Технологическая часть курсовой работы должна состоять из обзорной части и расчетов. Порядок проведения исследований приводится ниже.
Производственной программой предприятия являются составленные планы-меню на основе ассортиментного количества блюд и напитков.
Составление таблицы и графика загрузки зала
Учитывая режим работы предприятия, количество посетителей за каждый час работы рассчитываем по формуле:
Nч = Р · φч · хч / 100,
где: Nч – количество посетителей за час;
Р – вместимость зала;
φч – оборачиваемость места в зале в течение данного часа;
хч – загрузка зала в данный час, %
Примерное значение оборачиваемости одного места и среднего процента загрузки зала в зависимости от типа предприятия смотри в Приложении 5.
Рассчитав количество посетителей за каждый час работы предприятия, оформляем таблицу № 1.
Таблица № 1
№ п/п | Часы работы предприятия | Оборачива- емость одного места | Средний % загрузки | Количество посетителей | К |
8—9 | |||||
9—10 | |||||
………. | ……… | ……… | ……… | ……… | |
………. | ……… | ……… | ……… | ……… |
ИТОГО:
|
|
Коэффициент пересчета блюд (К) оформляется по формуле:
К = Nчас./ N(день), где
Nчас. – количество потребителей прошедших через торговый зал за 1 час;
N(день) – количество потребителей прошедших через торговый зал за день.
Суммируя, количество посетителей за каждый час работы предприятия, получаем количество посетителей за один день:
Nд = Σ Nч,
где: Nд – число потребителей, обслуживаемых в течение дня;
Nч – количество посетителей за час.
На основании данных таблицы строим график загрузки зала на миллиметровой бумаге, предварительно определив цену деления:
Nmax/t
где: Nmax – наибольшее количество посетителей в час;
t – часы работы.
Определение количества блюд и напитков, реализуемых в зале
Зная количество посетителей за день, определяем количество блюд, реализуемых в течение дня на предприятии, по формуле:
nд = Nд∙ m,
где nд — количество блюд:
Nд — количество посетителей за день;
m — коэффициент потребления блюд (см. Приложение 6).
Производим разбивку блюд по ассортименту по формулам:
n = Nд∙ m х.б.
n = Nд∙ m Iб.
n = Nд∙ m IIб.
n = Nд∙ сл.б.,
где n — количество холодных, первых, вторых и сладких блюд;
Nд — количество посетителей за день;
m — коэффициент потребления соответственно холодных, первых, вторых, сладких блюд.
Определение количества горячих и холодных напитков, кондитерских изделий и хлеба производится в соответствии с нормами потребления, действующими в данном типе предприятия. Количество напитков определяем по формуле:
|
|
n = Nд∙ H,
где n — количество напитков, кондитерских изделий и хлеба;
Н — норма потребления (см. Приложение 7).
Полученные результаты сводим в таблицы:
Таблица № 2
№ п/п наименов. блюд | Кол-во посетителей (Nд) | Коэффициент потребления (m) | Кол-во блюд |
1. Холодные блюда | |||
2. Первые блюда | |||
3. Вторые блюда | |||
4. Сладкие блюда |
ИТОГО:
Таблица № 3
№ п/п наименов. блюд | Кол-во посетителей (Nд) | Норма потребления (Н) | Кол-во блюд | |
л/кг/шт | в порциях | |||
1. Горячие напитки | ||||
2. Холодные напитки | ||||
3. Кондитерские изд. | ||||
4.Хлеб и хлебобулочные изделия |
ИТОГО:
3. Разработка ассортиментного минимума осуществляется с
помощью методических указаний по развитию, размещению сети специализированных предприятий общественного питания и требования к их организации, в которых дан уточненный ассортимент блюд, напитков и кулинарных изделий для этих предприятий.
(Учебник Никуленкова Т.Т.; Л.А. Радченко).
4. Составление плана-меню
При составлении плана-меню следует учитывать порядок написания блюд в меню (см. Приложение 8), ассортиментный минимум для каждого предприятия, количество посетителей за день, наличие оборудования, квалификацию поваров. План-меню следует составлять по форме (образец):
Таблица № 4
Выход, гр | № по Сборнику рецептур | Наименование блюд | Кол-во блюд | Ответствен- ный за приготовл. (повар) |
I. ХОЛОДНЫЕ БЛЮДА И ЗАКУСКИ | ||||
Окунь заливной | ||||
141/819/90 | Ростбиф хол. с гарн. | |||
Салат витаминный | ||||
Икра баклажанная | ||||
II. КИСЛО-МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ | ||||
Сыр голландский | ||||
Масло сливочное | ||||
Кефир с сахаром | ||||
ВСЕГО: | и т. д. |