Привычка

"Каждый знает, что такое внимание. Этот процесс принятия - умом, в ясной и живой форме, одного из кажущихся одновременно возможными объектов или направлений мысли. Фокусировка, центрация внимания имеют такую природу. Это подразумевает отвлечение от одних вещей, чтобы эффективно действовать с другими, и является состоянием, реально противоположным запутанному, сумеречному или легко скользящему, которое называется отвлечением".

Привычки - это действия или мысли, которые кажутся автоматическим ответом на данный опыт. Они отличаются от инстинктов тем, что привычка создается, может быть изменена или устранена сознательным управлением. Привычки ценны и необходимы. "Привычка упрощает движения, необходимые для достижения определенного результата, делает их более точными и менее утомительными". В этом смысле привычки – одна из граней обретения искусства. С другой стороны "привычка уменьшает сознательное внимание, с которым исполняются наши действия". Хорошо это или нет – зависит от обстоятельств. Отвлечение внимания от действия делает выполнение его более легким, но составляет препятствие его изменениям. "Фактически наши добродетели являются привычками, так же как и наши пороки. Вся наша жизнь, поскольку она имеет определенную форму, есть лишь сумма привычек – практических, эмоциональных и интеллектуальных, – систематически организованных, к нашему благу или злу, и неотвратимо влекущих нас к нашей судьбе, какова бы она ни была".

Джеймса поражала сложность обретенных привычек, как и их сопротивление угасанию: "Ради культивирования быстроты визуального и тактильного восприятия и точности соответствующих движений, необходимых для успеха различного рода фокусов, Гудин (цирковой артист) рано начал учиться искусству жонглирования мячами в воздухе. Научившись, после месячной практики, держать в воздухе одновременно четыре мяча, он стал класть перед собой книгу, и, жонглируя мячами в воздухе, приучал себя в то же время читать. "Это может показаться необычным, - говорил он, - но я удивлю их еще больше сказавши, что я совсем недавно повторил этот любопытный эксперимент. Хотя прошло тридцать лет с тех пор, как я занимался мячами, и вряд ли я дотрагивался до них с тех пор, я все же смог без труда читать, удерживая три мяча в воздухе".

"Обычно мы видим лишь то, что предвосхищаем, предполагаем".

Чувство рациональности

Почему вы принимаете одну рациональную идею и отвергаете другую? Джеймс предполагает, что частично это эмоциональное решение: мы принимаем то, что позволяет нам понять факты более эмоционально удовлетворяющим образом. Джеймс списывает это эмоциональное удовлетворение как "сильное чувство легкости, мира, покоя. Это отсутствие необходимости (дальше) объяснять это, приводить основания или оправдания - вот что я называю чувством рациональности". Прежде, чем человек примет теорию (например, любую из теорий, рассматриваемых в этой книге), должны быть удовлетворены два независимых ряда потребностей. Во-первых, теория должна быть интеллектуально пригодной, связной, логичной и т.д. Во-вторых, она должна быть эмоционально приемлемой, она должна побуждать нас думать или действовать таким способом, какой для нас лично удовлетворителен и приемлем.

"Привычка, таким образом - огромное маховое колесо общества, наиболее точный консервативный деятель... Для мира хорошо, что в большинстве из нас годам к тридцати характер затвердевает, как гипс, и больше уже не размягчается... Чем больше мелочей повседневной жизни можем мы доверить не требующему усилий привычному автоматизму, тем более высвобождаются высшие силы нашего ума для работы, для которой они предназначены".

Примером может быть, скажем, обращение за советом. Если, например, вы хотите получить информацию относительно действия марихуаны, к кому вы обратитесь за этой информацией? Можете ли вы предвидеть, какого рода информацию и совет получите вы от родителей, от друзей, которые не пользуются марихуаной, от друзей, которые это делают, от продавца наркотика, от полицейского чиновника, психиатра, министерского чиновника или исследователя, работающего в консультативном центре? Скорее всего, вы можете заранее предвидеть как род информации, которую вы получите в каждом случае, так и вашу реакцию.

"Человек, полагавший, что он мертв, разговаривал со своим другом. Друг не мог переубедить его, и в конце концов спросил: "Хорошо, может ли мертвый человек истекать кровью?" – "Нет, конечно!" – Друг схватил иглу и ткнул ею приятеля в палец. Палец начал кровоточить. Человек посмотрел на свой палец, потом повернулся к другу: "Ого, оказывается у мертвого может течь кровь!"

Этот аспект принятия решений часто игнорируется. Мы хотели бы верить, что принимаем решения на чисто рациональной основе; однако всегда есть эмоциональный фон, не менее значимый для процесса. Джеймсовское понятие чувства рациональности –- первый предшественник фрейдовского понятия рационализации. Рационализация предполагает процесс желания подбирания оправдательных оснований когда что-то уже сделано, – иногда по причинам иррациональным. Чувство рационального – эмоциональная нагрузка, которую идея получает прежде чем мы принимаем или не принимаем ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: