Объединение страны и общеегипетские боги

Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что извест­ные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинасти­ческую эпоху. Но те божества, культ которых в эпоху фараонов был распро­странен по всему Египту, получили всеобщее признание лишь да глазах ис­тории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объе­динения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударствен­ного культа. Централизация культа была выражением и в то же время ору­дием централизации государственной власти.

Древнейшим из общеегипетских богов был сокол Гор, которому вначале поклонялись в Иераконполе и в Эдфу. Вышедшие из этой области цари, «по­читатели Гора», были первыми объединителями Египта (1-я и 2-я династии, конец четвертого тысячелетия до н. э.); они и превратили свое племенное божество в общеегипетского бога солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис главным официальным богом Египта становится мемфис­ский бог Птах, о чем свидетельствует Мемфисский богословский трактат. Приход к власти 5-й династии (около 2700 г. до н. э.); связанной с городом Оном (Гелиополем), повлек за собой распространение культа местного бога Атума (Ра), прев­ратившегося в верховное божество Египта. Возвышение Фив как центра нового объединения Египта в эпоху 11-й и 12-й династий привело к тому, что местный, дотоле мало кому известный божок Амон занял место во главе всеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным бо­гом Ра (Амон-Ра). Со времени 26-й Саисской династии (VII в. до н. э.) видное место в культе заняла местная саисская (может быть, ливийская по происхо­ждению) богиня Нейт.

Но всеегипетскими богами становились не только те, которые были бо­гами-покровителями политического центра страны и которые имели шансы занять место во главе пантеона. Другие местные божества в связи с объеди­нением страны тоже приобретали себе почитателей за пределами области первоначального поклонения. Как это бывало и в других странах, подобные божества получали определенную функцию и рассматривались как покрови­тели того или иного вида человеческой деятельности, профессии. Так, гермо­польский бог Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, сиутский Ану­бис — богом загробного царства, латопольская Сохмет — богиней войны, коптосский Мин — покровителем иностранцев и пр. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, причем, конечно, возможно, что неко­торым из них космические черты были присущи и тогда, когда они еще были чисто местными покровителями. Большинство богов так или иначе связыва­лось с солнцем: гелиопольский Атум-Ра, гиераконпольский Гор, бусирисский Осирис, фиванский Амон, абидосский Анхер, файюмский Собек, гермонт­ский Менту. С луной были связаны Тот, Исида, Хонсу. С небом — Хатор, Нут. С землей — Мин, Геб. Впрочем, некоторые из этих богов, как Геб и Нут, не имели связи с местными культами.

Создание общеегипетского пантеона повлекло за собой установление богословско-мифологических связей между отдельными божествами. Так появились известные триады и эннеады божеств, неодинаковые, впрочем, в разных местностях. Фиванская троица — Амон, Мут, Хонсу; мемфисская — Птах, его супруга. Сохмет и их сын Нефертум. Из эннеад (девятибожий) наи­более распространена была гелиопольская, состоявшая из четырех пар богов во главе с Ра: Ра, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Все эти божественные группы составляли частью продукт слияния местных культов, частью поро­ждение чисто теологических спекуляций жрецов.

С другой стороны, сближение богов вело подчас к их отождествлению. Жрецы отождествили, например, гелиопольского Атума с Ра, позже, в эпоху Среднего царства, с тем же Ра отождествили фиванского Амона и крокодила-Собека, с Осирисом был отождествлен Хентиементиу, с богиней Хатор — Тефнут.

Так складывался всеегипетский пантеон. Вероятно, последствием такого же процесса было и общеегипетское почитание священных животных: мест­ные священные животные, древние тотемы. делались предметом всеобщего поклонения. Так, в историческую эпоху по всей стране считались священ­ными кошка, ястреб, ибис, крокодил. Помимо целых видов чтились отдель­ные особи: известный бык Апис бога Ра в Мемфисе, баран Осириса в Мен­десе и другие животные, связанные с наиболее чтимыми богами. Тотемиче­ское происхождение и этого общеегипетского культа животных весьма веро­ятно. Однако некоторые исследователи вообще относят формирование на­стоящей зоолатрии к поздней поре истории Египта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: