Типы религиозных и нерелигиозных индивидов

Когда речь идет о критериях, имеются в виду индикаторы наличия свойств религиозного сознания, поведения, включенности в религиозные от­ношения. В этом случае достаточно выделить такие показатели, которые свидетельствуют хотя бы о минимуме религиозности, причем можно от­влечься от измерения интенсивности религиозных свойств. Интенсивность религиозной веры, степень религиозной информированности, уровень рели­гиозной, мотивации, частота актов религиозного поведения свидетельствуют не о наличии или отсутствии свойства, а о его мере. Мера выясняется тогда, когда наличие свойства уже установлено. Интенсивность, уровень, частота, объем и т. д. не являются критериями религиозности, они характеризуют ее степень. Учет степени интенсивности религиозного свойства важен при по­строении шкал типов, при разработке типологии. Наряду с религиозными индивидами в различных социальных группах и обществе в целом имеется и часть нерелигиозных. Поэтому самой широкой типологией является та, кото­рая охватывает их всех.

Типы — это понятия, отражающие определенный характер религиозно­сти или нерелигиозности, общий для некоторого числа людей, и служащие основой соответствующих классификационных групп. Тип включает как ка­чественные, так и количественные признаки. Типологическая группировка используется для сравнительного изучения существенных в данном отноше­нии свойств, связей, функций. Она дает не формальную, а содержательную классификацию, обращает внимание не только на тождество индивидов дан­ной группы и несходство их с представителями других групп в определенном отношении, но и на взаимопереходы между группами. Но своему происхож­дению тип представляет собой разновидность эмпирического обобщения, имеет опытное содержание и дает описание действительности. Вместе с тем в нем присутствует и теоретический элемент, позволяющий дать объяснение известным явлениям. Уровень абстрагирования таков, что сохраняется непо­средственная связь с фактами, которые тип объясняет. Тип служит как бы мостом между фактами и концепцией.

Типология формируется на основе комплекса многочисленных показате­лей. Первоначально она конструируется при помощи данных несистематизи­рованного наблюдения и теоретического анализа понятий, относящихся к проблеме. Эта конструкция носит лишь гипотетический характер. Конкретно социологические исследования, использующие ее, дают знания, которые по­зволяют устранить из типов несоответствующие действительности оценки, более или менее адекватно определить существенные, значимые характери­стики типа.

Тип имеет смысл лишь в шкале, иерархии типов. При синхронном рас­смотрении совокупности индивидов шкала дает относительно устойчивую картину целого, охватывает прерывность, дискретность. В диахронном плане типология фиксирует взаимосвязь групп, взаимные переходы единиц из од­ной группы в другую, обнаруживает непрерывность. Типологическая шкала выражает определенные тенденции, статистические, закономерности. Тип определяется некоторым количеством признаков. Индивид относится к группе, характеризуемой данным типом, по набору показателей; отдельные же показатели могут быть общими у индивидов, принадлежащих к разным группам.

При выделении типов религиозности, так же как и при определении ее критериев, требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозного сознания, интенсивности религиозного поведения, сте­пени включенности индивида в религиозные отношения. Целесообразно принимать во внимание следующие свойства религиозных индивидов: 1) со­держание и интенсивность религиозной веры; 2) интенсивность религиозного поведения и его место в общей системе деятельности; 3) роль в религиозной группе; 4) степень активности в распространении религиозных взглядов; 5) место ролигиозных мотивов в общей системе мотивации поведения. Нерели­гиозность означает отсутствие религиозной веры, неучастие в религиозной деятельности, невключенность в религиозные отношения.

С учетом вышеизложенного выделяются следующие типы религиозных и нерелигиозных индивидов в зависимости от характера и места религиозной ориентации в ряду их ценностной ориентации или ее отсутствия.

1. Религиозные с доминантной религиозной ориентацией прочно верят и основные положения вероучения, осознают себя членами определенной ре­лигиозной общности. Регулярно и часто совершают акты культового дейст­вия, главный мотив которых - религиозный. Играют активную роль в религи­озной группе, распространяют религиозные взгляды, воспитывают детей в религиозном духе. Религиозное сознание существенно влияет на мотивацию социальной деятельности. Относятся позитивно к религиозным ценностям и нормам и негативно — к мирским.

2. Религиозные с подчиненной религиозной ориентацией верят лишь в самые существенные положения вероучения, и, как правило, осоз­нают себя членами определенной религиозной общности. Культовые дейст­вия совершают нерегулярно, религиозный мотив участия в них может ока­заться неглавным. Активной роли в религиозной группе не играют, не при­нимают деятельного участия в распространении религиозных взглядов. Сильного религиозного влияния на детей не оказывают. Религиозное созна­ние лишь отчасти воздействует на мотивацию социальной деятельности. По­зитивно воспринимают некоторые религиозные ценности и нормы, негативно — мирские.

Колеблющиеся с неустойчивой религиозной ориентацией испытывают колебания между верой и неверием, обнаруживают сомнение в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Могут входить в ка­кую-либо религиозную общность. Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важных религиозных праздниках и обрядах, чаще всего под влиянием нерелигиозных мотивов. Они не имеют постоянных связей с религиозной группой, религиозные взгляды не распространяют, де­тей в религиозном духе не воспитывают. Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Не имеют определенных взглядов на религиозные и мирские нормы и ценности.

4. Индифферентные не обнаруживают какой-либо ориентации в от­ношении к религии и религиозности, не имеют религиозной веры, не верят в истинность положений вероучения, не относят себя к религиозной общности. Культовых действий не совершают, хотя не исключены отдельные подобные акты по нерелигиозным мотивам. Религиозных взглядов не распространяют, безразличны, но терпимы к религии и религиозности, При воспитании детей не формируют у них ни позитивной, ни критической позиции по отношению к религии. Социальная деятельность стимулируется безрелигиозными моти­вами. Равнодушно относятся как к религиозным, так и мирским нормам и ценностям.

5. Атеисты не верят в положения вероучений, не обладают религиоз­ной верой, культовых и внекультовых религиозных действий не со­вершают. Имеют осознанные атеистические убеждения и ориентацию, обла­дают тем или иным объемом атеистических знаний. Детей воспитывают в атеистическом духе.Атеистические мотивы принимают во внимание при вы­боре видов социальной деятельности. Негативно относятся к религиозным ценностям и нормам и позитивно — к безрелигиозным.

На стыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто, не имея свойств религиозного сознания, не испытывая религиозной веры, обнаружи­вает повторяющиеся с той или иной частотой признаки религиозного поведе­ния, стимулируемого нерелигиозными мотивами (посещение храма, чтобы послушать музыку, участие в религиозном празднике с целью общения и т. д.). Таких людей можно было бы назвать ритуалистами, а соответствующее их свойство — в отличие от религиозности - ритуалистичностью. Их нельзя отнести к религиозным ввиду отсутствия свойств религиозного сознания, но они не являются и нерелигиозными в полной мере, так как включены в функ­ционирование религиозной системы. Наряду с приведенными возможны и другие типологические схемы. Выбор осуществляется.с учетом целей и задач исследования и поэтому зависит от анализа социальной системы, социальной группы, типов религии, религиозных направлений или динений.

Религиозные и нерелигиозные признаки фиксируются с щью наблюде­ния, изучения личных документов, контакт-анализа, анкетирования. Не сле­дует думать, что метод наблюдения, к примеру, призван изучать поведение, а другие, допустим, анкетирование, интервьюирование — сознание. Каждый из них способен дать информацию о различных аспектах религиозности. Протокол наблюдения, инструкция по изучению личных докумен-тов, при­менение контакт-анализа, анкета, интервью включают блоки эмпирических индикаторов религиозных и нерелигиозных свойств — перечень фактов, ко­торые должны быть зафиксированы в ходе исследования. Религиозные свой­ства связаны с другими признаками. Поэтому любой инструментарий обязан ориентировать на отражение целого комплекса таких признаков: демографи­ческих (пол, возраст); социальных, включающих характеристики быта (со­став семьи, жилищные условия, наличие в доме технических средств, ис­пользование свободного времени и т. д.), материального положения, куль­туры (образование, знание языков, чтение книг, посещение театров, музеев, кино и т. д.), трудовой и общественной активности (профессия, квалифика­ция, стаж работы удовлетворенность работой, участие в работе обществен­ных объединений и т. д.) и др.

Протокол единичного наблюдения, личный документ, заполненная ан­кета, зафиксированные ответы респондента и т. п. представляют собой пер­вичные данные, индивидуальную эмпирическую информацию, т.е. фикси­руют единичную эмпирическую ситуацию и поэтому носят в известной мере случайный характер. К тому же индивидуальная информация непосредст­венно не является материалом теоретического анализа. Ее подвергают стати­стической обработке и в результате получают определенные статистические данные — средние величины, показатели вариации, корреляционные коэф­фициенты и пр. Упорядоченная таким образом информация составляет вто­ричную - совокупную — социологическую информацию, включающую на­бор эмпирических обобщений. Па этом этапе исследователь может присту­пить к теоретическому анализу. В процессе обработки первичных данных, в ходе теоретического анализа проверяется правильность отбора эмпирических индикаторов, степень соответствия операциональных понятий реальной дей­ствительности, уточняются имеющиеся или разрабатываются новые концеп­туальные понятия социологической теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: