одной стороны, в ряде стран идет выдвижение от партий, с другой стороны, параллельно с этим кандидат приносит в соответствующий избирательный орган свое заявление с определенным числом подписей избирателей. Без соответствующего партийного решения он не может пользоваться поддержкой партии и будет зарегистрирован как беспартийный.

В некоторых странах кандидаты от партий подбираются не местными партийными организациями, а для этой цели созываются партийные собрания, конференции и даже съезды. Конечно, на конференциях, когда утверждаются списки кандидатур, эта процедура носит несколько формальный характер, но, с другой стороны без соответствующего оформления, без протокола, выписок из решения съезда в избирательных бюллетенях не обозначается партийная принадлежность кандидата. В этом случае он будет независимым и не будет пользоваться материальной и моральной поддержкой партии и может рассчитывать только на свои силы и на своих ближайших сторонников.

В общем виде можно отметить некоторые тенденции, касающиеся выдвижения кандидатов политическими партиями.

Во-первых, в ряде стран участие в выборах рассматривается как необходимое условие статуса политической партии. В Швеции партия вычеркивается из реестра, если она не выдвигает своих кандидатов на двух подряд очередных выборах в Риксдаг или выборах органов местного самоуправления, проводимых во всем государстве (параграф 6 закона о выборах). В Германии объединение утрачивает статус партии, если оно в течение шести лет не участвует в выборах в Бундестаг или один из ландтагов (пункт 2 параграфа 2 закона о политических партиях). Во-вторых, во многих странах партии, которые имеют собственные фракции в парламенте, не должны представлять установленного числа подписей избирателей (Израиль, Польша, Чехия). В-третьих, в законодательстве некоторых стран предусмотрены достаточно жесткие требования в отношении выдвижения кандидатов в установленном числе избирательных округов. Например, в Нидерландах любая партия, которая хочет участвовать в выборах должна выдвинуть свой список в каждом из 18 избирательных округов, причем один и тот же кандидат может быть внесен в партийные списки в различных округах. Поэтому перед партией встает выбор, представлять ли в округах одни и те же либо полностью или частично различающиеся партийные списки. В определенной степени это зависит от того, насколько велик выбор кандидатов у конкретной партии и в какой степени данные лица пользуются поддержкой в определенных избирательных округах. Аналогичные проблемы возникали и в России, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 22 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году избирательные объединения могли разбивать общефедеральный список на региональные группы. Этим правом воспользовались только шесть из тринадцати зарегистрированный объединений. Практика показала, что большинство избирательных объединений не обладали достаточно мощными структурами в регионах и испытывали определенные сложности с подбором кандидатур на уровне субъектов федерации: пять из шести избирательных объединений чаще всего представляли списки из одного кандидата. Сходные подходы возможны и в странах, где при формировании парламента одновременно используется пропорциональная и мажоритарная система в отношении представления общенационального списка. Так, в Албании партия имеет право выдвинуть такой список только в том случае, если она уже выставила своих кандидатов в 33 избирательных округах в девяти регионах страны. В-четвертых, в отдельных странах устанавливаются льготы для отдельных партий. Например, в Германии и Дании они касаются партий национальных меньшинств, на которые не распространяется требование сбора установленного числа подписей избирателей при выдвижении своих кандидатов в избирательном округе.

В-пятых, процесс выдвижения практически аналогичен выборам. Такой процесс называется первичными выборами или выдвижение посредством первичных выборов (праймериз). Эта процедура применяется в США, где избиратели, поддерживающие ту или другую партию, решают путем голосования, чья кандидатура будет затем фигурировать в качестве кандидата от партии. Другими словами, кандидатуру определяют не руководящие органы партии, а избиратели, голосующие за данную партию. Кандидат от партии должен быть популярен среди ее электората.

В зависимости от строгости установления партийной принадлежности избирателя в США различают два основных вида праймериз. К категории открытых праймериз относятся те, для участия в которых либо вообще не требуется установления партийной принадлежности, либо соответствующая процедура настолько проста, что любой избиратель может сам определить свою партийную принадлежность. Избиратель получает от чиновника по выборам бюллетень той партии, за кандидатов которой он намерен голосовать. Для участия в закрытых праймериз избиратель обязан доказать свою партийную принадлежность. Он должен произнести присягу или сделать торжественное заявление о том, что на предшествующих выборах голосовал за соответствующую партию. Тайное голосование исключает возможность проверки правдивости заявления избирателя о своей партийной принадлежности. В силу этого разница между открытыми и закрытыми праймериз не может быть существенной.

Таким образом, праймериз позволяет выяснить реальные шансы кандидатов и выдвинуть политиков, которые пользуются популярностью у избирателей и реально могут победить на выборах. В-шестых, модель предполагает, что кандидатуру выборного должностного лица должны поддерживать не просто избиратели, а определенные должностные лица. Она используется для выборов президента Франции и соответствующих должностных лиц ее бывших колоний (например, Бенин). Введение подобной модели было связано с особенностями развития послевоенной Франции. В соответствии с конституцией в редакции 1958 года президента выбирала специальная избирательная коллегия, состоящая из членов парламента, генеральных советов и ассамблей заморских территорий, а также представителей муниципальных советов (статья 6). После введения в 1962 году прямых выборов президента была обеспечена определенная преемственность институтов, поскольку правом выдвижения кандидатур наделялись 500 граждан, являющихся членами парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных собраний заморских территорий или мэрами (статья 3 закона от 6 ноября 1962 года № 62-1292 о выборах президента).

Во многих странах используется модель, предполагающая наличие различных субъектов для выдвижения кандидатов. В ряде бывших социалистических стран, осуществляющих переход к демократическому режиму, происходит становление многопартийности, поэтому правом выдвижения кандидатур на парламентских выборах наделяются различные виды объединений граждан (Россия, Польша, Беларусь). Так, в конституции Республики Беларусь в качестве возможных инициаторов выдвижения кандидатов указаны и трудовые коллективы – традиционные субъекты советского избирательного права (статья 70). В тех случаях, когда для избрания парламента или одной из его палат используется смешанная избирательная система, право выдвижения кандидатур предоставляется как избирателям, так и политическим партиям (Германия, Болгария, Албания). В Ирландии и в Японии возможно самовыдвижение или выдвижение другим лицом, внесенным в список избирателей того округа, в котором будет баллотироваться кандидат. В Беларуси при избрании президента применяется определенная модификация французской модели: кандидаты на должность президента выдвигаются не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, гражданами Республики Беларусь – при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей (часть 2 статья 97 конституции).

Таким образом, во многих странах выдвигаемый кандидат должен показать, что располагает определенной общественной поддержкой. Это необходимо, чтобы избежать появления множества чисто случайных кандидатов, которых никто не знает и которые никого, кроме себя, не представляют. При некоторых избирательных системах обилие кандидатов может привести к тому, что для избрания окажется достаточно лишь несколько процентов голосов. Представьте себе, что в одномандатном избирательном округе баллотируются более трех десятков кандидатов. В среднем на каждого из них придется по 3% голосов, и тот, кто получит, скажем, 3,5%, вполне может оказаться избранным.

Во Франции же, да и в ряде других стран (Ирландия, Нидерланды, Австралия), где кандидатом стать проще, нужно внести избирательный залог. Он хотя и не слишком обременителен, однако может серьезно ограничить избирательные аппетиты малых партий, да и отдельных кандидатов, не имеющих богатых спонсоров. Залог применяется как при мажоритарных, так и при пропорциональных избирательных системах. Он отчуждается в первом случае, если кандидат не наберет определенной доли от общего количества поданных по округу голосов; во втором – определенной доли от избирательного метра, вычисленного по соответствующему округу.

Так в Великобритании чиновнику по выборам представляют «документ о номинации», заполненный кандидатом и подписанный 10 гражданами, а также заявление о согласии баллотироваться в качестве кандидата. Помимо этого, обязательным условием является внесение избирательного залога в размере 500ф.ст., который возвращается кандидату, если он соберет не менее 5% голосов избирателей. В Канаде кандидата должны поддержать 25 избирателей, и избирательный залог (200 канадских долларов) будет возмещен только в том случае, если за кандидата проголосовало 15% избирателей.

Аналогичная практика существует в Бельгии. Японии, Австралии, Ирландии и некоторых других странах. Лицо, выполнившее необходимые условия, получает официальный статус кандидата с момента регистрации соответствующим избирательным органом или с момента оглашения кандидатуры.

Следующим этапом в рамках подготовительного периода является избирательная кампания, в ходе которой избиратели знакомятся с кандидатурами и предвыборными платформами, а общественные объединения и кандидаты осуществляют предвыборную агитацию и пропаганду.

г) Агитационная кампания.

Эта стадия избирательного процесса, несмотря на свою важность (от нее во многом зависит, кто конкретно будет избран), часто имеет минимальное правовое регулирование. Здесь большой простор для самостоятельной деятельности субъектов этого процесса. Тем не менее, в некоторых странах она урегулирована специально.

Дело в том, что если в XVIII – XIX веках, да и в начале XX-го политические силы оказывали на избирателя преимущественно прямое влияние вплоть до подкупа (например, давали избирателю ботинок и заполненный бюллетень, а когда избиратель выходил и выносил пустой бюллетень, чем подтверждал, что заранее заполненный опустил, то получал второй ботинок). Развитие же аудиовизуальных средств массовой информации, то есть, попросту говоря, радио и телевидения, способствует мощному косвенному воздействию практически на весь избирательный корпус, особенно, пожалуй, на ту его часть, которая не читает периодическую печать, по крайней мере ее политические материалы.

В последнее время все большее распространение приобретает практика «профессионализации» избирательной кампании и растет число фирм, специализирующихся на оказании услуг по разработке и проведению эффективной кампании конкретных лиц и объединений.

В законодательстве большинства стран в общем виде закрепляются сходные принципы избирательной кампании. В компактном виде они сформулированы в части 3 статьи 116 конституции Португалии: «Во время проведения избирательной кампании действуют следующие принципы: а) свобода пропаганды; б) равные возможности для всех кандидатов; в) беспристрастное отношение официальных учреждений ко всем кандидатам; г) контроль за расходами на избирательную кампанию».

В тех случаях, когда проведение выборов на многопартийной основе представляет один из первых шагов в направлении демократизации режима, могут разрабатываться достаточно подробные кодексы поведения на выборах, которые должны подписать все политические партии и кандидаты, намеревающиеся принимать участие в выборах. Подобный кодекс был предусмотрен в качестве приложения к Акту о выборах Национального собрания и провинциальных легислатур ЮАР 1993 года. В этом документе приведен перечень прав кандидатов и политических партий; выражать различные политические мнения, обсуждать политику и программы других партий, свободно агитировать в целях привлечения новых членов и получения поддержки избирателей, проводить митинги и посещать митинги, проводимые другими лицами, распространять литературу о выборах и предвыборные материалы, публиковать объявления и рекламу, устанавливать флаги, плакаты, афиши, осуществлять законными методами свободную избирательную кампанию. Кроме того, предусмотрены и определены обязательства, направленные, на обеспечение мирного характера избирательной кампании (отказ от практики насилия и запугивания, запрет ношения оружия во время митингов и демонстраций, отказ от публикаций и распространения не соответствующих действительности или подстрекательных заявлений, проведение митингов, шествий различных объединений в разное время, недопустимость заимствования символов и повреждения агитационных материалов других партий).

Определенные различия существуют в регламентации сроков избирательной кампании. Во всех странах закреплен сходный подход к временным рамкам ее завершения – за 24 часа до голосования или в день накануне голосования. Грамотно построенная избирательная кампания оказывает определенное психологическое воздействие, введение моратория на осуществление предвыборной агитации позволяет снизить эффект «внешнего» давления и дать возможность избирателю сделать самостоятельный и взвешенный выбор. Однако в отношении ее начала подобное единство отсутствует. В качестве точки отсчета указывается: объявление даты голосования (Румыния, Польша), регистрация конкретных кандидатов (Россия) или опубликование министерством юстиции их списка(Литва), определенный день до даты голосования (15 – Бенин, Турция; 21 – Израиль; 23 – Словакия).

Во многих странах установлены ограничения предвыборной агитации по месту проведения и лицам. Это обусловлено различными причинами. Хотя общенациональная избирательная кампания является важным политическим мероприятием, она не должна посягать на нормальную жизнедеятельность государственных органов, принудительно вторгаться в частную жизнь граждан. Не случайно в ряде стран запреты распространяются на территорию воинских частей и деполитизированных учреждений (Албания), общественный транспорт (Болгария). В Канаде запрещается размещать предвыборные материалы на стенах жилых домов, а в Польше – государственных зданий. Персональный запрет ведения предвыборной агитации может вытекать из общей концепции политической беспристрастности определенных должностных лиц (в Испании он распространяется на лиц, состоящих на действительной службе в органах государственной безопасности, полиции, судей, магистратов, прокуроров), а также быть связан с профессиональными возможностями воздействовать на избирателя (в Литве сотрудники средств массовой информации, если они не являются кандидатами, не могут принимать участие в избирательной кампании).

В одних странах кандидаты и политические партии достаточно свободны в выборе форм и средств предвыборной агитации (Россия), а в других данные вопросы довольно жестко регламентируются. Так, во Франции во время президентских выборов каждый кандидат может поместить одну афишу с указанием времени предвыборных собраний и по желанию – времени передач по радио и телевидении, а также перед каждым туром голосования послать избирателям один текст с изложением своей позиции. В стране создается даже специальный орган – Национальная комиссия по контролю за избирательной кампанией, которая следит за соблюдением законодательства.

Одним из отличительных признаков политической жизни в современный период является широкое распространение средств массовой информации и доступность результатов опросов общественного мнения. Законодатели многих стран не могут не учитывать данные факторы при регламентации избирательной кампании. В отношении предвыборной агитации основной акцент делается на определении критериев доступа кандидатов и политических партий на телевидение и радио. Демократическое государство принимает меры против монополизации средств массовой информации, в избирательном законодательстве содержаться подчас дополнительные гарантии. При этом, как правило, определяется общее эфирное время, выделяемое на предвыборную агитацию (например, согласно статьи 40 закона Кабо-Верде о выборах президента 1990 года на национальном телевидении резервируется время для выступлений кандидатов или их представителей: ежедневно 20 минут между 20 и 21 часом, а на национальном радио – 60 минут с 12 до 20 часов), а также порядок его распределения между партиями и кандидатами (во Франции при избрании Национального собрания оппозиции и партиям и объединениям, принадлежащим к правительственному большинству, гарантируется 1,5 часа эфирного времени на государственных каналах радио- и телевещания, а его распределение между конкретными партиями производится либо на основании соглашения председателей фракций, либо по решению бюро Национального собрания).

Во многих европейских странах бесплатное предоставление эфирного времени для предвыборной агитации в ходе парламентских выборов распространяется только на те партии, которые либо уже имеют собственные фракции в парламенте (Италия, Австрия), либо выставили своих кандидатов в установленном числе округов (Нидерланды). По-разному решается вопрос о возможности использования частных теле- и радиокомпаний в ходе предвыборной агитации. В Чехии использование частных электронных средств запрещено законом, в Финляндии на парламентских выборах 1991 года впервые было разрешено национальной коммерческой частной телевизионной кампании MTV создавать собственные политические программы, а в США, где радио и телевещание частное, равные возможности кандидатам обеспечиваются путем закрепления равной стоимости эфирного времени.

Достаточно широкое распространение в законодательстве получили запреты на опубликование результатов опросов общественного мнения в определенный период, непосредственно предшествующий голосованию (14 дней – Болгария, Германия; 8 дней – Албания, Венгрия; 7 дней – Франция, Чехия, Словакия). В определенной степени это снижает возможности манипулирования избирательным корпусом и обеспечивает более «чистый» результат голосования.

Особую проблему составляет финансирование избирательной кампании, которое, впрочем, относится не только к данной стадии избирательного процесса, но ко всем им в совокупности. Мы затрагиваем эту проблему здесь, ибо, на агитационную кампанию приходится львиная доля избирательных расходов. В избирательном законодательстве многих стран (Бельгия, Дания, Люксембург, Нидерланды и др.) отсутствуют нормы о государственном финансировании выборов, хотя в необходимой мере государство выборы финансирует; это находит отражение в бюджетных и иных финансовых законах. Французское законодательство предусматривает покрытие государством избирательных расходов на печатание избирательных бюллетеней, плакатов и других материалов кандидатам, получившим не менее 5% поданных голосов. В Ирландии для нужд избирательной кампании бесплатно предоставляются школьные здания. В Великобритании государство предоставляет здания для проведения предвыборных собраний и оплачивает рассылку бюллетеней каждому избирателю.

В Германии каждая участвующая в выборах политическая партия получает от государства избирательный фонд, пропорциональный числу поданных за кандидатов партий голосов; выплаты могут производиться авансом, с тем что, если партия получила лишнее, она эти суммы возвращает после выборов; при соблюдении некоторых условий избирательные расходы возмещаются и независимым (т.е. беспартийным) кандидатам. В тех странах, где допускается частные пожертвования партиям и кандидатам на нужды избирательной кампании, законодательство не редко обязывает получателей публиковать отчеты об источниках поступлений и расходовании избирательных фондов. Нередко устанавливаются верхние пределы избирательных расходов, превышение которых наказывается в уголовном порядке. Часты такие наказания, например, в Японии.

В США получаемые кандидатом суммы должны декларироваться, анонимные же вклады не могут превышать 100 долларов. Физическое лицо не вправе жертвовать на поддержку политических партий более 25 тыс. долларов в год, а одному кандидату – более 2 тыс. долларов. Средства собирает создаваемый кандидатом избирательный комитет, который отчитывается и об их расходовании. Юридические лица финансируют политических деятелей и партии публично через специальные комитеты. Нарушители правил финансирования наказываются штрафами, фамилии виновных политических деятелей публикуются, а подчас им запрещается баллотироваться на следующих выборах.

В Бенине политические партии и независимые кандидаты, принимавшие участие в избирательной кампании, должны в течение 30 дней после ее завершения представить отчеты в счетную палату Верховного суда. Они подлежат опубликованию, а граждане и политические партии в течение 15 дней могут представить свои замечания по поводу конкретных отчетов в счетную палату. Если в ходе проверки документов будет выяснено, что налицо превышение расходов, счетная палата докладывает прокурору республики, который обязан возбудить судебное преследование. К нарушителям может быть применено наказание в виде штрафа и лишения гражданских прав на срок до пяти лет (статья 77 закона от 31 декабря 1990 года № 90 – 03 об общих правилах избрания президента и членов Национального совета).

Существуют различные подходы в отношении субъектов, правомочных финансировать избирательную кампанию. В ряде стран закон предписывает, что государство не может выделять средства на избирательную кампанию (Польша, Эстония). Однако в большинстве стран государственные субсидии рассматриваются в качестве одного из источников финансирования. В Литве государство берет на себя финансирование предоставления эфирного времени на радио и телевидении, изготовления предвыборных плакатов в одномандатных округах, публикации программ в национальных и местных государственных газетах и партийных списков. Как правило, при выделении субсидий учитываются результаты, полученные на выборах. В Чехии партии, не сумевшие на двух выборах подряд провести своих кандидатов в парламент, не получают государственных субсидий, а каждая партия, набравшая более 2% голосов, получает 15 крон за каждый полученный ею голос. В Болгарии партии, получившие не менее 50 тыс. голосов на выборах в Великое народное собрание, имеют право получить авансом 50% суммы, предусмотренной в бюджете на финансирование избирательной кампании, а остальные могут рассчитывать на краткосрочные беспроцентные ссуды. При этом партии-победительнице выделяются дополнительные суммы для частичного возмещения расходов.

В Италии, например, государственная финансовая помощь оказывается таким политическим объединениям, которые выдвинули своих кандидатов более чем в 2/3 избирательных округов, хотя бы в одном из них собрали избирательную квоту (т.е. добились избрания своего кандидата), а в национальном масштабе собрали не менее 300 тыс. голосов или голоса не менее 2% проголосовавших избирателей. Из общей суммы финансирования 20% предоставляются всем таким политическим объединениям поровну, а остальное – пропорционально числу голосов, поданных за кандидатов соответствующего политического объединения, причем расчет производится через месяц после выборов.

Весьма показательно законодательное регулирование данной стадии избирательного процесса во Франции. Избирательный кодекс (глава V), отсылая к Законам о свободе собраний и о свободе печати 1881 года, а также к Закону о публичных собраниях 1907 года, и сам содержит на этот счет ряд правоположений. В частности, в течение суток, предшествующих дню голосования, запрещается распространять с помощью любых аудиовизуальных средств любые сообщения, носящие характер предвыборной агитации (цель этого – дать возможность избирателям собраться с собственными мыслями,, не подвергаясь воздействию со стороны), а в день голосования нельзя распространять никакие избирательные документы. Государственным и муниципальным служащим вообще запрещено распространять избирательную документацию кандидатов (чтобы не создавать видимость поддержки властными структурами). Муниципальные органы каждой коммуны обязаны выделить специальные места для размещения избирательных плакатов, причем каждому кандидату и каждому списку кандидатов должна предоставляться равная площадь. Вне этих мест или на местах, предназначенных для других кандидатов, расклейка избирательных плакатов запрещена, даже если они оплачены гербовым сбором. Соблюдение этих правил призвана гарантировать и местная, и центральная администрация. В период избирательной кампании запрещается использование коммерческой рекламы в целях агитации в печати или с помощью аудиовизуальных средств. Ни один результат всеобщих выборов, предварительный или окончательный, не может быть официально сообщен в печати или с помощью аудиовизуальных средств до закрытия последнего избирательного бюро (участковой избирательной комиссии) на территории метрополии, а в заморских департаментах – до закрытия последнего избирательного бюро в каждом из них (при частичных выборах – до закрытия последнего избирательного бюро в соответствующем территориальном избирательном округе). Смысл этого запрещения также понятен: чтобы волеизъявление избирателя было свободным, он не должен знать, как проголосовало большинство других избирателей. Что касается финансирования избирательной кампании кандидатов, то, Органический закон о финансовой гласности политической жизни 1988 года предусмотрел, что каждый кандидат в депутаты, сенаторы, президенты обязан после выборов представить отчет с указанием общей суммы полученных поступлений и общей суммы расходов, произведенных им самим или за его счет в течение трех месяцев, предшествовавших голосованию. Закон установил предельную индексируемую сумму расходов кандидата на агитацию (помимо государственных расходов). Установлены также пределы удостоверенного должным образом дарения кандидату движимого имущества от физических и юридических лиц (кроме политических партий). Юридические лица публичного права (например, город, коммуна), казино, клубы и игорные дома не вправе делать кандидатам никаких дарений. Кандидат не может получать никакую материальную помощь от иностранного государства, иностранного физического или юридического лица. Законные дарения в форме безотзывных и безусловных чеков не облагаются налогом. Кандидатам в Президенты возмещается в заранее обусловленном размере 1/20 часть предельного размера расходов, а если кандидат в первом туре голосования получил более 5% голосов, то возмещение достигает ¼ части, но не может превышать его фактических расходов. Перерасход кандидатом установленного предела влечет аннулирование мандата, если этот кандидат избран.

Анализ избирательного законодательства показывает, что финансовые гарантии демократических выборов предполагают, с одной стороны, установление максимальных размеров избирательных расходов кандидата и избирательных объединений введение ограничений на пожертвования физических и юридических лиц, а с другой – установление эффективных методов контроля за расходованием избирательных фондов. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что в условиях «профессионализации» избирательной кампании грамотные консультанты весьма успешно помогают кандидатам найти лазейки в законодательстве с тем, чтобы занизить данные о поступлениях и расходах этих фондов.

Следующим этапом избирательного процесса является голосование, в ходе которого избиратели высказывают отношение к выдвинутым кандидатурам в порядке, предусмотренном законом.

д) Голосование, подсчет голосов и установление результатов выборов.

Это действительно самая главная стадия избирательного процесса, ибо именно на этой стадии совершается народное волеизъявление, в результате которого часть баллотирующихся кандидатов получают право на выборный мандат либо, если избирательная система допускает более одного тура голосования, получает право баллотироваться в следующем туре. Процедуры голосования нередко регулируются в избирательных законах очень подробно.

В большинстве стран участие в голосовании рассматривается как право граждан, осуществление которого гарантируется конституцией (Испания, Россия, Румыния, Финляндия). Существуют и такие государства, где это право относят к должному поведению (Греция, Бразилия), но допускается исключения: в Греции в факультативном порядке голосуют лица старше 70 лет, а в Бразилии – также граждане с 16 до 18 лент. В Коста-Рике участие в выборах признается «обязательной и первичной гражданской функцией (статья 93 конституции). Это обосновывается тем, что в ходе выборов избиратель не только реализует свои личные интересы, но и выполняет общественный долг, участвуя в формировании правительственных учреждений. В новейшей доктрине существует такой подход, согласно которому данное действие рассматривается и как политическое право, и как обязанность, осуществление которой направлено на определение общих политических ориентиров страны.

Нарушение этой обязанности, как правило, не влечет ограничения личной свободы избирателя, однако предполагает применение определенных санкций. Так, в Бельгии избиратель, который не может участвовать в выборах, должен заблаговременно известить мирового судью, предоставив соответствующие доказательства. Если он этого не исполнит либо если судья признает причины не заслуживающими внимания, то избиратель в первый раз подвергается штрафу в размере 3 франков, во второй раз – в размере от 3 до 25 франков. Если избиратель совершит аналогичные нарушения в третий раз, то помимо штрафа его имя указывается на специальной доске и вывешивается в публичном месте. При совершении аналогичного поступка в четвертый раз в течение 15 лет он лишается избирательных прав сроком на 10 лет и не сможет получить место на государственной службе либо в местной администрации.

Вне зависимости от теоретического обоснования введение обязательного голосования направлено на сокращение числа лиц, уклоняющихся от участия в нем. Сейчас абсентеизм избирателей типичен для многих стран. Как показывают исследования, уклонение от участия в выборах, до 1960 года характерное для Швейцарии и США, растет во всех странах Западной Европы. К голосованию допускаются избиратели, состоящие в списке избирателей и подтвердившие свою личность соответствующим удостоверением (в ряде стран – упомянутой выше избирательной карточки или удостоверением на право голосования, которые выданы при включении избирателя в список).

Прежде всего, следует отметить, что наряду с традиционным голосованием избирательными бюллетенями все чаще практикуется голосование посредством специальных машин. Считается, что машины не только позволяют наблюдать за движением волеизъявления избирателей в ходе голосования, быстрее определять его результаты, но и гарантируют от многих возможных умышленных нарушений избирательного закона. Впрочем, машины подчиняются людям, и абсолютной гарантии, следовательно, тоже не дают. В отношении избирательных бюллетеней законодательное регулирование довольно разнообразно.

Так, в Австрии, Федеральный закон о выборах в Национальный совет 1970 года в редакции 1979 года предусматривает изготовление за счет федерального бюджета официальных избирательных бюллетеней с указанием партийных списков кандидатов, слева от каждого из которых помещается пустой кружок. В кружке против списка той партии, за которую избиратель голосует, он ставит косой крест или иной знак, но может и иным способом выразить свое предпочтение: подчеркнуть название списка или фамилию одного из состоящих в списке кандидатов, вычеркнуть остальные списки и т.д. Если избиратель голосует не в своем избирательном округе, то получает незаполненный официальный бюллетень, в котором пишет название партийного списка кандидатов или фамилию кандидата, за которого голосует. Бюллетень помещается в официальный конверт, который избиратель лично опускает в избирательный ящик.

В Испании кандидаты или политические объединения, выдвинувшие списки кандидатов, сами обеспечивают изготовление избирательных бюллетеней по официально установленному образцу. Эти бюллетени лежат в кабинах для голосования, где избиратель, взяв бюллетень с фамилиями тех кандидатов, за которых голосует, помещает его в конверт, заклеивает его, а затем, выйдя из кабины, вручает председателю избирательного президиума (участковой избирательной комиссии), который немедленно на глазах у всех опускает конверт в избирательный ящик. Иногда при такой системе кандидаты или партии рассылают свои бюллетени избирателям на дом, а в помещении для голосования находятся только избирательные конверты (Франция).

Обычно граждане голосуют на избирательном участке по месту своего проживания.

Представляет интерес решение проблемы голосования избирателей, которые в день выборов не находятся в месте своего постоянного жительства, где они внесены в список избирателей. Здесь мы также наблюдаем различные решения.

В Мексике избиратель в этом случае допускается по месту своего нахождения к выборам только из числа тех же кандидатов, которые баллотируются и по его месту постоянного жительства. Так, если избиратель находится вне пределов всех избирательных округов по выборам в парламент, в состав которых входит его избирательная секция, то он может по своему избирательному удостоверению участвовать только в выборах Президента, а если находится в пределах какого-либо из своих избирательных округов по выборам в парламент, то может участвовать и в выборах соответствующих членов парламента.

В Австрии избиратель, который знает, что в день выборов будет находится вне места своего постоянного жительства, может заранее получить удостоверение на право голосования, которое представляет собой официальный избирательный бюллетень в запечатанном конверте. В день выборов избиратель по месту своего пребывания вместо удостоверения на право голосования получает незаполненный официальный бюллетень, который заполняет, указывая поддерживаемый им список кандидатов или отдельных кандидатов и, поместив бюллетень в конверт, опускает в избирательный ящик.

Во многих странах на такой случай предусмотрено и голосование по почте, которым нередко пользуются избиратели, постоянно проживающие за границей. Так, германский избирательный закон предусматривает, что при голосовании по почте избиратель должен своевременно переслать руководителю выборов своего избирательного округа (т.е. председателю окружного избирательного органа) свое удостоверение на право голосования и в отдельном запечатанном конверте свой бюллетень. Голосование будет состоявшимся, если эти почтовые отправления поступят адресату до 6 часов вечера дня выборов. На удостоверении избиратель должен сделать под присягой отметку о том, что избирательный бюллетень заполнен им лично. Отправление в официальном избирательном конверте не облагается почтовым сбором, сумма которого возмещается почте из федерального бюджета. Допускается голосование по почте в Швейцарии, Великобритании, Дании.

Другая возможность решения проблемы участия в выборах лиц, отсутствующих в день голосования по месту своего постоянного жительства, - голосование по доверенности. Французский Избирательный кодекс содержит перечни лиц, которые имеют право выдавать доверенность на голосование от их имени (граждане, находящиеся за границей; лица, отсутствующие в коммуне, в списки избирателей которой они внесены, по служебным делам или по здоровью; лица, имеющие по своему физическому состоянию препятствия для участия в голосовании; лица, работающие вне пределов департамента, где расположена соответствующая коммуна, и их супруги). Лицо, получившее доверенность, пользуется всеми избирательными правами доверителя и вносится в список избирателей соответствующей коммуны. Одно лицо может получить не более двух доверенностей. Доверенность может быть аннулирована и выдана заново. Доверитель может проголосовать лично, если прибудет в избирательное бюро ранее того, кому выдал доверенность. В случае смерти доверителя или лишения его гражданских прав доверенность аннулируется по праву. Избирательное законодательство обычно предоставляет право избирателям, которые в силу своей неграмотности или физического недостатка не могут сами совершать избирательные действия, пользоваться помощью других избирателей.

Голосование на всеобщих выборах проводится обычно в течение одного дня, что предписывается избирательным законом. Это лишняя гарантия от возможных фальсификаций.

При подсчете голосов и установлении результатов выборов, поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет производится гласно и начинается немедленно по окончании голосования. Сначала устанавливается общее число голосов, поданных по каждому избирательному округу, в состав которого входит данный избирательный участок. Затем определяется число действительных и недействительных голосов.

Избирательные законы обычно точно устанавливают, какие голоса считаются недействительными, а в сомнительных случаях разрешают принять решение участковому избирательному органу с указанием в протоколе. Наиболее частые основания недействительности – несоответствие бюллетеня формальным требованиям и невозможность однозначно определить волеизъявление избирателя. Законодательство обычно также дает критерии для оценки голоса в случае, если в конв


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: