Предпосылки классической феноменологии религии

Решающее значение для становления феноменологии религии имели сочине­ния Р. Отто в области религиоведения и религиозной философии. Опираясь на труды Шлейермахера, он пришел к выводу, что религиозное чувство ле­жит в основе религии. Религиозное пережи­вание не врожденно, но доступно каждому, кто ищет его. Человек стремится к нему именно для того, чтобы достичь состояния покоя, когда ему становится все ясно о себе и своих целях.

С точки зрения феноменологии теория Отто о нуменозном может быть сфор­мулирована в виде последовательных ответов на два вопроса: 1) как пережи­вается и как функционирует нуминозное чувство; 2) как религия становится тем, что она есть.

Теория Отто является ценным вкладом в религиоведение; прежде всего в ней формулиру­ется важное положение о том, что “знание и понятийное понима­ние далеко не одно и то же, более того, часто они противопоставляются и ис­ключают друг друга”. 1) Нумен, со­гласно Отто, есть сущность божествен­ного. 2) Понятийное понимание менее всего приспо­соблено для интуитив­ного познания и признания нуминозного в его истинном про­явле­нии. Спо­собность человека познать и признать святое Отто называл дивинацией (лат. divinatio – предчувствие). 3) Нуминозное существует во всех религиях, и без нуминозного религии не существует. В поисках обоснования нуминозного опыта Отто обратился к фи­лософии и за­имствовал у И. Канта понятие a priori. 4) Святое есть категория a priori, оно проявляется как в своем рацио­нальном, так и в иррациональном аспектах. 5) Религиозное чувство проявля­ется в опыте, но не возникает из него. 6) Религиозное чувство не является производным от других чувств, оно есть первичное качественно оригиналь­ное чувство, которое можно пробудить. Имеет ме­сто “закон соответствия чувств”, гласящий, что “одно чувство X пробуждает в нас по­доб­ное чувство Y”. Подобное влечет друг друга. Чувство нуминозного вызывает в нас подоб­ные чувства, и, наоборот, подобные нуминозному чувства вызывают чувство нуминоз­ного. Импульсы к пробуждению нуми­нозных переживаний могут исходить от произведе­ний искусства – изобразительных, художественных, музы­кальных. В связи с этим сле­дует отметить, что нуминозные пережива­ния пробуждаются и произнесением некоторых священных празвуков: о-т, а-и-т, а-и-п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: