В Мекке

Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении тор­говых караванов. Примерно в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые караваны в Сирию к богатой и знатной вдове купца Хадидже. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. У них родилось шестеро детей — 2 сына и 4 дочери, но к большему огорчению Мухаммеда сыновья скончались в младенче­ском возрасте, а из дочерей лишь Фатима ненадолго пережила отца. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом Мухаммеда, она была его опорой во всех сложных обстоятельствах, поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухам­меда. После вступления в брак Мухаммед занимался торговлей, водил караваны в Сирию, Йемен, на восток Аравии – в Бахрейн и Оман. По преданиям, Мухаммеда отличала исключительная честность в деловых отношениях, за что он получил прозвище ал – Амин («достойный доверия»).

Мухаммед часто уединялся, предаваясь благочестивым размышлениям, часто вел беседы с двоюродным братом Хадиджы, который, возможно, придерживался христианства. Для Мухаммеда язычество было его родной религией, но он был знаком и с идеями иудаизма и с христианства. Как показывает вся последующая жизнь и проповедь Мухаммеда, его основной заботой было не приспособление иудаизма и христианства к язычеству или растворение язычества в этих религиях. Он поставил перед собой цель изменить само язычество, исходя из его внутрен­него содержания сначала путем выделения одного из богов языческого пантеона — Аллаха, возвышения его над всеми остальными, а затем путем замены их всех одним Аллахом.

По обычаям курейшитов, желавших проявить свое благочестие, он каждый год проводил месяц в уединении, в пещере вблизи Мекки, кормил приходивших к нему бедных. Когда заканчивалось уединение, он сначала ходил к Каабе, совер­шал ее обход не менее 7 раз и только после этого возвращался домой. В один из моментов уединения, согласно сведениям его биографов и сподвижников, к нему явился ангел Джабраил, который открыл ему священные письмена будущего Ко­рана. А примерно с 610 г. ему стали доступны откровения, исходившие от Бога – Аллаха.

Мухаммед начинает проповедовать открывшиеся ему истины. Чтобы под­твердить свою посланническую миссию, в ранний период пророческой деятель­ности Мухам мед обращается к библейским сюжетам, опирается на авторитет Священного Писания и предшествовавших ему пророков, о которых мекканские и аравийские племена слышали и знали. Но библейских пророков Ветхого и Нового Заветов, в том числе Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) Мухаммед считал своими предшественниками, а Ибрахима (Авраама) он считал первым проповедником ис­лама. Поэтому ислам объявлялся Мухаммедом не новой религией, а восстанов­лением веры Ибрахима.

Проповеди Мухаммеда и история становления ислама:

Учение, которое начал проповедовать Мухаммед, первоначально содержало два основных положения:

Z Догмат строгого единобожия;

Z Догмат о страшном суде в загробной жизни.

Мухаммед призывал верить только в одного бога, отказаться от поклонения идолам, вести праведную жизнь, быть справедливым к своим рабам, не стре­миться к обогащению, помогать бедным и готовить себя к скорому страшному суду, когда Аллах всем воздаст по заслугам. Мухаммед с самого начала запрещал ростовщичество, однако торговлю считал благочестивым делом, и, став пророком и вероучителем, сам продолжал заниматься торговыми операциями.

Первыми последователями Мухаммеда – мусульманами – стали его жена Хадиджа, двоюродный брат Али (будущий зять Мухаммеда – он женится на до­чери Пророка – Фатиме), богатый купец Абу Бекр, вольноотпущенник Мухам­меда и его приемный сын Зейд Ибн Харис и др.

Исследователи ислама полагают, что почти все мекканские последователи Мухаммеда были выходцами из средних и малоимущих слоев, испытавшие на себе довольно жесткую власть курейшитской знати. Сама курейшитская знать по­началу вполне лояльно относилась к проповедям Мухаммеда, но это отношение сменилось враждебным, когда он стал развенчивать языческих богов и утвер­ждать, что предки курейшитов - язычников горят в геенне огненной за свое неве­рие. Кроме того, курейшитов беспокоил тот факт, что с расширением популярно­сти ислама, святилище Кааба, которое находилось под контролем курейшитов, постепенно станет объектом паломничества для все меньшего количества людей, придерживающихся старой веры, а это приведет к снижению экономической роли мекканских ярмарок и торговых связей Мекки, что будет весьма ощутимым эко­номическим ударом по процветанию курейшитов. Мусульманам пришлось пре­кратить открытые моления и собираться небольшими группами в окрестностях Мекки, в пещерах и в ущельях. Однако их не оставили в покое, нападали на них, и, как утверждается в жизнеописании Мухаммеда, во время одной из стычек про­лилась кровь. 3натные курейшиты обратились к дяде Мухаммеда Абу Талибу с просьбой, чтобы он разрешил им самим разобраться с Мухаммедом. Однако Абу Талиб на это не согласился. Хотя сам Абу Талиб и не принял учения своего пле­мянника, вместе с тем он обещал Мухаммеду свое покровительство.

В создавшихся условиях Мухаммед был вынужден посоветовать своим при­верженцам выехать в Эфиопию и там переждать лихолетье. Эта мера еще более накалила атмосферу, и, может быть, именно потому, что в Мекке осталось незна­чительное число мусульман, курейшиты решили нанести им решительный удар. Они объявили всему роду Мухаммеда — Хашимидам бойкот, сговорились с ос­тальными родами и подписали обязательство прекратить всякие отношения с представителями этого рода. Положение бойкотированных было крайне тяжелым, но ни один из них не отрекся от новой веры. По прошествии 2—3 лет представи­тели разных мекканских родов, которые обладали немалым влиянием в городе, предложили себя в качестве гарантов неприкосновенности мусульман и взяли на себя покровительство над ними. Бойкот был окончен, люди вернулись в свои дома.

Но положение Мухаммеда осложнилось тем, что в 619 г. умерли сначала Абу Талиб, затем Хадиджа, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммед стал искать союзников вне Мекки.

После ряда неудачных попыток заручиться поддержкой других племен в Мекке, Мухаммед находит приверженцев своего учения в оазисе Йасриб, к се­веру от Мекки. Впоследствии Йасриб получит название Мединат ан – Ноби (го­род Пророка) или Медина (город). Йасриб был давним конкурентом Мекки в во­просах торговли, поэтому Мухаммеду удалось договориться, что он и его сторон­ники переселятся в Йасриб и будут пользоваться правами особой общины, нахо­дясь под покровительством и защитой местных племен.

В 622 г. мусульмане стали переселяться в Йасриб. Переселение по арабски звучит как «хиджра», поэтому мусульмане – мекканцы, переселившиеся в Йас­риб стали называться «мухаджирами» («переселенцами»), а принявшие ислам жители Йасриба – «ансарами» – «помощниками». От даты переселения мусуль­ман из Мекки в Медину ведется мусульманское летосчисление – «Эра хиджры».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: