С увеличением полезной мощности на валу P2 ток возбуждения Iв не меняется и, если не учитывать реакцию якоря, магнитный поток F остается неизменным.
I0 – ток холостого хода.
Iя ~ P2, т.е. с ростом нагрузки растет и ток якоря.
, где w - угловая частота вращения.
Механическая характеристика n(M) при Iв=const.
, (*)
где - частота вращения в режиме холостого хода (без нагрузки).
Но момент , отсюда после подстановки в (*):
- уравнение естественной механической характеристики.
При введении сопротивления в якорную цепь получают искусственные механические характеристики .
Естественная механическая характеристика этого ДПТ жесткая: при изменении нагрузки частота вращения изменяется мало. При номинальной нагрузке изменение частоты вращения составляет 5…10 % от n0.