G В Медине приняла организационные формы мусульманская община – умма; установились основы мусульманской обрядности (которые впоследствии сильно усложнились); была построена первая мечеть и были установлены первые правила молитвы: молящийся должен обращаться лицом не к Иерусалиму, а к Каабе; произошло также окончательное размежевание мусульман с иудеями и христианами, окончательно оформились представления об особых мусульманских догматах и об исламе как особой религии.
Кроме того, в Медине Мухаммед выступал не только как руководитель мусульманской общины, но и как глава нового государства: им составляется устав мусульманской общины – своего рода Конституция первого арабского государства, где было сказано, что все жители Медины пользовались равными правами, независимо от их принадлежности к какому – либо племени. Все споры дожен был решать сам Мухаммед. Были оговорены многие социальные, экономические и политические вопросы жизни мусульман.
В этих новых условиях Мухаммед начал борьбу с враждебной Меккой. После многочисленных сражений и нападений мусульман на мекканские караваны, обеим сторонам удалось достигнуть компромисса. В 630 г. мекканская знать заявила о готовности подчиниться Мухаммеду, приняла веру в единого Бога, признала Мухаммеда Пророком (в силу политической необходимости). Мухам мед же признал святость Мекки и простил мекканскую знать, которая сохранила свои привилегии и скоро проникла в руководство мусульманской общины. Из святилища Кааба были выброшены все языческие идолы, и оно стало главным святилищем мусульман всего мира.
|
|
Основным местопребыванием Мухаммеда осталась Медина, а в Мекку он совершал паломничества (хаджи).
Одновременно с подчинением Мекки, Мухаммеду подчинилась большая часть Аравийского полуострова, а также южные районы Палестины и Ирака.
По преданиям, несмотря на свои религиозные и политические заслуги, Мухаммед до конца своих дней вел простой образ жизни и не стремился к богатству. Умер он в 632 г., через три месяца после того, как совершил свой последний хадж в Мекку.
Источники вероучения ислама и основы мусульманского вероучения
Коран
Первым источником изучения исламского вероучения является Коран (ар. – «чтение вслух, речитатив, декламация») – главная священная книга мусульман, представляющая собой собрание откровений, ниспосланных Аллахом Мухаммеду. Согласно исламской традиции Коран представляет собой «слово Божье», копию первокниги, хранимой на небесных скрижалях. Его ниспослание Мухаммеду осуществлялось посредством архангела Джабраила. В свою очередь Пророк посредством проповедей знакомил с содержанием откровений широкий круг людей.
|
|
При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно изустно. Хотя имелись записи отдельных откровений (на пальмовых листьях, на глиняных дощечках, на медных пластинках и т. д.), однако фиксация носила спорадический характер и велась с помощью примитивной арабской графики, поддающейся полной расшифровке только при сохранении текста в памяти. После смерти Пророка, а также из-за гибели в войнах многих его сподвижников, хранивших в памяти пространные отрывки его проповедей, встала задача оформления разрозненных текстов в единую книгу. Первые письменные версии Корана появились вскоре после кончины основателя ислама. Во избежание разночтении по указанию халифа Османа (правил с 644 по 656 г.) группа авторитетных сподвижников пророка создала сводный текст Корана. За основу была принята одна из прежних версий и при этом были учтены дополнительные записи и свидетельства современников Мухаммеда, знавших наизусть его проповеди. Параллельные списки священной книги мусульман имели хождение в халифате по крайней мере до Х в., но были вытеснены Османовой редакцией. Процесс канонизации Корана продолжался до Х столетия. В течение первых двух веков ислама шло интенсивное уточнение сакрального текста, устранялись разночтения, разрабатывались традиции его декламации.
Текст общепринятой Османовой редакции Корана состоит из 114 глав - сур, причем следуют они друг за другом не в хронологическом порядке, а в порядке убывания своего объема, своей величины (за исключением первой – вводной – суры). Таким образом, в Коране отсутствует композиционное единство. Суры в свою очередь включают определенное количество стихов — аятов (ар. – «чудо, знамение»).
Суры делятся на мекканские и мединские, причем из-за отсутствия хронологической последовательности мекканские суры чередуются с мединскими. Мекканские суры составляют примерно одну треть Корана и их содержание обращено к враждебному языческому обществу, касаются они в основном вопросов морали и этики, а также содержат предупреждения о грядущем страшном суде. Мединские суры составляют примерно две трети Корана и содержат предписания и нормы, призванные регулировать жизнь мусульманского общества. В этом смысле Коран выполняет функции ниспосланного Богом «арабского судебника».
Коран регламентирует всю жизнь мусульман – духовную и практическую, личную и общественную.
Z В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догматики, а выдвигаются лишь общие положения, которые впоследствии были приведены в систему. Большая часть коранического текста содержит полемику между Аллахом, «говорящим» устами Мухаммеда, с противниками ислама, а также обращения Аллаха к последователям Пророка с увещеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил многие религиозные тенденции периода джахилийя. Основополагающая идея проповеди Мухаммеда, зафиксированная в кораническом тексте, сводится к безусловной необходимости отказа от политеизма и обращения к монотеизму. Аллах предстает в Коране как первопричина всего сущего и творец мироздания.
Z Значительная часть коранического текста посвящена изложению библейских сюжетов и легенд. Около четверти священной книги содержит сведения о жизнедеятельности различных, главным образом, библейских пророков. Это обстоятельство служило основанием для утверждений об исламе как эклектичной религии, основанной на заимствованиях, творчески усвоенных и переработанных исламом.
Z Коран представляет собой уникальный исторический источник, проливающий свет на доисламскую эпоху в Аравии. Он помогает реконструировать картину межплеменных отношений, хозяйственной деятельности кочевого и оседлого населения, дает представление о социально-профессиональном составе аравийского общества, содержит сведения об интенсивном торговом обмене между различными районами Аравийского полуострова и с сопредельными государствами. В Коране нашли отражение реальные события аравийской истории.
|
|
Стиль Корана считается у мусульман непревзойденным и неповторимым. Согласно доминирующей в современной науке гипотезе язык Корана — это наддиалектальный поэтический язык аравийцев с некоторыми элементами разговорного языка Мекки.
Сунна
Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (ар. «обычай, пример»). Сунна состоит из хадисов (ар. «новость, известие, рассказ») - сообщений из жизни пророка Мухаммеда, преданий о его словах или действиях, затрагивающих различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.
Активный сбор преданий пришелся на 700 — 720 гг. Через полстолетия они уже находились в массовом хождении. Как гласит традиция, всего было в обороте полтора миллиона хадисов. Профессия собирателя и знатока преданий о пророке Мухаммеде была почетной, престижной и зачастую политически и идеологически ангажированной.
Сунна, объединяющая поступки Мухаммеда, его высказывания и молчаливое одобрение, представляет собой источник материала для решения всех проблем индивидуума и общества в исламе. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда считаются боговдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верующими как богоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху. Сунна служила действенным средством приспособления ислама к новым ситуациям, возникавшим после успешной исламской экспансии и образования халифата, к динамично меняющимся историческим реалиям.
С превращением ислама в государственную идеологию средневековых империй на основе Корана и Сунны создаются развернутая религиозная доктрина ислама и свод законов мусульман.