В Медине

G В Медине приняла организационные формы мусульманская община – умма; установились основы мусульманской обрядности (которые впоследствии сильно усложнились); была построена первая мечеть и были установлены первые пра­вила молитвы: молящийся должен обращаться лицом не к Иерусалиму, а к Каабе; произошло также окончательное размежевание мусульман с иудеями и христиа­нами, окончательно оформились представления об особых мусульманских догма­тах и об исламе как особой религии.

Кроме того, в Медине Мухаммед выступал не только как руководитель му­сульманской общины, но и как глава нового государства: им составляется устав мусульманской общины – своего рода Конституция первого арабского государ­ства, где было сказано, что все жители Медины пользовались равными правами, независимо от их принадлежности к какому – либо племени. Все споры дожен был решать сам Мухаммед. Были оговорены многие социальные, экономические и политические вопросы жизни мусульман.

В этих новых условиях Мухаммед начал борьбу с враждебной Меккой. После многочисленных сражений и нападений мусульман на мекканские караваны, обеим сторонам удалось достигнуть компромисса. В 630 г. мекканская знать зая­вила о готовности подчиниться Мухаммеду, приняла веру в единого Бога, при­знала Мухаммеда Пророком (в силу политической необходимости). Мухам мед же признал святость Мекки и простил мекканскую знать, которая сохранила свои привилегии и скоро проникла в руководство мусульманской общины. Из святи­лища Кааба были выброшены все языческие идолы, и оно стало главным святи­лищем мусульман всего мира.

Основным местопребыванием Мухаммеда осталась Медина, а в Мекку он со­вершал паломничества (хаджи).

Одновременно с подчинением Мекки, Мухаммеду подчинилась большая часть Аравийского полуострова, а также южные районы Палестины и Ирака.

По преданиям, несмотря на свои религиозные и политические заслуги, Му­хаммед до конца своих дней вел простой образ жизни и не стремился к богатству. Умер он в 632 г., через три месяца после того, как совершил свой последний хадж в Мекку.

Источники вероучения ислама и основы мусульманского вероучения

Коран

Первым источником изучения исламского вероучения является Коран (ар. – «чтение вслух, речитатив, декламация») – главная священная книга мусульман, представляющая собой собрание откровений, ниспосланных Аллахом Мухам­меду. Согласно исламской традиции Коран представляет собой «слово Божье», копию первокниги, хранимой на небесных скрижалях. Его ниспослание Мухам­меду осуществлялось посредством архангела Джабраила. В свою очередь Пророк посредством проповедей знакомил с содержанием откровений широкий круг лю­дей.

При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно изустно. Хотя имелись записи отдельных откровений (на пальмовых листьях, на глиняных дощечках, на медных пластинках и т. д.), однако фиксация носила спо­радический характер и велась с помощью примитивной арабской графики, под­дающейся полной расшифровке только при сохранении текста в памяти. После смерти Пророка, а также из-за гибели в войнах многих его сподвижников, хра­нивших в памяти пространные отрывки его проповедей, встала задача оформле­ния разрозненных текстов в единую книгу. Первые письменные версии Корана появились вскоре после кончины основателя ислама. Во избежание разночтении по указанию халифа Османа (правил с 644 по 656 г.) группа авторитетных спод­вижников пророка создала сводный текст Корана. За основу была принята одна из прежних версий и при этом были учтены дополнительные записи и свидетель­ства современников Мухаммеда, знавших наизусть его проповеди. Параллельные списки священной книги мусульман имели хождение в халифате по крайней мере до Х в., но были вытеснены Османовой редакцией. Процесс канонизации Корана продолжался до Х столетия. В течение первых двух веков ислама шло интенсив­ное уточнение сакрального текста, устранялись разночтения, разрабатывались традиции его декламации.

Текст общепринятой Османовой редакции Корана состоит из 114 глав - сур, причем следуют они друг за другом не в хронологическом порядке, а в порядке убывания своего объема, своей величины (за исключением первой – вводной – суры). Таким образом, в Коране отсутствует композиционное единство. Суры в свою очередь включают определенное количество стихов — аятов (ар. – «чудо, знамение»).

Суры делятся на мекканские и мединские, причем из-за отсутствия хроноло­гической последовательности мекканские суры чередуются с мединскими. Мек­канские суры составляют примерно одну треть Корана и их содержание обра­щено к враждебному языческому обществу, касаются они в основном вопросов морали и этики, а также содержат предупреждения о грядущем страшном суде. Мединские суры составляют примерно две трети Корана и содержат предписа­ния и нормы, призванные регулировать жизнь мусульманского общества. В этом смысле Коран выполняет функции ниспосланного Богом «арабского судебника».

Коран регламентирует всю жизнь мусульман – духовную и практиче­скую, личную и общественную.

Z В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догма­тики, а выдвигаются лишь общие положения, которые впоследствии были приве­дены в систему. Большая часть коранического текста содержит полемику между Аллахом, «говорящим» устами Мухаммеда, с противниками ислама, а также об­ращения Аллаха к последователям Пророка с увещеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил многие религиозные тенденции периода джахи­лийя. Основополагающая идея проповеди Мухаммеда, зафиксированная в кора­ническом тексте, сводится к безусловной необходимости отказа от политеизма и обращения к монотеизму. Аллах предстает в Коране как первопричина всего су­щего и творец мироздания.

Z Значительная часть коранического текста посвящена изложению библей­ских сюжетов и легенд. Около четверти священной книги содержит сведения о жизнедеятельности различных, главным образом, библейских пророков. Это об­стоятельство служило основанием для утверждений об исламе как эклектичной религии, основанной на заимствованиях, творчески усвоенных и переработанных исламом.

Z Коран представляет собой уникальный исторический источник, проливаю­щий свет на доисламскую эпоху в Аравии. Он помогает реконструировать кар­тину межплеменных отношений, хозяйственной деятельности кочевого и осед­лого населения, дает представление о социально-профессиональном составе ара­вийского общества, содержит сведения об интенсивном торговом обмене между различными районами Аравийского полуострова и с сопредельными государст­вами. В Коране нашли отражение реальные события аравийской истории.

Стиль Корана считается у мусульман непревзойденным и неповторимым. Согласно доминирующей в современной науке гипотезе язык Корана — это над­диалектальный поэтический язык аравийцев с некоторыми элементами разговор­ного языка Мекки.

Сунна

Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (ар. «обычай, пример»). Сунна состоит из хадисов (ар. «новость, известие, рассказ») - сообщений из жизни пророка Мухаммеда, преданий о его словах или действиях, затрагивающих различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.

Активный сбор преданий пришелся на 700 — 720 гг. Через полстолетия они уже находились в массовом хождении. Как гласит традиция, всего было в обороте полтора миллиона хадисов. Профессия собирателя и знатока преданий о пророке Мухаммеде была почетной, престижной и зачастую политически и идеологически ангажированной.

Сунна, объединяющая поступки Мухаммеда, его высказывания и молчаливое одобрение, представляет собой источник материала для решения всех проблем индивидуума и общества в исламе. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда счита­ются боговдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верую­щими как богоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху. Сунна служила действенным средством приспособления ислама к новым ситуациям, возникавшим после успешной исламской экспансии и образования халифата, к динамично меняющимся историческим реалиям.

С превращением ислама в государственную идеологию средневековых импе­рий на основе Корана и Сунны создаются развернутая религиозная доктрина ис­лама и свод законов мусульман.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: