Изобразите при помощи кругов Эйлера соотношение понятий:
1) «власть» (круг А), «государственная власть» (круг Б) и «судебная власть» (круг С);
2) «судебная власть» (круг А), «правосудие» (круг Б) и «судопроизводство» (круг С).
Подготовьте обоснование такого соотношения.
Литература: 1-3, 5, 10, 12, 13, 21.
Тема 2. Судебная власть и принципы правосудия
Вопросы
1. Судебная власть: понятие и основные признаки.
2. Понятие судебной системы, ее структура.
3. Понятие звена судебной системы. Понятие судебной инстанции.
4. Понятие правосудия и его признаки, отличие от других форм государственной деятельности.
5. Демократические основы (принципы) правосудия: понятие, истоки и значение.
Задача № 1
Ранее дважды судимый Соловьев обвинялся в совершении грабежей и разбойных нападений. На предварительном следствии и при рассмотрении уголовного дела в суде защитник Соловьева не принимал участие, поскольку тот отказался от его помощи.
Нарушен ли в данном случае какой-либо принцип правосудия, если да, то какой именно и почему.
Задача № 2
Как соотносятся принцип осуществления правосудия только судом и положение принципа презумпции невиновности о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда? Как соотносятся принцип равенства всех перед законом и судом и принцип состязательности и равноправия сторон?
Задача № 3
Судебное разбирательство по рассмотрению уголовного дела было проведено в кабинете судьи, где отсутствовали места для размещения публики. В процессе рассмотрения дела адвокат пожелал воспользоваться диктофоном для аудиозаписи хода судебного заседания, о чем заявил соответствующее устное ходатайство, однако судья отказал в его удовлетворении.
Были ли нарушены судьей принципы правосудия?
Литература: 1-3, 12, 13, 14-25, 50, 54-57, 69, 70.
Тема 3. Конституционный Суд Российской Федерации