Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении торговых караванов. Примерно в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые караваны в Сирию к богатой и знатной вдове купца Хадидже. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. У них родилось шестеро детей — 2 сына и 4 дочери, но к большему огорчению Мухаммеда сыновья скончались в младенческом возрасте, а из дочерей лишь Фатима ненадолго пережила отца. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом Мухаммеда, она была его опорой во всех сложных обстоятельствах, поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После вступления в брак Мухаммед занимался торговлей, водил караваны в Сирию, Йемен, на восток Аравии – в Бахрейн и Оман. По преданиям, Мухаммеда отличала исключительная честность в деловых отношениях, за что он получил прозвище ал – Амин («достойный доверия»).
Мухаммед часто уединялся, предаваясь благочестивым размышлениям, часто вел беседы с двоюродным братом Хадиджы, который, возможно, придерживался христианства. Для Мухаммеда язычество было его родной религией, но он был знаком и с идеями иудаизма и с христианства. Как показывает вся последующая жизнь и проповедь Мухаммеда, его основной заботой было не приспособление иудаизма и христианства к язычеству или растворение язычества в этих религиях. Он поставил перед собой цель изменить само язычество, исходя из его внутреннего содержания сначала путем выделения одного из богов языческого пантеона — Аллаха, возвышения его над всеми остальными, а затем путем замены их всех одним Аллахом.
|
|
По обычаям курейшитов, желавших проявить свое благочестие, он каждый год проводил месяц в уединении, в пещере вблизи Мекки, кормил приходивших к нему бедных. Когда заканчивалось уединение, он сначала ходил к Каабе, совершал ее обход не менее 7 раз и только после этого возвращался домой. В один из моментов уединения, согласно сведениям его биографов и сподвижников, к нему явился ангел Джабраил, который открыл ему священные письмена будущего Корана. А примерно с 610 г. ему стали доступны откровения, исходившие от Бога – Аллаха.
Мухаммед начинает проповедовать открывшиеся ему истины. Чтобы подтвердить свою посланническую миссию, в ранний период пророческой деятельности Мухам мед обращается к библейским сюжетам, опирается на авторитет Священного Писания и предшествовавших ему пророков, о которых мекканские и аравийские племена слышали и знали. Но библейских пророков Ветхого и Нового Заветов, в том числе Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) Мухаммед считал своими предшественниками, а Ибрахима (Авраама) он считал первым проповедником ислама. Поэтому ислам объявлялся Мухаммедом не новой религией, а восстановлением веры Ибрахима.
|
|
Проповеди Мухаммеда и история становления ислама:
Учение, которое начал проповедовать Мухаммед, первоначально содержало два основных положения:
Z Догмат строгого единобожия;
Z Догмат о страшном суде в загробной жизни.
Мухаммед призывал верить только в одного бога, отказаться от поклонения идолам, вести праведную жизнь, быть справедливым к своим рабам, не стремиться к обогащению, помогать бедным и готовить себя к скорому страшному суду, когда Аллах всем воздаст по заслугам. Мухаммед с самого начала запрещал ростовщичество, однако торговлю считал благочестивым делом, и, став пророком и вероучителем, сам продолжал заниматься торговыми операциями.
Первыми последователями Мухаммеда – мусульманами – стали его жена Хадиджа, двоюродный брат Али (будущий зять Мухаммеда – он женится на дочери Пророка – Фатиме), богатый купец Абу Бекр, вольноотпущенник Мухаммеда и его приемный сын Зейд Ибн Харис и др.
Исследователи ислама полагают, что почти все мекканские последователи Мухаммеда были выходцами из средних и малоимущих слоев, испытавшие на себе довольно жесткую власть курейшитской знати. Сама курейшитская знать поначалу вполне лояльно относилась к проповедям Мухаммеда, но это отношение сменилось враждебным, когда он стал развенчивать языческих богов и утверждать, что предки курейшитов - язычников горят в геенне огненной за свое неверие. Кроме того, курейшитов беспокоил тот факт, что с расширением популярности ислама, святилище Кааба, которое находилось под контролем курейшитов, постепенно станет объектом паломничества для все меньшего количества людей, придерживающихся старой веры, а это приведет к снижению экономической роли мекканских ярмарок и торговых связей Мекки, что будет весьма ощутимым экономическим ударом по процветанию курейшитов. Мусульманам пришлось прекратить открытые моления и собираться небольшими группами в окрестностях Мекки, в пещерах и в ущельях. Однако их не оставили в покое, нападали на них, и, как утверждается в жизнеописании Мухаммеда, во время одной из стычек пролилась кровь. 3натные курейшиты обратились к дяде Мухаммеда Абу Талибу с просьбой, чтобы он разрешил им самим разобраться с Мухаммедом. Однако Абу Талиб на это не согласился. Хотя сам Абу Талиб и не принял учения своего племянника, вместе с тем он обещал Мухаммеду свое покровительство.
В создавшихся условиях Мухаммед был вынужден посоветовать своим приверженцам выехать в Эфиопию и там переждать лихолетье. Эта мера еще более накалила атмосферу, и, может быть, именно потому, что в Мекке осталось незначительное число мусульман, курейшиты решили нанести им решительный удар. Они объявили всему роду Мухаммеда — Хашимидам бойкот, сговорились с остальными родами и подписали обязательство прекратить всякие отношения с представителями этого рода. Положение бойкотированных было крайне тяжелым, но ни один из них не отрекся от новой веры. По прошествии 2—3 лет представители разных мекканских родов, которые обладали немалым влиянием в городе, предложили себя в качестве гарантов неприкосновенности мусульман и взяли на себя покровительство над ними. Бойкот был окончен, люди вернулись в свои дома.
Но положение Мухаммеда осложнилось тем, что в 619 г. умерли сначала Абу Талиб, затем Хадиджа, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммед стал искать союзников вне Мекки.
После ряда неудачных попыток заручиться поддержкой других племен в Мекке, Мухаммед находит приверженцев своего учения в оазисе Йасриб, к северу от Мекки. Впоследствии Йасриб получит название Мединат ан – Ноби (город Пророка) или Медина (город). Йасриб был давним конкурентом Мекки в вопросах торговли, поэтому Мухаммеду удалось договориться, что он и его сторонники переселятся в Йасриб и будут пользоваться правами особой общины, находясь под покровительством и защитой местных племен.
|
|
В 622 г. мусульмане стали переселяться в Йасриб. Переселение по арабски звучит как «хиджра», поэтому мусульмане – мекканцы, переселившиеся в Йасриб стали называться «мухаджирами» («переселенцами»), а принявшие ислам жители Йасриба – «ансарами» – «помощниками». От даты переселения мусульман из Мекки в Медину ведется мусульманское летосчисление – «Эра хиджры».