Ценности и самоактуализация

Твердым основанием системы ценностей самоактуализирующейся личности является философское понятие ею природы своего "Я", человеческой природы вообще, социальной жизни и физической реальности. То, что принимается или отвергается ею, доставляет удовольствие или неудовольствие, часто может быть понято как производные от этого глубинного свойства восприятия.

Наряду с этим свойством фундамент системы ценностей самоактуализирующейся личности составляют и другие детерминанты, среди которых отмечу: 1) ее своеобразно удобные отношения с реальностью; 2) чувство общности со всем человечеством; 3) состояние фундаментальной удовлетворенности; 4) характерное для нее различение целей и средств и т.д. (см. ранее).

Одно из самых важных следствий такого отношения к миру заключается в том, что конфликты и борьба, амбивалентность и неопределенность во многих сферах жизни уменьшаются или исчезают. Вероятно, так называемая "нравственность" большей частью является эпифеноменом (проявлением) неприятия или неудовлетворенности окружающим. В атмосфере восприятия исчезают очень многие проблемы. Проблема оказывается не столько разрешенной, сколько снятой; становится ясно, что проблема эта мнимая, созданная больным человеком. Человек становится выше обсуждения не только тривиальностей, таких, как игра в карты, танцы или мода на мини-юбки, но более важных вещей – таких, как взаимоотношения между полами, отношение к структуре и функциям тела, наконец, к самой смерти.

Распространение этого открытия на более глубокий уровень позволило автору предположить, что большая часть того, что традиционно называется моралью, этикой и ценностями, может быть просто побочным продуктом навязчивой психопатологии среднегочеловека. Многие конфликты, фрустрации и угрозы оказываются для самоактуализирующейся личности снятыми и разрешенными так же, как, скажем, конфликты по поводу моды на танцы. Половые, возрастные, классовые и кастовые, политические, ролевые, религиозные и прочие противоречия являются для них несуществующими. Мы знаем, сколь богатым источником тревоги, страха, агрессии, зависти является каждое из них. Но пример наших испытуемых показывает, что так быть не должно. Различия между людьми являются для них источником удовольствия, а не страха.

Возьмем для примера отношения преподавателя и ученика. Наши испытуемые, работающие учителями, умели вести себя совершенно не невротически за счет своей интерпретации ситуации как приятного сотрудничества, а не как борьбы за счет замены искусственно поддерживаемого достоинства на естественную простоту; за счет прекращения попыток казаться всезнающими и всемогущими; отсутствия авторитарности; отказа рассматривать учеников как соревнующихся между собой и борющихся с учителями; отказа следовать стереотипу профессора и умения быть по-человечески простым, как любой плотник или каменщик. Все это создавало в классе такую атмосферу, в которой подозрения, беспокойство, враждебность и агрессия исчезали как бы сами собой. Аналогично этому изсчезали реакции на опасность и само наличие опасности в любых других межличностных ситуациях – в браке, в семье и т.д.

Принципы и ценности человека отчаявшегося и человека психически здорового различны по крайней мере в нескольких отношениях. Они располагают глубоко различным восприятием (интерпретацией) физического мира, социального мира и собственного психологического мира, организация которого непосредственно связана с индивидуальной системой ценностей. Депривированной (базально неудовлетворенной) личности мир представляется местом, полным опасностей, джунглями, вражеской территорией, населенной: 1) теми, над которыми он может доминировать и 2) теми, которые могут доминировать над ним. Его система ценностей – это система необходимостей, которую организуют и в которой доминируют низшие потребности, особенно потребности размножения и безопасности. Базально удовлетворенная личность находится совершенно в ином положении.

Большая часть системы ценностей самоактуализирующейся личности едина, идеосинкретична и экспрессивна по отношению к структуре характера. Это следует из определения, поскольку самоактуализация есть актуализация "Я", а двух одинаковых "Я" не существует.

Как мы видели, у наших испытуемых существует очень много общего, но в то же время они более полно индивидуализированы, более являются самими собой, их труднее спутать, чем это было бы возможно в любой контрольной группе. Они одновременно и очень похожи и очень непохожи. Они более индивидуализированы, чем любая ранее описанная группа и в то же время более полно социализированы, более идентифицируют себя с человечеством, чем любая другая описанная группа. Они ближе к своей уникальной индивидуальности и к своей видовой общности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Дайджест. Д.Фейдимен, Р.Фрейгер. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1995.

2. Дайджест. А.Маслоу. Мотивация и личность. Нью-Йорк. 1970. В кн. Курс практической психологии. Составитель - Р.Р.Кашапов. Ижевск. 1995.

3. Самоактуализация. В кн. Психология личности / Тексты. М. 1982.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: