Как и православие, католицизм формировался как специфическое течение христианства в V – X вв. на территории бывшей западной части Римской империи.
На формирование своеобразия католицизма также большое влияние оказали исторически складывавшиеся социально-политические особенности средневековой Европы: быстрое развитие феодализма при отсутствии сильной королевской власти в государствах Италии, привели к росту политического и религиозного влияния римского епископа. Первым епископом Рима был, по преданию, апостол Иисуса Христа – Петр. Постепенно преемники Петра на епископском троне Рима, носившие название «Папы», становятся духовными наставниками и арбитрами всей Западной Европы. В VIII в. римские папы становятся и светскими князьями, получив территорию средней Италии – Романью – где основывают папское государство, просуществовавшее до 1870 г.
В отличие от православия, католицизм управляется из единого центра – Ватикана. Ватикан – город-государство в Риме, во главе которого стоит пожизненно избираемый папа (имеющий очень пышный титул: «епископ Рима, архиепископ и митрополит Римской провинции, примас Италии, патриарх Запада, вселенский понтифик…»). В течение долгого исторического периода – практически все раннее средневековье – папы контролировали и светскую власть королей и императоров государств Европы, активно вмешиваясь во внутреннюю политику и во многом определяя внешнюю.
|
|
Католическое вероучение базируется на Священном Писании (Библии) и Священном Предании (решения 21 Вселенского собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам). Католическая Библия отличается от православной: различие состоит в числе канонических книг Ветхого Завета. Дело в том, что древнееврейский текст Ветхого Завета содержит 39 книг, а перевод их на греческий – Септуагинта (по легенде о 70 переводчиках) – 50 книг. Православие считает каноническими 39 книг Ветхого Завета, а оставшиеся 11 считает не «богодуховными», но «душеполезными», а католичество считает каноническими все 50 книг.
Вероучение католицизма включает в христианский Символ веры (Никео-Царьградский) ряд догматов, отрицаемых православием:
V Догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (filioque).
V Помимо общего для христианских течений признания существования рая и ада, католическая церковь сформулировала учение о чистилище — промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания.
V Догмат о непорочном зачатии самой Девы Марии (а не только Иисуса) и ее телесном вознесении на небо.
|
|
V Догмат о непогрешимости папы римского в делах и вопросах веры.
V Существует вера в “запас добрых дел”: церковь накопила достаточно большой запас благодати благодаря заслугам самого Христа и святых. Католицизм утверждает, что после покаяния (исповеди) отпущение грехов священником позволяет человеку снова воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения и страдания после смерти. Однако, отпущение грехов не снимает с человека временной кары за грехи – прижизненной (болезни, лишения и т.д.) или посмертной (муки в чистилище). Так вот этот самый “запас добрых дел” и может предотвратить временную кару за грехи. В средневековье католическая церковь начала практиковать распределение заслуг Христа и святых в виде индульгенций (с лат. “прощение”). Постепенно в средневековье процедура раздачи индульгенций обросла бюрократическими условностями и нередко священнослужители за определенную плату могли выдать специальный сертификат, заверяющий индульгенцию. Эта практика породила массу критики в адрес католической церкви, и явилось, в частности, мощным толчком течения Реформации в XVI в. В настоящее время практика предоставления индульгенций сохранилась, но она сильно отличается от средневековой: индульгенции не раздаются отдельным людям и не предполагают послушаний, а объявляются папой в определенные дни и приурочиваются к католическим праздникам. Их может получить каждый католик, выполнивший ряд добрых дел при соблюдении ряда предписаний. Причем сейчас у каждого католика гораздо больше возможностей свободного выбора этих добрых дел, чем в средневековье.
Католицизм также признает семь христианских таинств, однако на их исполнение у католицизма и православия разные взгляды:
Крещение: К – проводится троекратным обливанием водой; П – проводится троекратным погружением в воду.
Евхаристия: К – проводится на пресном хлебе; П – на кислом (заквашенном) хлебе.
Миропомазание: К – первое миропомазание совершается в 7-8 лет; П – первое миропомазание совершается сразу после крещения.
Кроме отличий в исполнении таинств, есть различия в культовой практике католицизма и православия:
V Целибат (обет безбрачия) в католицизме распространяется на все духовенство – белое и черное (монашество), а в православии – только на черное.
V До II Ватиканского Собора (1962 г.) богослужения в католических церквах осуществлялись только на латыни, а в православных – изначально на национальных языках.
V Во время мессы (богослужения) в католическом храме верующие могут сидеть, а во время литургии в православном храме верующие должны стоять.
V Крестное знамение в католицизме верующие католики осуществляют ладонью, а православные христиане – тремя пальцами (щепотью).
V В католицизме отсутствует почитание икон и культ святых, в православии же, наоборот, культ святых и почитание икон имеют существенное значение.
Особое значение в католицизме придавалось и придается монастырям и монашеству. Монашество в Западной Европе появилось с IV века и было главной ударной силой папства в борьбе с ересями в деле укрепления духовной гегемонии Рима в Западной Европе. Монашество католицизма объединяется в особые ассоциации – ордена. Наиболее известными из ранних орденов являются: бенедиктинцы (IV в), цистерцианцы (II в), францисканцы и доминиканцы (XIII в), а также иезуиты (XVI в). В настоящее время существует около 140 монашеских орденов, насчитывающих около 215 тыс. монахов и более 900 тыс. монахинь (наиболее почитаема из них мать Тереза из ордена Милосердия).
География католицизма: католицизм – господствующая конфессия в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, Франции, Латинской Америке, Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, на Кубе, в Хорватии. На территории Бывшего СССР и СНГ католичество распространено в Литве, Западной Белоруссии, Западной Украине.